Алена Бессонова
Консультация для педагогов «Эффективные методы и приемы в работе с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам сегодня поговорить о нашей работе с родителями. А точнее о том, как замотивировать родителей стать непосредственными участниками жизни детского сада.
Перед нами стоит важная задача - вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс. Для того, чтобы родители стали активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей, необходимо постараться раскрыть им важность их непосредственного участия, и помочь понять, что это необходимо, в первую очередь, их детям.
Публикация «Консультация для педагогов „Эффективные методы и приемы в работе с родителями“» размещена в разделах
Мамы и папы начинают чувствовать себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в развитие детей, и сами начинают получать удовлетворение от совместного времяпрепровождения.
СЛАЙД 2
Умение эффективно работать с родителями - это :
• - Повышение авторитета педагога;
• - Установление доверительных отношений;
• - Объединение всех в одну команду;
• - Создание условий для творческой самореализации родителей и детей.
• - Благодарность за любое, даже незначительное, проявление инициативы.
СЛАЙД 3 (педагоги размышляют)
Повышение авторитета педагога
Как вы считаете, как можно повысить авторитет педагога и заполучить доверие родителей? Давайте поразмышляем. В первом листе рабочей тетради у вас есть строки, в которых вы можете записать ваши мысли и идеи (пара минут).
СЛАЙД 4 (памятка)
Вы знаете, что доверие родителя к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности, личностным качествам.
1) Внешний вид педагога, его внутренняя активная жизненная позиция.
2) Обязательно знать имя, отчество каждого родителя и обращаться только так!
3) Отличное знание того, о чем говоришь с родителями. Уверенность в своей позиции. Необходимо прислушиваться к мнению родителей, но не потакать! Надо уметь аргументировать свой выбор, вариант своего действия.
4) Чаще рассказывать родителям о том, что было в группе, как занимается их ребенок, как себя чувствует, как строит общение со сверстниками. Делась основной упор на положительные качества ребенка.
5) Педагог должен сохранять субординацию в общении с родителями. Не позволять себе и родителю менять деловой стиль общения на вольно-фамильярный.
СЛАЙД 5 «Давайте поиграем»
Для того, чтобы установить доверительные отношения, можно начать играть.
Раз мы с вами педагоги детского сада, нам очень хорошо знаком основной вид деятельности детей – это игра. Но играть любят не только дети, но и их родители. С помощью игры, родители имеют возможность оставить свою серьезность, расслабиться и раскрепоститься.
А сейчас я предлагаю поиграть нам. Мы с вами уже взрослые, но давайте вспомним детство…
- игра «ПРЕДМЕТ МОЕГО ДЕТСТВА»
Эту игру я проводила дважды на родительских собраниях, и опираясь на опыт, могу сказать, что данная игра имела очень положительный отклик.
Так же существуют:
- Игры на укрепление детско – родительских отношений;
- Игры на снятие тревожности;
- Игры на определение лидерства;
- Игры на сплочение и тому подобное.
Все перечисленные игры собраны мной в картотеку. Так что, коллеги, можете обращаться, я с удовольствием поделюсь.
СЛАЙД 6 «список форм»
Также для установления доверительных отношений, можно использовать другие формы взаимодействия (воздействия) : (разрядить обстановку – психологическое давление, шантаж и тому подобное, а если серьезно
- анкетирование;
- индивидуальные беседы (консультации);
- родительская почта и другое.
Я предлагаю подробней остановиться на анкетировании. В ваших рабочих тетрадях представлен вариант анкеты, рядом вы можете дополнить, или заменить какие-то пункты. Давайте поразмышляем самостоятельно минутку и потом обсудим (черновик анкеты).
Анкета «Выявление интересов и потребностей родителей»
Уважаемые родители!
Для выявления Ваших интересов, пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в дошкольном учреждении просим Вас ответить на следующие вопросы:
1. Ф. И. ребёнка ___
2. Ваша Ф. И. О___
3. Какие формы работы с семьей Вы считаете для себя наиболее интересными, значимыми?
• родительские собрания;
• буклет, памятка;
• индивидуальные беседы;
• семейные праздники;
• групповые досуги;
• тематические консультации;
• семинары-практикумы;
• тематические выставки;
• родительские клубы;
• другое (что именно) укажите___
4. В какой роли Вы могли выступить, принимая участие в организации педагогического процесса в детском саду?
• Советник (помощь воспитателю в определении интересов, увлечений ребенка, предпочтительных для него воспитательных приемов);
• гид (участие в организации экскурсий и походов);
• наставник (организация занятий с детьми определенным видом деятельности; обучение их танцам, музыке, иностранному языку, театрализации и др.);
• групповой помощник (включение родителя в разные виды взаимодействия с детьми);
• другая роль (какая именно) ___
5. Какую помощь Вы можете оказать для улучшения образовательного и воспитательного процесса в группе?
• Сделать ксерокопию (разное количество листов);
• Отсканировать и отредактировать текст/рисунок;
• Распечатать материал для занятий на цветном принтере;
• Шить (например, одежду для кукол, костюм на праздник, атрибуты и другое);
• Вязать (например, одежду для кукол, костюм на праздник, атрибуты и другое);
• Принять участие в субботнике по наведению порядка (озеленение, ремонт)
• Осуществить мелкий ремонт сантехники, мебели
• Принести бумагу для свободного рисования;
• Другое (что именно) укажите___
• Занимаетесь ли вы рукоделием (если «да» - укажите)___
5. Отметьте темы, которые Вы хотели бы обсудить на встрече с педагогами в будущем учебном году.
• Как воспитать здорового ребёнка
• Воспитываем в ребёнке самостоятельность
• Как развить творческие способности у детей
• Как уберечь ребёнка от несчастного случая
• Как правильно общаться с детьми
• «Шустрики» и «Мямлики» (как воспитывать гипер- и гипоактивных детей);
• Что должен уметь ребёнок этого возраста;
• Развитие речи ребёнка Вашего возраста;
• Развитие артистизма;
• О культуре поведения;
• Какие игрушки нужны детям;
• Другая тема (укажите)___
7. Желаете ли Вы получить консультацию по вопросам воспитания ребё нка:
• педагога
• учителя-логопеда
• музыкального руководителя
• инструктора по физической культуре
• другого специалиста укажите___
Спасибо за сотрудничество!
Предлагаю нам продолжить. Мы с вами проработали способы повышения авторитета и установления доверительных отношений с родителями.
И когда, родители начинают прислушиваться к вашему мнению, мы начинаем давать небольшие индивидуальные разовые поручения. То есть, мы начинаем приобщать их к педагогическому процессу.
СЛАЙД 7 (тема недели)
Приведу пример создания условий для взаимодействия: предположим, вы планируете начать тему «Транспорт». Для этого нужно разместить в приемной информацию с рекомендациями: «Мы готовимся к новой теме» (беседы, рассматривание картинок по теме, чтение художественной литературы и др)
Таким образом, родители, возможно, захотят дома что-то напомнить своему ребенку, включатся в тему, расскажут что-то новое или найдут фотографии, почитают.
СЛАЙД 8 ( фото с мероприятий: рассказы, поделки и др)
Затем сообщаем родителям о том, что вам нужно для работы по данной теме. Вы можете попросить книжки, выполнить совместно с детьми рисунки, принять участие в подготовке занятий, в выставках, вернисажах, конкурсах, подготовке рассказов, составленных дома с детьми.
Обычно, благодаря такому подходу, результат не заставляет себя ждать. И совместными усилиями педагога, детей и их родителей рождаются замечательные мероприятия.
Как показывает практика, чем больше педагог включает родителей в совместную работу, тем больше вероятность, что родитель проявит инициативу, и организует своё мероприятие для детей (игровое, познавательное, досуговое и др)
С этой целью, мной был создан «Календарь событий», в котором каждый желающий может вписать своё имя и месяц, в который он желает прийти в детский сад и провести любое мероприятие с детьми.