Марина Ушакова
Консультация для педагогов «Экологическое воспитание в детском саду посредством игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Экология является той наукой, которая учит нас бережно относиться к окружающему нас миру, к Земле. Наш мир разноцветный и яркий, а чтобы он оставался таким, его необходимо беречь и защищать.
Основной целью экологического воспитания в соответствии с ФГОС является воспитание с первых лет жизни гуманной, творческой личности, социально активной, способной понимать и любить окружающую природу и бережно относится к ней. Для достижения этой цели нам нужно решить следующие задачи:
Уточнение, систематизация и расширение знаний детей о растениях, животных и явлениях природы.
Публикация «Консультация для педагогов „Экологическое воспитание в детском саду посредством игры“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Формирование осознанного понимания взаимосвязей в природе.
Развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам и осознанного отношения к себе, как активного субъекту окружающего мира.
Развитие умений и навыков правильного взаимодействия с природой.
Пропагандировать среди родителей необходимость экологического воспитания дошкольников.
В работе необходимо пользоваться следующими педагогическими принципами :
системность;
доступность;
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
сезонность
наглядность;
и технологиями
- игровыми
-технологиями исследовательской деятельности
- технологиями проектирования
- инновационными технологиями
В работе по экологическому воспитанию в соответствии с ФГОС использовать следующие формы и методы:
НОД;
Экологические игры;
Экологические акции;
Экологические сказки, развлечения, игры и конкурсы;
Экологические минимузеи;
Экологические выставки;
Лабораторию юного эколога;
Экологические экскурсии, целевые прогулки;
Заполнение календаря природы;
Природоохранительные акции;
Моделирование;
Наблюдения.
Экологию можно пропустить через все виды деятельности.
В ознакомлении детей с природой широко используются разнообразные игры. Две группы игр применяются в практике дошкольного воспитания– творческие игры и игры с готовым содержанием и правилами.
Игры с готовым содержанием и правилами:
Дидактические игры – игры с правилами, которые имеют готовое содержание. В процессе дидактических игр дети закрепляют, уточняют, расширяют представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Так же игры способствуют развитию памяти, наблюдательности, внимания, активизируют разнообразные умственные процессы, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, способствуют воспитанию умения играть вместе, обогащают словарь. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Как коллективно, так и индивидуально, можно проводить дидактические игры с детьми, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет развития мыслительных операций и действий, и расширения знаний. Дидактические игры необходимо проводить в часы досуга, на прогулках и занятиях.
Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на настольно-печатные игры, предметные и словесные.
Настольно-печатные игры — это игры типа домино, лото, парные и разрезные картинки.
Здесь уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о животных, растениях, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним, а это требует мобилизации знаний и быстрой реакции. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются в повседневной жизни.
Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (шишки, листья, фрукты, семена). В предметных играх обогащаются, уточняются и конкретизируются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.
Словесные игры – это игры, в которых содержанием являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Они проводятся для закрепления знаний у детей о признаках и свойствах тех или иных предметов. Словесные игры развивают внимание, быстроту реакции, сообразительность, связную речь.
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных и их образу жизни. Имитируя звуки, подражая действиям, дети закрепляют знания. Полученная в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.
Творческие игры, связанные с природой, имеют огромное значение для развития детей. В них дети отражают впечатления, которые они получили в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе, идет процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.
Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (глина, снег, шишки, песок и т. д.). Дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт благодаря этим играм.
Воспитатель, руководя такой игрой, дает знания детям не в готовом виде, а с помощью поисковых действий.