Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Театр как средство приобщения детей к искусству»

Юлия Семенова
Консультация для педагогов «Театр как средство приобщения детей к искусству»
▼ Скачать + Заказать документы

Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка, или зайчик, как передвигается косолапый медведь. Театр – это сказка и это реальность, где каждый ребенок может проявить свое творчество.

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда появляются новые Федеральные государственные требования и стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками, очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности, потому, что театральная деятельность – это самый творческий вид детского творчества. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому что связана с игрой. Любую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия, тем самым проявляя творчество.

Публикация «Консультация для педагогов „Театр как средство приобщения детей к искусству“» размещена в разделах

Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка – это составная часть социальных и духовных направлений общественного устройства.

Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования.

Однако в реальной жизни, все зачастую происходит не так. Это проявляется в следующем:

• у дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера, и значительная часть детей остается вне этого вида искусства по объективным (отсутствие театров в данной местности) и субъективным причинам (недооценка взрослыми необходимости ознакомления с этим видом искусства);

• наблюдается бессистемность и поверхностность ознакомления с театром в детском саду и семье, что формирует у детей представление о доступности восприятия сценически оформленного произведения без специальных знаний, что ведет к последующему отторжению видов искусства, восприятие которых требует владения их специфическим языком;

театрализованные игры детей характеризует примитивность и «свернутость» импровизации, бедность используемых для создания образа средств выразительности и др. ;

• отсутствует готовность педагогов к руководству процессом восприятия театрального искусства и развития детской театрализованной деятельности.

Возникает противоречие: между признанием искусствоведческой и педагогической наукой значения театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка и дефицитом театрального искусства в жизни детей. К тому же интеллектуализация обучения и воспитания детей дошкольного возраста оказала отрицательное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка: снизилось внимание к развитию чувств, воображения и творчества. Преодоление этих противоречий возможно путем ознакомления детей с театром как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.

Ряд условий должны обеспечить полноценное художественно-творческое развитие дошкольников:

• овладение ребенком системой соответствующих эталонов и степень сформированности операций по соотнесению этих эталонов с воспринимаемыми качествами объектов;

• опыт восприятия ребенком разных произведений искусства и сравнение различных способов реализации отношения человека к действительности (музыка, живопись, художественная литература и др.);

• обеспечение возможности детям дошкольного возраста проявлять способность и потребность к импровизации — в изобразительном и музыкальном искусстве;

• достаточно высокий уровень сюжетной игры, основанной на подражании и творческой переработке полученных представлений;

• полноценность и глубина восприятия ребенком литературного произведения, предназначенного для драматизации;

• способность ребенка управлять своими чувствами, подчинять им игровые действия.

Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.

В нашем детском саду, и, в частности, в старшей группе организована большая, планомерная работа, направленная на развитие театральных способностей у воспитанников и способствующая, приобщению детей к искусству.

С раннего возраста мы учим детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него, чаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе побуждающим к диалогу.

Воспитываем у детей интерес к театральной деятельности, создаем ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки.

Заботимся об оснащении театрализованных игр : приобретаем театральных игрушек, изготавливаем игрушеки-самоделоки, костюмы, декорации, атрибуты.

В нашей группе уделяется серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр : с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.

Участие детей в театрализованных играх и спектаклях становится возможным при сформированности у них готовности к подобного рода деятельности: знание театра как вида искусства; эмоционально-положительном отношение к нему и определенном опыте собственной театрально-игровой деятельности.

На разных этапах ознакомления детей с театром и воспитания положительно-эмоционального отношения к нему решаются задачи:

• формирование представлений о театре, эмоционально-положительного отношения к нему с помощью наблюдений, экскурсий; необходимо выделить особенности театра как культурного учреждения со спецификой труда, социальным значением, самим зданием и интерьером;

• подведение к пониманию специфики актерского искусства. На основе просмотров спектаклей формировать понимание детьми средств образной выразительности, с помощью которых артисты передают образ;

• формирование представлений о театральных профессиях (основных и вспомогательных, что активизирует интерес к театральному искусству, способствует расширению словарного запаса (гример, парик, осветитель и др.). Дети узнают, чем заняты непосредственные участники театрального действия (актеры, музыканты, дирижер, кто готовит пьесу к постановке (режиссер, художник, балетмейстер, кто обеспечивает условия для ее осуществления (гример, костюмер, гардеробщик).

