Ткаченко Людмила
Консультация для педагогов «Воспитание толерантности у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня особенную актуальность приобрёл вопрос толерантности — терпимости к людям, относящимся к разным национальностям и культурам. Особое значение в последнее время эта проблема приобрела потому, что всё чаще мы стали замечать проявления недоброжелательности, недружелюбия, озлобленности, агрессивности. В семью и школу проникают настроения взаимной нетерпимости и культурного эгоизма. Подобные тенденции негативно влияют на развитие личности детей, их духовности и доброты. Именно поэтому родителям нужно внимательно отнестись к воспитанию детской толерантности и найти эффективные механизмы, способствующие её становлению.
Публикация «Консультация для педагогов „Воспитание толерантности у детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Проблема толерантности
Зачем ребёнка воспитывать в традициях толерантности? Всё просто. Основа толерантности — это право на отличие, индивидуальность. Если хотите, чтобы ребёнок легко влился в социум и его бы адекватно воспринимали со всеми особенностями и индивидуальными чертами, то нужно воспитывать с самого детства в нём такое же восприятие людей.
Люди во всё м мире разные: иной расы, национальности, культуры, религии, социальной среды, состояния здоровья, способа мышления. Толерантность — это жизненная позиция человека, имею которую, ему легко общаться с разнообразными людьми, а значит — легче жить. Толерантность сегодня стала условием гармоничной жизни в обществе. Именно поэтому и возникла необходимость воспитывать молодое поколение по правилам толерантности.
Важной задачей воспитания сегодня является понимание и принятие детьми общечеловеческих ценностей (культурных, нравственных, социальных, которые близки и понятны разным народам. Ребёнку следует объяснять, что неуважение той или иной культуры не способствует возникновению взаимопонимания между людьми, а только повышает уровень конфликтности. Важно донести детям доступными способами, что толерантная личность :
уважает мнение других;
доброжелательна;
направлена на взаимодействие;
способна понять и принять;
любознательна и чутка;
снисходительна.
Рассматривая проблему толерантности по отношению к детям дошкольного и школьного возраста, можно отнести её к основным направлениям воспитания. Она связана с культурой общения. Согласитесь, не только дети, но и мы сами, прекрасно понимая, что все мы — разные, не всегда ведём себя адекватно и тактично по отношению к людям. Быть терпимым друг к другу — далеко не просто.
Дух нетерпимости всегда существовал в обществе. Предметом нетерпимости могут выступать такие особенности детей :
национальные
религиозные
этнические
социальные
половые
связанные с внешним видом
связанные с состоянием здоровья
связанные с интересами, увлечениями и привычками.
Большое значение в формировании толерантности у детей отводится взрослым. Толерантность в педагогическом понимании — это общение взрослых и детей, построенное не оптимальных условиях, способствующих формированию у последних культуры общения, уважения индивидуальности личности, способности спокойно выражать своё мнение.
А начинать можно с передачи детям глубоких знаний о народах, культурах и традициях, что, в свою очередь, решит проблему возникновения у детей предрассудков.
Дети, проявляющие толерантность — это значит, осознающие, что люди отличаются по внешнему виду, по социальному положению и увлечениям, по этнической принадлежности и религии, и понимающие то, что все имеют право на жизнь, свой взгляд на окружающий мир и индивидуальность.
Как воспитать терпимость в дошкольниках?
Психологи считают, что лучше всего начинать формировать толерантность в старшем дошкольном возрасте, ведь именно в этом периоде активно начинает развиваться личность.
Направления воспитания толерантности у дошкольников :
Формирование положительного отношения к инвалидам, людям различных национальностей и религий.
Обучение дошкольников общению и методам выхода из конфликтов.
Изучение фольклора с целью получения знаний о разнообразии народов.
Воспитывать толерантность у дошкольников лучше всего с помощью игры.
Наилучшие возможности в сфере толерантного воспитания дошкольников созданы в дошкольном учреждении. В детском саду есть очень важное преимущество — детское общество, в котором ребёнок может научиться воспринимать разнообразие детей и научиться общаться. Такая среда — готовность ребёнка к гуманному, толерантному поведению.