Получи документы

Консультация для педагогов «Воспитание левшей-дошкольников»

Раиса Маркс
Консультация для педагогов «Воспитание левшей-дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание и обучение левшей-дошкольников

Одной из актуальных проблем для воспитателей, родителей и самого ребёнка является - леворукость (левшество, т. е. функциональное преобладание левой руки над правой, имеющее, как правило, врождённый характер. До недавнего времени развитие психики леворукого ребёнка рассматривалось в отрыве от развития его мозга, несмотря на признание того, что мозг и психика связаны между собой как орган и его функция. Учебно-образовательный процесс традиционно строится на развитии вербального и логического мышления, т. е. на развитии левого полушария, что не способствует успешной адаптации леворуких детей к процессу обучения.

Публикация «Консультация для педагогов „Воспитание левшей-дошкольников“» размещена в разделах

Право преимущественного владения той или другой рукой определяется не желанием и не прихотью ребёнка, а особым распределением функций между правым и левым полушариями головного мозга. Почему возникло преимущественное владение правой рукой? Вследствие чего леворукость стала исключением? Обычно мы говорим о мозге как о едином органе, хотя на самом деле его единство складывается из деятельности двух полушарий - правого и левого, между которыми существуют чёткие различия, т. е. имеет место функциональная асимметрия мозга. Это значит, что в функциональном отношении оба полушария неравнозначны. Более того, одно из них является доминантным, а другое подчинённым.

Изучение функциональной межполушарной асимметрии у человека началось более ста лет назад. Доминантность полушарий по отношению к речевым функциям впервые была продемонстрирована французским врачом и антропологом Полем Брока, который в 1865 г. произнё с свой знаменитый афоризм: «Мы говорим левым полушарием».

Открытие французского врача Поля Брока буквально потрясло учёный мир. До него никто не обращал внимания на то, что параличи правой руки очень часто сопровождаются нарушением речи, а при параличе левых конечностей, речь обычно не страдает. Изучая это явление, Брока сделал не одно, а сразу три крупнейших открытия: а) он обнаружил в левом полушарии моторный центр речи, поражение которого вызывает затруднение артикуляции (моторную афазию); б) показал, что в мозгу существует строгая локализация функций, и в) обнаружил, что полушария мозга человека асимметричны в функциональном отношении.

Рука - самый полифункциональный орган двигательной активности человека, поэтому именно развитие руки как органа жестов свидетельствует о связи определения правой руки как ведущей со становлением центра речи.

Оба полушария способны к восприятию слов, образов и к их переработке, но эти процессы протекают в них по-разному.

Левое полушарие. Вербальное, логическое, «рассудочное». Обрабатывает информацию, поступающую в мозг, последовательно, аналитически. Ему свойствен аналитический подход к решению задач по принципу индукции (от частного к общему); при этом анализ предшествует синтезу.

Правое полушарие. Невербальное, образное, зрительное. Обрабатывает сигналы одновременно и холистически (целостно). Позволяет видеть объекты в нескольких смысловых плоскостях. Ему свойствен синтетический подход по принципу дедукции (от общего к частному, когда синтез предшествует анализу.

Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка. Именно в дошкольный период создаются особо благоприятные условия для возникновения психических новообразований в познавательной и мотивационной сферах, имеющих существенное значение для ребёнка.

По характеру проявления можно выделить три вида функциональной асимметрии: моторную (неравномерное участие правой и левой половины туловища, рук, ног и лица при формировании общего двигательного поведения, сенсорную (функциональное неравенство парных органов чувств) и психическую (организация речи и других высших психических функций).

Главной асимметрией человека является психическая, обусловленная специализацией полушарий мозга. Рассмотрим основные особенности полушарий мозга человека и сферы психической деятельности, за которые они ответственны.

ПРАВОЕ полушарие у левшей является доминирующим. Наиглавнейшая особенность этого полушария — восприятие звуков, выразительности. Благодаря работе правого полушария, мы способны по голосу узнать близкого человека, отличить мужской голос от женского, только по одной интонации догадаться, хвалят нас или ругают.

Огромнейший мир музыки доступен лишь этому полушарию. При его поражении человек не узнаёт мелодии хорошо знакомых песен, певец окажется неспособным петь, а музыкант исполнить даже самое простенькое музыкальное произведение. Установлено, что музыкальные мелодии лучше распознаются, если предъявляются на левое ухо, то есть воспринимаются правым полушарием.

Образное представление специфических функций каждого полушария мозга. Образная память, способность сохранять длительное время впечатления от увиденного — и это обязанность правого полушария. При нарушении работы этого полушария человек не заметит на рисунках ни малейшего несоответствия. Человеку с отключенным правым полушарием трудно запомнить и затем воспроизвести сложные фигуры и изображения.

