Анна Саватеева
Консультация для педагогов «Сущность дошкольного воспитания в экологическом образовании в России»
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы активно идет процесс экологизации системы образования через введение специализированных дисциплин и разработку соответствующих программ. Стратегическая цель экологического образования –
формирование у детей экологической культуры, развитие экологического
сознания, экологической ответственности в отношениях с окружающей средой.
Под экологической культурой общества понимают систему социальных
норм, ценностных ориентации, отношений людей в области сохранения и
Публикация «Консультация для педагогов „Сущность дошкольного воспитания в экологическом образовании в России“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
гармоничного развития окружающей среды. Экологическая культура развивается при условии взаимодействия всех сфер общественного сознания: научной, художественной, правовой, экономической и др. В результате присвоения опыта общественной экологической культуры формируется экологическая культура личности. Основные понятия курса включают комплекс понятий. Под «экологическим восприятием» понимают «видение, слышание,обоняние, осязание природы во всей ее гармонической естественной и эстетической целостности».
Экологическое мышление – есть «отражение существенных связей и отношений, творческое воссоздание и прогнозирование последствий того или
иного вмешательства человека в жизнь природы» .
Б. Т. Лихачев установил, что «сущность экологической культуры может
быть представлена «как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и экологически обоснованной
практической деятельности»».
Период дошкольного детства занимает основополагающее место с точки зрения развития личности. Приобщение к общечеловеческим ценностям,
установление отношений с ведущими сферами жизни – миром людей, миром
природы и собственным внутренним миром происходит именно в дошкольном возраста
Экологическое образование детей дошкольного возраста опирается на
1. Системный подход рассматривается как целостная система, как «совокупность связей между элементами системы, содержание педагогического
процесса как совокупность экокультурных ценностей и средство приобщения
к экологической культуре».
Системный подход помогает: определить роль и место экологического
образования детей как образования в системе других явлений; выявить компоненты образовательной деятельности; отдельные элементы, на которые будет оказано преобразующее влияние и т. д.
2. Культурологический подход опирается на учение о ценностях и обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, в
которой основной выступает идея развития ребенка через присвоение общекультурных ценностей, понимание им природы и человека как «величайших
ценностей, желание жить в гармонии с окружающим миром в соответствии с
его законами» .
Элементы экологической культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила. Освоение детьми дошкольного возраста экологической культуры проходит образовательной деятельности, в которой педагог является «проводником экологической культуры» .
Особое внимание в образовательном процессе уделяется изучению
детьми дошкольного возраста традиций, обычаев национальной культуры,
содержащими экологический смысл.
3. Гуманистический подход ориентирует на организацию условий для
психологического комфорта, благодаря которому осуществляется педагогическое воздействие детей и взрослых, направленное на развитие детей.
4. Личностный подход направлен на признание уникальности личности
ребенка, на принятие ребенка таким, каков он есть; на уважение и на создание
условий для развития творческого потенциала каждого реб нка».
5. Деятельностный подход требует признания деятельности как «фактора экологического развития личности и организации экологически ориентированных, предметно-практических видов деятельности ребенка как субъекта».
6. Субъектный подход ориентирует на понимание личности ребенка как
носителя и продукта взаимоотношений и взаимодействий с другими субъектами экологического процесса и на вовлечение ребенка в разные формы коммуникации
7. Синергетический подход характеризуется постоянной изменчивостью, самоорганизацией, самообновлением.