Ляшенко Ольга Николаевна
Консультация для педагогов «Выявление детей, нуждающихся в сопровождении, определение их потребностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов по теме : «Выявление детей, нуждающихся в сопровождении, определение их потребностей»
Проблема выявления детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является на сегодняшний день одной из актуальнейших задач общества. Чем раньше будет выявлен ребенок с ОВЗ, тем скорее ему (и его законным представителям) можно будет оказать квалифицированную помощь со сторону различных специалистов (учителя - логопеда, педагога - психологов, педагогов, медицинских работников и т. д.).
Публикация «Консультация для педагогов „Выявление детей, нуждающихся в сопровождении, определение их потребностей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
ФГОС дошкольного образования от 01.01. 2014 ставит задачи:
• Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка
• Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями …
• Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей…
Забота о реализации права ребёнка на полноценное развитие является сегодня неотъемлемой частью деятельности любого ДОУ, в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребёнка. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обуславливающих всё дальнейшее развитие организма. Благодаря быстрым темпам развития в период раннего детства незамеченные или показавшиеся незначительными отклонения от нормативного могут привести к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте. Кроме того, ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счёт большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психолого-педагогического развития ребёнка. Начатые коррекционные мероприятия в период раннего возраста помогут устранить большинство проблем к дошкольному, младшему школьному возрасту, что, соответственно, позволит предотвратить возникновение дальнейших отклонений.
Если представить модель службы сопровождения следующим образом,
то мы увидим, что самыми близкими участниками службы сопровождения являются родители (законные представители) и воспитатели ДОУ. Именно они наблюдают, изучают малыша ежечасно, ежеминутно. Им в помощь специалистами нашего центра была разработана карта сопровождения детей раннего возраста. В карте отражены основные показатели зрелости, ориентированные на:
• Определение уровня физического развития (общей и мелкой моторики)
• Определение сформированности познавательных процессов
• Определение сформированности ведущего вида деятельности
• Развитие речи
• Пространственные представления и основы счета
На мой взгляд, недостаточно представлено в карте определение уровня социального развития ребёнка, поскольку помимо навыков самообслуживания, необходимо определить контактность, общительность, эмоционально-волевую сферу.
После заполнения карты сопровождения воспитателем (под руководством психолога и /или логопеда, хорошо видно не только уже достигнутое ребёнком, но и находящееся в процессе созревания, отставания, или опережения. Ведь для воспитателей ДОУ не менее важна работа с детьми, имеющими условно нормативное развитие, одарёнными детьми. Карта позволяет видеть реальные возможности ребёнка, чтобы сформировать у родителей адекватную оценку ситуации, сориентировать их на дальнейшую работу, поскольку они являются полноправными участниками процесса сопровождения. В раннем возрасте родителям легче принять особенности своего малыша, т. к. есть ещё время для коррекции каких-то сфер, есть время для формирования у семьи активной жизненной позиции. Поскольку сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребёнка, специалистами была разработана карта сопровождения детей дошкольного возраста.
Хочется надеяться, что предложенные карты сопровождения помогут воспитателям ДОУ максимально рано выявить особые нужды и образовательные потребности ребёнка, чтобы в дальнейшем осуществить «пошаговое» обучение, в соответствии с возможностями ребёнка на данном этапе развития, оказать психолого-педагогическую помощь родителям, включить их в коррекционный и образовательный процессы.