Пока «выключено» правое полушарие, большинство зрительных задач вызывает очень серьёзные затруднения. Человеку становится сложно отыскать на столе глазами необходимую вещь, не удаётся удержать на ней взгляд и совершенно невозможно уследить, например, за едущим автомобилем или бегущим человеком.

Правое полушарие помогает нам хорошо ориентироваться в пространстве: помнить обстановку в своей квартире, расположение районов и улиц в городе.

Имеется еще одно свойство правого полушария — перерабатывать поступающую информацию в реальном времени, то есть оно как бы наносит «временные метки» на переживаемые события.

Основные функции ЛЕВОГО полушария. Его работа позволяет человеку понимать обращённую к нему речь, как устную так и письменную, свободно оперировать цифрами и математическими формулами. Для левополушарного человека не составляет большого труда выучить длинное стихотворение ими запомнить два десятка иностранных слов. Он без труда подсчитает количество находящихся перед ним предметов, решит в уме простую задачу.

Левое полушарие человека сопряжено с двигателъной сферой, правое — в основном с чувственной. Подобное расширение сферы чувственного познания у левшей приводит к тому, что им становятся доступны некоторые «исключительные», феноменальные способности восприятия.

Своевременное выявление детей, склонных к леворукости, позволит предотвратить необоснованное их переучивание и предупредить нарушения в развитии личности и тем самым сохранить психическое здоровье ребёнка. В возрасте 5-6 лет необходимо провести диагностику на определение профиля асимметрии. Ранее делать это считается нецелесообразным: развитие до этого возраста обусловлено неравномерностью процесса морфологического созревания полушарий; причем опережающее развитие нередко характерно для правого полушария.

Предварительно необходимо ознакомиться с соответствующей медицинской и педагогической документацией, выяснить особенности поведения ребенка, его навыки общения с детьми группы, проанализировать рисунки и поделки. Важным при диагностике является информация о наличии леворукости у ближайших родственников. Анализ полученных данных позволит провести обследование ребёнка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей.

При воспитании и обучении ребё нка с доминирующей левой рукой необходимо учитывать и ряд других особенностей: медлительность (порой даже заторможенность, не синхронность движений, необычную походку и т. д. Нельзя акцентировать на этом внимание ни самого ребёнка, ни его сверстников. Если ребёнку не удаётся выполнить какое-то гимнастическое упражнение на занятии физической культуры, не нужно насильно заставлять это делать, тем более, в присутствии других детей. К детям-левшам нужно быть терпимыми, нельзя торопить их высказываться и требовать быстрого выполнения того или иного задания.

Доминирующая рука определяется головным мозгом человека. Многие научные исследования доказали, что правши - люди с доминирующим левым полушарием, лучше владеют словом, аналитическим и оперативным мышлением. А левшам лучше даётся творчество. Как правило, это яркие, креативные и артистичные личности. Они более чувствительные и эмоциональные. Среди левшей часто встречаются одарённые дети, которые в будущем становятся генераторами гениальных идей. Юлий Цезарь, Эйнштейн, Леонардо да Винчи. - все эти великие личности обладали доминирующим правым мозгом. Поэтому правильнее было бы расценивать леворукость не как недостаток, а скорее, наоборот, как дар природы.

Нельзя переучивать ребёнка - любое вмешательство в естественное развитие молодого организма способно серьёзно ему навредить. Вред от переучивания левши нередко распространяется на здоровье: как физическое, так и психическое. У ребёнка могут возникнуть комплексы, стресс и неврозы, способные повлечь за собой осложнения в виде заикания. Переучивание негативно отражается на речевых способностях. Для устранения речевых нарушений необходимо чаще разговорить с ребёнком, помогать ему подбирать нужные слова, выполнять специальные упражнения, назначенные логопедом, учить стихотворения и разучивать скороговорки.

Правило «не менять доминирующую руку» не распространяется лишь на так называемых вынужденных левшей, повредивших правую конечность, не способных ею работать в полную силу или вообще. В данном случае обучение слабой руки бытовым навыкам просто необходимо. А вообще основную группу людей с доминирующим правым полушарием составляют левши с генетической предрасположенностью. Леворукость может передаваться по наследству или являться следствием родовых травм и неблагоприятных воздействий на плод в период внутриутробного развития. Подобных детей, рожденных левшами, как раз и не рекомендуется переучивать.

Другое дело - развивать координацию обеих рук, чтобы недоминирующая рука была активной и полезной помощницей сильной.

Для этого очень полезны физические упражнения, плавание, занятия и игры, в которых задействованы руки: лепка из пластилина, изготовление всевозможных поделок, вязание, вышивание, плетение, нанизывание бусинок на леску и т. д.