• ознакомление с правилами поведения в учреждении культуры. Система бесед, игровых диалогов, формирующих нравственную сторону взаимодействия с учреждением искусства. Зрительский опыт посещения театров, музеев способствует расширению и систематизации знаний, укрепляет культуру поведения в театре. Этот аспект должен пронизывать всю работу: предшествовать непосредственному знакомству с театром, сопутствовать беседам, играм, изобразительной деятельности и т. д. Необходимо неоднократно обсуждать с детьми следующие проблемы: «Какие существуют правила поведения в театре; «Кто их должен соблюдать и почему?»; «Как пройти к своему месту, если другие зрители уже сидят?»; «Можно ли разговаривать во время действия, есть, шуршать конфетными обертками?»; «Для чего нужен антракт?».

После бесед на эти темы желательно, чтобы дети разыграли сценки на закрепление правил поведения в театре. Например: дети рисуют билеты, выбирают «кассира», «билетера». Купив билет, заходят в «зал» (стулья заранее расставлены как в зрительном зале). «Билетер» помогает «зрителям» находить свои места. «Зрители» просят помочь найти место, благодарят за помощь, извиняются при проходе по ряду и т. д. Можно предложить разыграть ситуации, в которых они могли бы оказаться: «Представь, что спектакль уже начался, а ты не можешь найти место. Как бы ты поступил?».

При знакомстве с разными видами театрального искусства, можно попробовать поставить хорошо знакомую сказку в жанре кукольного, драматического, музыкального (опера, балет, оперетта) спектаклей.

С основными понятиями и терминологией театрального искусства детей дошкольного возраста лучше знакомить практически: во время игр, работы над пьесой, посещения театров, музеев, выставок. Не следует строго требовать усвоения понятий, достаточно того, чтобы дети понимали основные театральные термины, пополняли свой словарный запас. Для этого предлагаются театральные игры в виде вопросов и ответов, ребусы, кроссворды, загадки-головоломки, которые всегда вызывают у детей положительные эмоции.

Литература

Агапова И. А., М. А. Давыдова М. А. ,«Театральные занятия в детском саду» М., ТЦ Сфера, 2010г. ,

Доронова Т. Н. Играем в театр : театрализованная деятельность детей 4-6 лет : методическое пособие для воспитателей учреждений. М. Просвещение, 2005г.

Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка дошкольника: Программно-методическое пособие. М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2004г.

Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М. : ТЦ Сфера, 2004г.

Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду : Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М. : Школьная Пресса, 2004г.

Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр : Программа “Театр- творчество-дети” : Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. М. : АРКТИ, 2004г.

Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду» Библиотека воспитателя. Мозайка-синтез. 2008г. ,

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Казачьи игры как средство приобщения к наследию донского казачества. Картотека казачьих народных игрКазачьи игры как средство приобщения к наследию донского казачества. Картотека казачьих народных игр Казачьи игры обладают не только многовековой историей казачества, но и позитивным воздействием на физическое и духовное развитие дошкольников.

Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей»Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей» Консультация для педагогов «Двигательная активность – средство полноценного развития детей» Развитие двигательной активности ребенка в.

Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника»Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника» Игра-один из тех видов детской деятельности,которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников,обучения их различным действиям.

Консультация для педагогов «Кукольный театр в старших группах ДОУ»Консультация для педагогов «Кукольный театр в старших группах ДОУ» .Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью.

Консультация для педагогов «Театр — доступный вид искусства для дошкольников»Консультация для педагогов «Театр — доступный вид искусства для дошкольников» Консультация для педагогов «Театр — доступный вид искусства для дошкольников» В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

План саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группаПлан саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группа Зуева Людмила Анатольевна, воспитатель МБДОУ № 41 Нижегородская область, г. о. г. Шахунья. Проблема нравственно-патриотического воспитания.

Консультация для родителей «Домашний театр как средство воспитания. Пальчиковый театр» "Домашний театр как средство воспитания. Пальчиковый театр" # Сидим дома с пользой. Консультация для родителей "Театр - это волшебный мир.

Социальное партнёрство ДОУ, библиотеки и родителей воспитанников как средство приобщения дошкольников к книгеСоциальное партнёрство ДОУ, библиотеки и родителей воспитанников как средство приобщения дошкольников к книге "Достижение у человека в виде тяги к чтению – это лучший подарок, сделанный человеку, ведь он может увидеть всё, что угодно в книге". Элизабет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Театр как средство приобщения детей к искусству»
Опубликовано: 28 октября 2020 в 11:52
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Театр как средство приобщения детей к искусству»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Семенова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД