Дубинина Светлана
Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность дошкольников как средство развития выразительной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе общения с окружающими людьми, в практическом использовании языка (системы языковых норм) происходит развитие речевой выразительности детей старшего дошкольного возраста. Особую роль при развитии речевой выразительности у дошкольников занимают театрализован-ные игры. В них сконцентрированы все богатство и красота русского языка. Участие ребенка-дошкольника в театрализованных играх знакомит его с многообразием окружающего мира через образы красоты, звуки, а умело поставленные вопросы педагога, учат анализировать, обобщать, делать выводы. Умственное развитие детей старшего дошкольного возраста взаимосвязано с совершенствованием речи. Работа над выразительностью реплик персонажей, свои высказывания детей активизируют их словарь, способствуют улучшению звуковой культуры речи, интонационного строя. Исполнение ролей, произношение реплик требует от ребенка четкого, ясного, понятного изъяснения. В свою очередь, совершенствуется диалогическая речь, интонационная выразительность, грамматический строй речи. Театрализованные игры, участие в них, способствуют приобщению и освоению ребенком достижений истории культуры, эстетическому воспитанию, формированию творческих способностей. Такие качества театрализованных игр как увлекательность, эмоциональность, образность, динамизм, передаваемые с помощью своеобразных стилистических средств, которые очень близки психологическим особенностям детей-дошкольников, их способу мышления, чувственности и восприятия окружающего мира, выражения своего отношения к его событиям и явлениям. Вопросами развития речевой выразительности старших дошкольников посредством театрализованных игр занимались такие отечественные педагоги как : Г. И. Батурина, Н. Ф. Виноградова, Р. И. Жуковская, Г. Ф. Кузина, О. И. Соловьёва, Е. И. Радина и др. Театрализованная деятельность положительно влияет на формирование детской эмоциональной сферы, способствует проявлению сочувствия персонажам, сопереживания разыгрываемых событий, тем самым приобщает его к духовным ценностям. Участие в театрализованных играх оказывает положительное влияние на формирование выразительности речи дошкольника. Выделяется ряд критериев, соблюдение которых необходимо выполнять педагогу, для всестороннего развития ребенка в театрализованной деятельности : создание условий для формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности; поощрение исполнительского мастерства; развитие способностей свободного и раскрепощенного выступления детей; приобщение детей к театрализованной культуре через знакомство с театральными жанрами, различными видами кукольных театров, внутренним устройством театра; побуждение детей импровизировать при помощи мимики, интонации и выразительных движений; обеспечение взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами деятельности дошкольников в едином педагогическом процессе; создание условий для совместного участия детей и взрослых в театрализованной деятельности. Виды театрализованных игр. В зависимости от художественного оформления различают игры-драматизации, игры с настольным театром, фланелеграф, театр бибабо, теневой театр, игры с марионетками. Все виды игр, приведенные выше, участвуют в формировании выразительности речи детей. Но хочется отметить, что в большей мере этому требованию соответствуют игры-драматизации, так как здесь наравне с развитием вербальных средств выразительности (что присутствует во всех видах театральных действий) присутствуют все компоненты невербальных средств выразительности речи, это – мимика, жесты, позы. Совершенствование речевой выразительности в театрализованной деятельности. Анализируя содержание театрализованной деятельности можно сделать вывод, что данный вид деятельности является наиболее 22 эффективным условием для развития выразительности речи. Здесь ведется работа по двум направлениям: развитие вербальных и невербальных средств выразительности. Знакомство с художественной литературой, работа с текстом обогащает словарный запас ребенка. Дети узнают новые слова, открывают мир фразеологизмов, метафор. Литературная речь является для дошкольника образцом-примером в плане грамматического построения словосочетаний и предложений. В театрализованных постановках, где требуется от детей самостоятельно придумать текст и потом разыграть его, работа по развитию вербальных средств выразительности особенно продуктивна. Работа над интонационной выразительностью речи, на наш взгляд, ведется крайне односторонне. Практически сюда входят лишь упражнения на развитие умения интонировать, менять силу, громкость и темп голоса. Но понятие интонационная выразительность речи шире, сюда входит работа над развитием артикуляционной моторики, формированием правильного речевого дыхания. Отрадно то, что в современных разработках разных авторов иногда встречаются используемые в театральной педагогике и адаптированные к дошкольному возрасту системы занятий – упражнений, направленных на развитие именно интонационной выразительности в полном ее смысле. В театрализованной деятельности уделяется внимание развитию эмоциональной сферы ребенка, что как мы установили ранее, является одним из важнейших факторов развития речевой выразительности. Здесь дети учатся распознавать эмоции и имитировать их. Основные направления, методические рекомендации и приемы по обучению детей различным средствам выразительности раскрыл Л. Макаренко в своей статье «Здравствуй, театр!» Чтобы помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности, осознать необходимость работы над ролью, вести себя на сцене непринужденно, уметь передать сущность своего персонажа, нужна специальная актерская тренировка на играх- занятиях. Их цель – помочь овладеть следующими средствами выразительности : интонацией – предложите детям произносить слова и предложения с разной интонацией; позам – сначала целесообразно предложить детям поиграть в знакомые им игры типа «Море волнуется», затем предложите им позой изобразить кого-нибудь или что-нибудь и объяснить, почему они выбрали именно эту позу; жестами – начинать надо с простых сценических заданий: как жестом показать состояние или ощущение человека, следующие упражнения включают уже несколько действий; мимикой – научите детей по выражению лица определять настроение человека, а затем с помощью мимики выражать свое эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие; пантомимикой – предложите детям с помощью указанных образных средств представить различные ситуации.
Публикация «Консультация для педагогов „Театрализованная деятельность дошкольников как средство развития выразительной речи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Такой подход к театрализованной деятельности, к обучению детей вербальным и невербальным средствам через нее, является традиционным и способствует всестороннему развитию детей дошкольного возраста.