Получи документы

Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками»

Любовь Долженкова
Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками»
▼ Скачать + Заказать документы

В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослыми сохраняет ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного развития детям этого возраста уже не достаточно общаться только со взрослыми. В общении с ровесниками ребенок более самостоятелен и независим. Наиболее ярко развитие взаимодействия и общения детей проявляется в игре.

Публикация «Консультация для педагогов „Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками“» размещена в разделах

В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Общение ребенка со сверстниками осуществляется в игре и по поводу игры.

В сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развития навыков общения, в первую очередь – развития рефлексии как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания, соотнося их с действиями, потребностями и переживаниями других людей. В способности к рефлексии таится возможность понимать, чувствовать другого человека.

Содержанием сюжетной игры у старших дошкольников ставится подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети этого возраста чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя в игре правила общественного поведения, дети устремляют внимание на то, что “бывает”. Поэтому они спорят о том, что бывает и что не бывает: “Мамы так не делают!”, “Разве доктор так обращается с больным?” и т. п.

Таким образом, развитие сюжета и содержание ролевой игры отражает все более глубокое проникновение ребенка в жизнь окружающих взрослых людей.

В игре существуют два вида взаимоотношений – игровые и реальные. Игровые отношения отражают взаимоотношения по сюжету и роли. Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Они могут договариваться о сюжете, о распределении ролей, обсуждать возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. В игровой деятельности развивается общение : игра требует от ребенка таких качеств, как инициатива, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.

Потребность в общении развивается, прежде всего, на основе совместной игровой деятельности, а также по поводу игры. Именно в условиях общения по поводу игры ребенок сталкивается с необходимостью устанавливать контакты, применять на практике усваемые нормы поведения по отношению к своим сверстникам, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В самом общении детей друг с другом непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умение отказаться от личных желаний ради достижения общих целей.

Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установлений отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.

Общение по поводу игры выступает в действительности как школа социальных отношений. Именно в этих ситуациях ребенок учится быть человеком. Для каждого ребенка старшего возраста значимо быть принятым сверстниками, поэтому он старается соответствовать ожиданиям играющих.

“Я больше не буду!” – заявление, содержащее понимание своей вины перед сверстниками и обещание не поступать плохо по отношению к другим.

Ребенок, конечно же, нарушает свое обещания, ведь он так эмоционален, но он обещает искренне. Игра полностью захватывает ребенка, заставляет его глубоко переживать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи, – симпатию, сочувствие, уважение и др.

Ребенок, отстающий в сообразительности, плохо владеющий нужными для игры действиями, отличающийся медлительностью, также вызывает раздражение сверстников. С таким трудно договориться, он постоянно нарушает правила, по его вине расстраивается игра. Таким ребенком, в конце концов, пренебрегают, и он попадает в число непринятых.

Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми в целом – это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.

Развитие у детей коммуникативных навыков общения через сюжетно-ролевую игру осуществляется посредством решения ряда задач.

Задачи: Образовательные:

1. Дать детям представление об умении и необходимости общаться друг с другом., несмотря на разницу желаний и возможностей.

2. Дать детям представление о необходимости сотрудничать и сопереживать, проявлять заботу и внимание в отношениях друг другу.

3. Познакомить детей с миром различных профессий, учить их различать и познакомить с их особенностями.

Развивающие :

1. Развивать умение самостоятельно организовываться в группы для общей игры, совместно обдумывать содержание игр, согласовывать свои действия с участниками игры.

2. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение самостоятельно и справедливо разрешать споры, привычку помогать товарищам, бережно относиться к их играм, радоваться их успехам.

2. Воспитание дружеских отношений между детьми в процессе общения.

Ожидаемые результаты

1. Научатся применять полученные навыки общения в игровых и жизненных ситуациях.

2. Научатся адекватно оценивать поведение других детей и свое собственное поведение.

3. Воспитают уверенность в себе, инициативность, разовьют игровые интересы и на этой основе расширят общение с товарищами.

4. Воспитают в себе потребность в общении со сверстниками.

5. Смогут находить подход к детям в игре.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками.

Важно подчеркнуть: ненавязчивое и непринужденное участие воспитателя в игре – непременное условие коррекционной работы.

Сюжетно-ролевая игра имеет основные структурные элементы: игровой замысел; сюжет или содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослым. Эти элементы тесно взаимосвязаны.

Работа по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования сюжетно-ролевых игр включает в себя формирование навыков игрового взаимодействия и усвоение (овладение) ими в процессе игр социальных норм и правил жизни в обществе.

Для успешного построения взаимоотношений при общении с окружающей действительностью необходимо уметь контролировать свое поведения, уметь понимать то, что чувствует твой партнер по деятельности, уметь доверять, уметь сотрудничать, уметь сочувствовать и сопереживать собеседнику, иметь личностную активность и стремление к достижению успеха – всему этому можно научить, или, по крайней мере, способствовать формированию вышеперечисленных качеств полноценной личности, именно посредством хорошо «продуманной», со стороны воспитателя, сюжетно-ролевой игрой, используя при этом, всё разнообразие средств социально-нравственного воспитания.

Для успешной работы по проведению сюжетно-ролевых игр необходимы определенные условия:

• Разумная организация непосредственно образовательной деятельности в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом на основе сопереживания и самой ситуации и ее участникам.

• Необходима совместная деятельность детей и взрослых. Вхождение взрослого в игру на правах участника способствует расширению круга общения, помогает создать доверительные отношения между взрослыми и детьми.

• При проведении игр необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. В каждом коллективе можно встретить детей самого различного поведения, характера и темперамента. Поэтому игровую деятельность нужно строить таким образом, чтобы у нерешительных детей воспитывать уверенность в себе, смелость, а детей импульсивных, невыдержанных приучать считаться с мнением коллектива.

Формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры возможно, если:

– ввести в работу с детьми комплекс специально подобранных сюжетно-ролевых игр;

– проводить работу по формированию навыков общения у детей целенаправленно, планомерно и систематически.

Для 3- летних детей характерна игра рядом, то есть дети играют в одиночку, но приглядываясь и интересуясь действиями других. Вместе с тем дети охотно участвуют в совместных шалостях, беготне и т. п. Первые дружеские связи возникают и протекают в игре. Придя в детский сад, трехлетний малыш спешит к тому сверстнику, с которым вчера интересно играл. Он радуется встрече с ним, улыбается, что-то рассказывает ему. Трехлетние дети еще не предъявляют требования к личным качествам и способностям своих товарищей, они еще не осознают своих отношений, но выражают желание играть только с определенным ребенком. К 4 годам дети могут объединяться в небольшие группы, по 2-3 человека для разыгрывания простейших сюжетно-ролевых игр. Такие игровые объединения весьма неустойчивы.

Как только ребята почувствуют друг в друге приятных партнеров, они начинают сами вступать в игровые контакты. В результате появляются первые детские объединения, в которых малыши пытаются сами регулировать свои отношении и которые потому меньше нуждаются в руководстве взрослого. Такие объединения в младших группах немногочисленны, кратковременны, но они весьма ценны для организации спокойного, интересного хода игры. Вокруг детей – друзей начинают группироваться другие малыши.

При возникновении конфликтов в игре (в основном это ссоры из-за игрушек) дети не пытаются согласовать свои желания, а прибегают к различным видам давления на партнера – воздействуют на него физически (драка, толкание, отнимание игрушек и т. д.) словесно (высказывание типа «Отдай», «Уходи», либо обращаются с жалобами к воспитателю. Вообще для детей этого возраста при возникновении затруднений в игровой деятельности не характерно стремление поддержать ее (они часто разрушают игру). Поэтому эффективно участие самого воспитателя в игре. Взяв на себя определенную роль, взрослый косвенно управляет игрой, выводя детей из конфликтных ситуаций и предупреждая их.

К концу учебного года, когда у детей уже накоплен некоторый опыт совместных игр, они проявляют к ним стойкий интерес. Совместные игры требуют умения договариваться друг с другом, понятно излагать свои мысли. Сначала игра сопровождается отдельными ролевыми репликами, высказываниями, постепенно к концу четвертого года жизни дети вступают в ролевую беседу по поводу игры. Овладеть коммуникативными умениями помогает оборудованная игровая среда, например, после того, как педагог рассказал о труде повара и шофера и показал пример из взаимоотношений, в игровом уголке появляется игрушечный телефон. Такая игровая обстановка, побуждая детей к разговорам с воображаемым собеседником, дает возможность сосредоточиться, а некоторым из них преодолеть стеснительность. Взаимодействие и общение детей на 4-м году жизни во многом еще имеет поверхностный характер. Для ребенка важно, чтобы такие контакты были доброжелательными, веселыми, предоставляли ему возможность проявить себя, продемонстрировать собственные достижения, а с кем он будет взаимодействовать, насколько правильно поймет его собеседник, для него не так существенно. Нужно обращать внимание на тех детей, которые не проявляют никакого интереса к сверстникам, избегают взаимодействия с ними.

По мере развития и усложнения сюжетно-ролевой игры, на основе ранее полученного опыта у детей 4-5 лет происходят дальнейшие изменения во взаимодействии и общении со сверстниками. Дети средней группы значительно больше, чем малыши, знают о деятельности человека, явлениях природы, жизни животных, интерес к игре у них сильнее, они лучше представляют себе свои действия в ней. Дети пятого года жизни могут сначала выбрать тему игры, роль в ней, а потом уже подобрать игрушки.

В этом возрасте в совместную игровую деятельность вовлекаются уже большее количество детей (от 2 до 5, увеличивается и продолжительность из игровых объединений. Многие ребята этого возраста охотно берутся как за главные, так и за второстепенные роли. Второстепенные роли интересуют их потому, что в них они чувствуют себя уверенно, многократно повторяя хорошо известные им действия. Для развертывания игры, для реализации игрового замысла детям средней группы еще обязательно нужны привычные атрибуты и игрушки. Любая игрушка, попадая в руки ребенка, побуждает его кому-то показать ее, оценить вместе с товарищем. В 5-летнем возрасте формируются и первые представления ребенка о положительных и отрицательных качествах сверстника. Это сказывается и на отношениях детей в играх: выбор товарищей становиться мотивированным. С одними сверстниками дети играют охотно и продолжительно, с другими, несмотря на рекомендации воспитателя, неохотно, а иногда даже не желают принимать их в игру. Ребенку, который избегает общения со сверстниками, либо его самого не принимают в игру другие дети, необходима помощь взрослого. Часто причиной нарушений взаимодействия ребенка со сверстниками является несформированность у него игровых навыков, неумение предложить интересную игру. Способы, которыми дети пытаются разрешить конфликты, возникающие в игре, отражают возросшую способность взаимодействовать с ровесниками. Все реже они пытаются оказать на партнера воздействие с помощью силы или взрослого, все чаще стараются договориться с партнером. Дети пытаются не просто отстоять, но и объяснить друг другу свои притязания.

Во взаимодействии друг с другом старшие дошкольники могут не только успешно согласовывать свои желания, но и оказывать взаимную поддержку и помощь, более чутко относиться к эмоциональному состоянию другого ребенка, проявлять по отношению к нему сочувствие и сопереживание. Конечно, такие качества проявляются во взаимодействии не со всеми детьми, а лишь с друзьями. Вместе с тем у этих детей наблюдаются элементы соперничества, желание чем-то отличиться от своих сверстников, добиться их признания. У детей этого возраста четко прослеживается предварительное совместное планирование игры, они чаще, чем младшие дети, сообща распределяют роли.

Постепенно игры приобретают все более организованный характер, однако преодолеть неравное положение детей в коллективе удается не сразу, многие продолжают занимать в игре пассивную позицию, в то время, как часть детей с еще большим рвением стремится к первенству. Тогда, чтобы помочь каждому занять достойное место, преодолеть неуверенность робких детей, полезно ввести правила поведения участников игры. Выполнение правил обусловит проявление самостоятельности, приучит каждого ребенка подчинить свое поведение единым нормам общения. Суть этих правил должна состоять в следующем:

• быть организатором игры имеет право каждый ребенок,

• организатора выбирают дети с общего согласия всех участников игры,

• при обсуждении кандидатур надо объяснить, почему одного ребенка выбирают, отстраняют,

• сам себя на роль организатора никто не предлагает – это не скромно, роль организатора нужно заслужить, организатор – доверенное лицо коллектива,

• желающие играть должны сообща договориться, во что играть, с кем и как, они обязаны самостоятельно и справедливо решать спорные вопросы, организованно заканчивать игру, если кому-то из детей не хочется больше играть, он должен сказать организатору о причине ухода,

• все участники игры обязаны с уважением относиться друг к другу, считаться с мнением товарищей, проявлять требовательность к нарушителям дисциплины в игре,

• как организатор, так и участники игры имеют право давать советы, улучшать условия игры, расширять ее содержание с общего согласия товарищей по игре.

На конкретных жизненных примерах воспитатель должен разъяснить детям значение правил для всех участников игры. Разъяснение правил на доступных детям примерах способствует более глубокому осознанию или норм поведения в коллективе. Признанные организаторы меньше командуют, а пассивные дети смелее высказывают критические замечания в их адрес, увереннее берутся за более ответственные роли. Заметно повышается взаимопомощь к взрослому. Приучение детей соблюдать правила поведения – хороший прием воспитания у них элементов самоорганизации, активности. Но усвоение их дается детям не сразу. Первое время они забывают о них, стремление соблюдать их в игре еще не прочно и легко исчезает при ослаблении контроля со стороны воспитателя. В игре ребенок живет уже своей жизнью, на собственном опыте постигая, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому важно сделать детские взаимоотношения предметом их осознания. Беседа с детьми о том, что было хорошо в игре, или почему она не состоялась, имеет большую воспитательную ценность, чем выговоры, замечания.

Положительные качества детей, проявленные в игре, служат своеобразным стимулом для возникновения дружбы, а затем и новых совместных творческих игр. Наиболее высоко ценится взаимопомощь, трудолюбие, доброта, выдержка, смелость, умение мирно разрешать конфликты.

Дети в процессе игры приучаются смело выражать сое мнение, принимать решения и проводить их в жизнь, что свидетельствует о росте сознательности коллектива.

Наблюдая за детьми в детском коллективе, мы можем заметить, что есть детки, которые прекрасно взаимодействуют с товарищами по играм, умеют творчески развить сюжет, поддержать инициативу других ребят, конструктивно разрешают конфликтные ситуации. Но есть дети, которым никак не удается мирно влиться в течение игры : они начинают конфликтовать, ссориться, или просто не способны увлечься игровым сюжетом. Некоторые взрослые, становясь свидетелями такой ситуации, начинают «спасать игру» и изолируют этих детей: «Отойди, не мешай другим играть! Сам не умеешь мирно играть и другим не даешь!» и так далее, в том же духе. Такими действиями, возможно, взрослый и «спасет» игру, быстро повернет ее течение в мирное русло, но если говорить о самих детях… Изолируя детей, имеющих сложности с установлением благополучных взаимоотношений со сверстниками, мы только усугубляем проблему, стимулируем проявления негативизма с их стороны, укрепляем уже сложившиеся нежелательные стереотипы поведения. А какой урок мы преподаем тем, играющим, детям?.

Думаю, что как раз с помощью различных игр, а сюжетно-ролевых особенно, и можно наиболее успешно повлиять на развитие коммуникативных навыков ребенка, развитие навыков общения. И для этого нужно не отстранять ребенка, а вовлекать его в игру, чтобы привить интерес к игре, научить его играть, правильно общаться, плодотворно взаимодействовать со сверстниками.

Как же это лучше делать?

Прежде всего, хотелось бы обратить внимание взрослых, особенно педагогов, на то, что сила воздействия на детский коллектив взрослого человека с целью изменения отношения сверстников к ребенку достаточно велика. И прежде чем оказывать влияние на ход игры, на развитие в ней взаимоотношений между детьми, нужно подумать, какой результат в итоге мы сможем получить.

Если мы просто отстраним конфликтного ребенка от игры, дети могут сделать вывод: с ним играть не нужно, он не умеет играть, он плохой и тому подобное. Я не говорю уже о чувствах самого ребенка в данный момент. Да, конечно, ребенок может быть очень конфликтным, не умеющим конструктивно взаимодействовать с другими детьми, не способным увлечься игровым процессом полностью. Но ведь от нас взрослых во многом зависит, будет ли он «лишним» и дальше, или он сможет научиться мирно и увлеченно взаимодействовать со сверстниками, почувствует всю прелесть радости общения в процессе совместного игрового творчества.

Как же быть? Какую тактику поведения выбрать взрослому по отношению к такому «проблемному», не имеющему навыков благополучного общения со сверстниками ребенку? Как помочь формированию и развитию навыков общения?

Для начала, нужно сделать все, чтобы исключить постоянную отрицательную оценку этого ребенка. Отношение к нему сверстников, да и его собственное мнение о самом себе, во многом определяется характеристикой со стороны взрослого, особенно, если этот взрослый далеко не посторонний для малыша человек, «человек с авторитетом» (родитель, воспитатель).

Необходимо чаще использовать похвалу за любые положительные действия ребенка во время игровой деятельности, моменты позитивного общения в игровой роли или вне ее, поддерживать ребенка и словом, и делом. В ваших силах, уважаемые взрослые, вселить в малыша веру в самого себя, подсказать ему «направление развития», обратить внимание окружающих детей и самого ребенка (ненавязчиво) на его положительные черты и пользу его в качестве участника игры. Например: «У Сережи так хорошо получается… Он мог бы быть в вашей игре отличным…».

У каждого ребенка найдутся свои интересы, предпочтения в игровой тематике, которые также можно учитывать и использовать для организации увлекательного и благополучного игрового взаимодействия. Например, ребенка, интересующегося машинками, можно заинтересовать игрой «дорожное движение», «поездка за город», «магазин-все для машин» и тому подобное. И потом, уже в игре, во взаимодействии с другими участниками, ребенку будет гораздо легче упражняться и в мирном сотрудничестве со своими сверстниками, и в культурном общении с окружающими. Таким образом, формирование навыков общения у ребенка, их дальнейшее развитие, будет происходить в игре совершенно естественно.

Важно, чтобы участие взрослого в игре, его влияние на развитие сюжетной линии или состав участников, было ненавязчивым. Здорово, если дети сами (при минимальном направляющем воздействии взрослого) сделают полезные выводы. Например, о том, что всегда можно мирно разрешить спор, договориться, всем желающим можно найти в игре интересные для самих игроков и полезные для общего сюжета роли и так далее.

Почувствовав радость от общения, эмоциональное удовлетворения от принятия сверстниками и признания его достоинств, доброжелательное отношение товарищей, малыш будет стремиться и далее принимать активное участие в коллективных играх. Интерес ребенка к совместной игровой деятельности (особенно, если тематика игрового сюжета совпадает с его интересами) будет расти, его коммуникативные навыки (умение плодотворно взаимодействовать, налаживать контакт, общаться) - совершенствоваться, а развитие навыков общения у ребенка будет продолжаться.

Соблюдение принципов, условий организации сюжетно-ролевой игры по формированию навыков общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками поможет сформировать у детей умения общаться и взаимодействовать друг с другом в процессе игровой деятельности, находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого, умение согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия, умение аргументировано и спокойно доказать свою точку зрения, умение справедливо и адекватно оценивать себя и других партнеров по деятельности, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами морали.

Специфика сюжетно-ролевой игры такова, что позволяет использовать её как одно из эффективных средств социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста» Кубики – незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать моторику и воображение ребенка, знакомить его с цветом и формой. Бывают.

Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевые игры с 3–4 лет»Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевые игры с 3–4 лет» Консультация для педагогов «Играйте в сюжетно- ролевые игры с 3- 4 лет» Вот пришли к нам в группу новые малыши. Настроение у всех разные,.

Консультация для родителей «Чему учат сюжетно — ролевые игры?» Как говорил А. С. Макаренко: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок.

Консультация для родителей о развитии ребенка в процессе сюжетно-ролевых игрКонсультация для родителей о развитии ребенка в процессе сюжетно-ролевых игр Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех.

Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка»Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка» Я б в строители пошел,пусть меня научат! Особое место среди игр дошкольников занимают строительные игры. Ведь строительная игра — прежде.

Консультация для родителей «Ведущая роль общения в развитии ребенка»Консультация для родителей «Ведущая роль общения в развитии ребенка» Общение со сверстниками занимает ведущую роль в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков. Ребенок трех.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Консультация «Ролевые игры как творческие задатки ребенка»Консультация «Ролевые игры как творческие задатки ребенка» Консультация Ролевые игры – как творческие задатки ребенка Ежедневно происходят события, которые помогают нашим детям постигать мир, окружающие.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками»
Опубликовано: 31 января 2020 в 09:37
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Долженкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД