Светлана Гасанова
Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании патриотизма в процессе приобщения к истории родного города
▼ Скачать + Заказать документы
«Следует заметить, что в словах «Я люблю свой край» нет ничего поверхностного или искусственного. Напротив, они отражают весьма существенные человеческие свойства… «Местные» черты поведения человека есть таинственное отражение того, что запечатлелось в нем годы его детства».
Мария Монтессори
Начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых большое значение имеет патриотизм. Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству; гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. (Краткий философский словарь).
Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании патриотизма в процессе приобщения к истории родного города» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. А любовь к своему Отечеству начинается с любви к своему городу. Ведь для ребенка Родина начинается с родного дома, улицы. В связи с этим для формирования патриотизма важно ознакомить дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города, города Воркуты. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Воспитывать чувство патриотизма нужно с дошкольного возраста. Начиная работу, педагог сам должен знать природные, культурные, экономические и социальные особенности Воркуты. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил родной город Воркуту, Коми край и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати- поле».
Задачами воспитания и развития детей в воспитании патриотизма в процессе ознакомления с родным городом являются :
-развитие у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего;
-развитие способности чувствовать красоту природы, архитектуры своего города и горожан, социальных акциях;
-развитие чувство гордости за город, ее достижения и культуру;
-формирование представлений о символике Воркуты (герб, флаг, гимн, бережного отношения к родному городу;
-Знакомство детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых граждан.
Представление о родном городе является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности и может успешно интегрироваться со всеми образовательными областями.
Последовательность работы по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе приобщения к истории родного города может представлена следующим образом:
1 блок - «Моя семья»
2 блок - «Детский сад»
3 блок - «Родная улица, поселок»
4 блок - «Родной город - Воркута».
«История родного города»
«Животный и растительный мир тундры»
«Знаменитые люди Воркуты: жизнь и творчество»
2. Как вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в патриотическом воспитании ребёнка – семье или детскому саду? Всё начинается с семьи, с её традиций. Отец и мать – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, и он строит своё поведение. У ребенка постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Семья - основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина.
Таким образом, благоприятные условия воспитания у ребенка-дошкольника чувства патриотизма могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи, как ячейкой общества.
Работа с родителями — это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей.
Взаимодействие родителей и педагогов осуществляется в основном через:
реализацию принципа единства требований к патриотическому воспитанию в ДОУ и семье;
личностно-ориентированную направленность;
активное вовлечение родителей в процесс воспитания и обучения как участников единого образовательного пространства;
оптимизацию разработки и внедрения совместных видов деятельности ДОУ и родителей;
уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения;
создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
Поиск эффективных способов в патриотическом воспитании дошкольников должен предусматривать повышение педагогической культуры и роли родителей в процессе приобщении детей к истории родного города Воркуты.
Для реализации содержания этой работы в дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы работы с родителями. Коллективные формы взаимодействия :
-День открытых дверей «Мой любимый город» : викторины, КВН, показ НОД и др. ;
-Создание совместных выставок детских рисунков, фотографий и работ на темы «Воркута - ты сердца моего частичка», используя современные технологии;
-Воскресные целевые прогулки ребенка с родителями по поселку, улицам города, в парк, поход в тундру с целью знакомства. Совместный поиск исторических сведений;
-Посещение при участии отдела «Воркутинского музейно-выставочного центра» на п. Воргашор по темам «Родной город» (история Воркуты, «Животный мир тундры», «Пернатые соседи», «Летающие цветы» с целью расширения представлений об обитателях тундры, истории родного города;
-Подготовка наглядного материала для родителей в виде папок-передвижек «Полезно знать…», «Знаменитые люди Воркуты», информационных стендов;
-Привлечение родителей к участию в праздниках «День города», викторине «Знатоки родного города»;
-Проведение воспитателем консультаций для родителей по темам «Посмотри вокруг и удивись», «Воспитываем любовь к своему городу»;
-Организация семинара-практикума «Ценность игр и игровых упражнений в воспитании патриотизма»;
-Организация родительского собрания на тему «Мой город - часть моей республики», где предусматривается выступление родителей и приглашенных гостей: библиотекаря, научного сотрудника;
-Организация родительской конференции на тему «Люби и знай, свой край», завершением может быть совместный концерт детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.
-Посещение массовых праздников, посвященных дню города;
-организация партнерской деятельности детей и взрослых по выпуску семенных газет «Я и мой город», «Моя родословная»;
-Ориентирование родителей на ознакомление с современной литературой, программами ТВ, т. е. активизация их педагогического самообразования и др.
Нетрадиционные формы:
-Организация семейного клуба «Юный воркутинец»;
Инновационные формы:
-Проектная деятельность.
Наглядные формы: библиотеки и папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации для родителей и детей, открытки-приглашения, визитки, выставки книг, настольных игр, детских или совместных рисунков, поделок с родителями, фотовыставки, газеты, и др.
Формы активизации — дискуссии, диалоги, обсуждение ситуаций, решение кроссвордов, анализ детских высказываний или детского творчества, тренинги, метод игрового моделирования и др.
Таким образом, два социальных института: ДОУ и семья - как единая социокультурная среда (поддерживая, и дополняя друг друга воспитательной работе, должны создавать условия для детей в воспитании патриотизма в процессе приобщения к истории родного города Воркуты. Задача ДОУ – приобщать родителей к педагогическому процессу по патриотическому воспитанию, расширять сферу участия родителей в организации жизни дошкольника в ДОУ, создавая условия для творческой самореализации не только педагогов, детей, но и родителей.