Левшами является около 10 % людей, причем по оценкам зарубежных и отечественных специалистов доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Людей, умеющих работать только левой или только правой рукой называют «выраженные левши» и «выраженные правши». Кто-то использует преимущественно одну руку, но умеет выполнять эти же действия другой рукой. Это «невыраженные" левши (правши)». Есть и те, кто одинаково хорошо выполняет любые действия обеими руками. Это амбидекстры. Левшество - один из вариантов нормального развития организма.

Особенности межполушарной асимметрии наиболее ярко проявляются в познавательной деятельности леворуких детей и могут привести к трудностям при овладении грамотой. Знание особенностей познавательной деятельности дошкольников-левшей позволит организовать коррекционно-педагогическую работу по предупреждению возможных трудностей при обучении их чтению и письму.

Установлено, что у левшей чаще, чем у правшей, отмечается речевое недоразвитие, нарушение чтения, письма, счёта.

Исследованиями доказано, что леворукие дети обладают определённой спецификой познавательной деятельности. Внимание левшей недостаточно устойчиво, ребёнок не может длительное время концентрироваться на одном объекте, отмечается снижение скорости распределения и переключения внимания. Леворукие дети не могут быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой. Они испытывают трудности концентрации внимания на нескольких объектах. Левшам сложно одновременно совершать ряд действий и следить за несколькими явлениями, не теряя ни одного из поля своего внимания.

Особенности восприятия леворуких дошкольников проявляются в замедленном осмыслении взаимоотношений между частями целого изображения, в снижении способности к дифференцированному восприятию. У левшей несколько снижен объём кратковременной, долговременной, произвольной образной памяти.

У большинства левшей наблюдаются трудности в различении правого и левого направлений пространства и в целом худшее выполнение пространственных задач. Поэтому леворуким в большей степени свойственны затруднения при овладении навыком письма.

Дошкольники-левши значительно отстают от правшей в развитии тонко координированных движений руки. У них часто наблюдается тремор, движения нечёткие, медленные, неловкие. Нередко ребёнку для выполнения задания необходимо несколько попыток, во время работы он напряжен, нервничает, движения скованны.

Леворукие дети эмоционально чувствительны, ранимы, тревожны, обидчивы, раздражительны, у них снижена работоспособность и повышена утомляемость. Для повышения эффективности обучения левшей необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария, чтобы полнее использовать присущие ему особенности: большую скорость и эмоциональность восприятия, обобщённость, целостность, образность, вовлечение непроизвольной памяти. С этой целью на занятиях с такими детьми полезно использовать различные модели, макеты и схемы.

Обучая и развивая леворукого ребёнка следует помнить, что речь дошкольников подчиняется закономерностям не логического, а непосредственно чувственного восприятия, которое обеспечивается деятельностью правого полушария. Именно поэтому речь педагогов должна быть образной, богатой эмоционально и интонационно, сопровождаться мимикой, жестами, постоянно подкрепляться зрительной наглядностью.

Одним из основных условий и показателей хорошего психического и нервно-психического развития ребёнка является своевременное и разностороннее развитие его движений. У леворукого ребёнка особое внимание нужно уделять развитию движений руки.

Тренировать пальцы рук можно уже с двух-трехмесячного возраста, используя такие приемы массажа как поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью, поглаживание каждого пальца в отдельности от ногтя к низу, поочередное сгибания и разгибание пальцев рук. С десятимесячного возраста малышу можно давать перебирать сначала более яркие и крупные предметы, затем более мелкие. Полезны для тренировки пальцев различные игры, сопровождаемые стихами, пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр, лепка, работа с ножницами, шнуровка, завязывание различных узлов, нанизывание бус и т. п.

Учить ребёнка ориентироваться в пространстве, правильно сидеть при письме, правильно держать ручку необходимо начинать уже в подготовительный к школе период.

Большинство дошкольников левшей ещё слабо ориентируются в пространстве и на плоскости, путаются в определении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Поэтому воспитателю необходимо поворачиваться спиной к детям при показе той или иной руки или стороны в пространстве. Также и ребёнка следует просить поворачиваться спиной к остальным детям при выполнении необходимых действий.

При формировании умения различать правую и левую сторону начинают с дифференциации правой и левой руки. Сначала вводят речевые обозначения, а потом просят выполнять различные движения то одной, то другой рукой. Затем приступают к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха, щеки.

Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве.

В подготовительный к школе группе очень важно использовать различные задания и упражнения, которые постепенно готовят руку ребёнка, особенно левши, к письму. Самый простой и эффективный способ - раскрашивание карандашами. Это занятие тренирует мелкие мышцы детской руки, делает ее движения более сильными и координированными. При подготовке руки к письму используют такие приёмы как обводка, штриховка, дорисовывание изображения до целого, срисовывание, завершение узора или орнамента из прямых и изогнутых линий.

При подготовке к обучению грамоте важно помочь леворукому ребёнку выбрать положение руки во время письма. Есть две манеры леворукого письма: первая (более распространенная) - рука находится в положении, аналогичном тому, как пишут правой рукой (под строкой, а лист бумаги располагается вдоль левой руки с наклоном вправо; вторая (инвертная) - кисть повернута к груди пишущего, рука и ручка находятся над строкой, лист бумаги наклонен влево. Леворукий ребёнок должен сам избрать удобную ему манеру письма, допустимо вертикальное написание букв или их наклон влево.

Во время проведения занятий воспитатель, должен обращать внимание на правильную посадку при письме: сидеть прямо, не касаясь грудью стола, голова слегка наклонена вправо, ноги упираются в пол, руки лежат на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, левая рука свободно двигается по строке, правая - придерживает лист.

Для облегчения ориентировки в сторонах листа помечают цветным карандашом левую сторону листа и объясняют ребенку, что здесь начинается строка. Можно выделять левую руку ребёнка, надевая часы, браслет, это создаст у ребёнка дополнительную зрительную опору.

Обучая и воспитывая леворукого ребенка нужно помнить, что ни в какой ситуации он не должен чувствовать негативное отношение к леворукости. Леворукий ребёнок, как правило, возбудим, быстро утомляется, а значит, день ребёнка должен быть построен так, чтобы не было перегрузки и переутомления.

Специфика познавательной деятельности леворуких дошкольников должна учитываться воспитателями и специальными педагогами при организации обучения левшей в дошкольных образовательных учреждениях.

Соответствие готовности ребёнка и требований, которые к нему предъявляются, есть главное условие успешности и эффективности раннего обучения. Надо дать ему возможность получить удовлетворение от достигнутого, и лишь потом переходить к чему-то новому, более сложному. Цель всегда должна быть на шажок впереди, но должна быть достижимой, соответствовать возможностям ребёнка. Следует помнить, что у детей, испытывающих неудачу, снижается интерес к новому, а значит, затрудняется процесс обучения.

Знание личностных и психологических особенностей леворуких необходимо родителям, чтобы наиболее эффективно организовать познавательную деятельность ребёнка-левши и подготовить его к овладению школьной программой. Дошкольник очень любопытен, и ему интересно не только то, что происходит вокруг, но и причины происходящего. Родители могут искать ответы на неясные вопросы вместе: в энциклопедиях, книгах о природе, жизни растений и животных.

Именно такой комплексный подход поможет леворукому ребенку адаптироваться в коллективе, почувствовать свою успешность, а в дальнейшем - справиться с трудностями школьного обучения.

Публикации по теме:

Деловая игра для педагогов по теме «Экологическое воспитание дошкольников» Цель: повышение профессионализма педагогов в осуществлении экологического образования дошкольников. Задачи: - Расширение представлений педагогов.

Консультация для педагогов «Гендерное воспитание дошкольников» «Всевышний сотворил человека Единым, но, разгневавшись на него, разрубил на две половинки (мужчина и женщина). С тех пор, они, такие разные,.

Консультация для педагогов «Комплексная работа педагогов и специалистов по развитию мелкой моторики у дошкольников с ТНР»Консультация для педагогов «Комплексная работа педагогов и специалистов по развитию мелкой моторики у дошкольников с ТНР» Зачастую координация усилий специалистов, работающих в группах компенсирующей направленности, является сложной и подчас невыполнимой задачей.

Консультация для педагогов «Правовое воспитание дошкольников» Консультация для педагогов «Правовое воспитание дошкольников» Содержание: 1. Понятие «Право». Нормативные основы защиты прав детей. 2.

Консультация для педагогов «Воспитание детей в Англии и Японии» Воспитание детей в Англии и Япониию. В Японии учитель чаще обращается к поощрениям, нежели к наказаниям. Воспитывать означает не ругать.

Консультация для педагогов «Воспитание нравственных качеств дошкольников через театрализованную деятельность» Воспитание нравственных качеств дошкольников через театрализованную деятельность (из опыта работы) В настоящее время перед обществом необычайно.

Консультация для педагогов «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре» "Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре. " Народная культура является источником развития патриотических.

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников в разных возрастных группах» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида «Антошка» с. Зудилово Консультация.

Мастер-класс для молодых педагогов «Сенсорное воспитание и развитие дошкольников» .

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников на занятиях» МДОУ «Детский сад №83 комбинированного вида» Консультация для педагогов Экологическое воспитание дошкольников на занятиях (все возрастные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Воспитание левшей-дошкольников»
Опубликовано: 29 января 2019 в 19:40
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Воспитание левшей-дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Раиса Маркс (УИ 613988) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД