Софико Бальцер
Консультация для педагогов «Театральная деятельность»
▼ Скачать
Театрализованная деятельность в средней группе детского сада
Занятия по театрализации решают множество задач, способствуя, прежде всего, гармоничному развитию ребёнка.
Задачи и приёмы театрализации в ДОУ :
Публикация «Консультация для педагогов „Театральная деятельность“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
1. Формирование начальных основ театральной культуры. Знакомство с театральной терминологией, разновидностями театрального искусства, учатся, как нужно правильно вести себя во время пребывания в театре.
2. Развитие у детей интерес к театрально-игровой деятельности. Формирование желания принимать участие в играх-драматизациях, в театрализованных спектаклях (в массовых сценах) театральной студии.
3. Обучение: разыгрыванию несложных представлений по знакомым литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест); модуляции голосом, (говорить тихо, громко, грубо, передавать интонацией удивление, радость, печаль, страх); сочетанию в роли движения и слова.
4. Формирование навыков публичного выступления, красиво и чётко излагать свои мысли и чувства в общении.
5. Обогащение словарного запаса, развитие диалогической речи.
Организуя в среднем дошкольном возрасте театрализованную деятельность, воспитатель опирается на определённые приё мы:
1. Словесные: чтение коротких сказок и рассказов (которые потом трансформируются в сценарий спектакля, беседы, конкурс чтецов, театрализованные игры : «Продолжи сказку», «Сказки наизнанку», «Веселые стихи».
2. Наглядные: совместное рассматривание костюмов, декораций к конкретным спектаклям, просмотр театральных постановок в детском саду (их организуют педагоги либо приглашаются профессиональные актёры).
3. Практические: сюда относятся игры-драматизации, разыгрывание коротеньких этюдов, рисование эпизодов из конкретных сказок и рассказов, изготовление своими руками декораций, атрибутов, масок и прочих элементов костюмов.
4.«Синквейн» : темы проектов, синквейнов могут быть самыми различными, главные их условия – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. идея заключается в важности заинтересовать родителей воспитанников перспективами формирования театрализованной деятельности в ДОУ, приобщая их к жизни детского сада и делая их полноправными партнерами в своей работе. Когда детям ещё не хватает полноценных знаний, умений и навыков.
5. ИКТ технологии: Нетрадиционная форма проведения театрализованных представлений, с использованием многофункционального использования мультимедийной техники (видеоклип, компьютерная презентация, слайд-шоу) Проведение динамических пауз, игр, танцев, сюрпризных моментов, обыгрывании сказки-импровизации с применением кукол-образов. Использование яркого, нетрадиционного набора мягких модулей в качестве декораций-трансформеров, позволяющих менять сюжетную картину театрализованного представления;
Виды театрализованной деятельности в средней группе
Игры-драматизации Режиссёрские игры
дошкольники сами становятся действующими лицами спектакля: облачаются в костюмы, играют роли персонажей, передавая их движения и переживания с помощью интонации, мимики и пантомимики.
По колличеству персонажей ребёнок только создаёт сцену, управляя игрушечным героем — объёмным или плоским.
Не более 3 детей
Методика и организация театрализованной деятельности в средней группе детского сада
Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в не регламентируемое время, ограничено включена в различные занятия. В подготовительный период воспитатель организует и координирует всю работу. Желательно, чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку. Причём каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному. Такие занятия чаще всего проводятся один раз в три - четыре недели, либо выносятся в кружковую работу.
Полезно, когда результаты работ по музыке, изобразительному искусству, художественному труду в конечном итоге объединяются в целостный продукт. Дети с удовольствием участвуют в подготовке к предстоящему спектаклю: старательно рисуют приглашения, участвуют в коллективном оформлении афиши, посильно готовят все необходимое для театрализованной игры (атрибуты, элементы декораций, костюмы) под руководством педагога. Так же очень любят изготавливать собственноручно кукол, раскрашивая их карандашами, гуашью, фломастерами, украшая аппликацией. Это может быть концерт, вечер досуга, спектакль или какой-либо праздник. В таких мероприятиях каждый ребёнок становится членом коллектива, объединённого одной целью.
Уголок театрализации в групповом помещении
В развивающей среде средней группы обязательно должен быть оформлен уголок театрализации, где представлены самые разные виды театра, декорации и костюмы, шапочки-маски и различный театральный реквизит (билетики, касса, афиши и пр.). С помощью всей этой атрибутики в свободное время малыши могут развивать свои актёрские способности, разыгрывая небольшие спектакли, воображая себя различными персонажами.
Рекомендованные виды театра :
1. Настольный. Это манипуляции с самыми обычными игрушками (матрёшками, фигурками животных и пр., при этом сценической площадкой является детский стол. Содержание таких спектаклей обычно подбирается предельно простое, отсутствуют замысловатые движения и действия.
2. Конусный. Является разновидностью настольного. Персонажи при этом изготавливаются из бумажных конусов.
3. Театр на фланелеграфе (либо магнитной доске). Педагог может легко изготовить множество персонажей для таких спектаклей.
4. Теневой. Это замечательное развлечение для детей, которым нравится смотреть, как фигурки людей и животных движутся по ярко освещённому экрану.
5. Бибабо (или театр «Петрушки»). Представляет собой набор из кукол, которые надеваются на руки подобно перчатке. При этом сценой театра бибабо является ширма, на которую ставятся декорации. Маленькие кукловоды находятся за ширмой и управляют куколками.
6. Пальчиковый. Это маленькие куколки: деревянные, сшитые из материала, связанные из пряжи либо склеенные из бумаги. Дети надевают игрушки на пальчики и с помощью ширмы показывают спектакль.
7. Варежковый (Носочковый) театр. Основан на использовании ненужных детских варежек (носок, гольф, к которым пришиваются глазки, ушки, ротик, волосы и прочие детали.
Спектакли поставленные при тесном взаимодействии педагога и музыкального руководителя, получаются более яркими, интересными (музыкальное сопровождение). Музыкальный руководитель может подыграть ребятам на пианино либо воспитатель подбирает подходящие аудиозаписи.
Тематика основного блока занятий по театрализации в средней группе связана с русскими народными и литературными сказками. В начале года педагог берет для совместных игр с детьми более простые игры и сюжеты, к концу года они усложняются в соответствии с возрастом. Воспитатель разыгрывает с детьми спектакли начиная с хорошо знакомых произведений.
Примерный список произведений для театрализации :
«Колобок», «Курочка Ряба», «Заячья избушка», «Бобовое зёрнышко», «Репка», «Рукавичка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Кто сказал «Мяу», «Под грибом» В. Сутеева, «Три поросёнка», «Три медведя», «Лапоть, пузырь и соломинка», «Маша и медведь», «Мешок яблок» (Сутеев, «Сказка о глупом мышонке» (Маршак, «Муха - цокотуха», «У меня зазвонил телефон» К. Чуковского, «Под грибом» (Сутеев, «Кошкин дом» (Маршак, «Лисичка со скалочкой», «Лисичка-сестричка и волк», «Айболит» (Чуковский, «Белый медведь и бурый медведь» (ненецкая сказка, «Вершки и корешки», «Ворона и лисица» (Крылов, «Встреча Нового года» (Борднер, «Гуси-лебеди», «Горшочек каши» (Гримм, «Два Мороза», «Зимовье зверей», «Земляничка» (Павлова, «Каша из топора», «Кот, петух и лиса», «Кораблик» (Сутеев, «Колосок», «Красная шапочка», «Как ночь день сменяла» (И. Ревю, «Кто помог Деду Морозу» (И. Ревю, «Лиса и журавль», «Лягушка-путешественница» (Гаршин, «О маленьком самолётике» (Пантегова, «Про осень» (И. Ревю, «Про храброго зайца» (Мамин-Сибиряк, «Про лето» (И. Ревю, «Про курочку и цыплят» (Крючкова, «Про зайца и черепаху» (И. Ревю, «Смоляной бычок», «Три бабочки» (немецкая сказка, «У страха глаза велики», «У солнышка в гостях» (словацкая сказка, «Утёнок и цыплёнок» (Сутеев, «Цыплёнок» (Чуковский, «Четыре художника» (Скребицкий, «Ягодная сказка» (Михайлина, В. Бианки.