Чиненова Светлана
Консультация для педагогов «Средства и методы формирования у дошкольников основ безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос безопасности детей в современном обществе, увеличение числа чрезвычайных ситуаций с участием детей, постоянное проявление насильственных действий, отсутствие родительского контроля играют важную роль в обеспечении национальной безопасности государства и жизни личности и общества относится к области образования. Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников является важнейшей задачей, так как дети этого возраста часто не осознают опасности, которые их могут подстерегать. Для этого существуют различные методы и приёмы, которые помогают педагогам и родителям привить навыки, необходимые для обеспечения безопасности детей.
Темочки:
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Темочки
Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников имеет огромное значение, так как в этот период жизни дети только начинают осваивать окружающий мир и активно взаимодействовать с ним. Данные навыки позволяют предотвращать несчастные случаи. Дошкольники часто не осознают потенциальной опасности, которая может их подстерегать как дома, так и на улице. Навыки безопасного поведения помогают снизить риски травм и несчастных случаев. Например, правильное обучение помогает ребёнку понимать, почему нельзя подходить к горячим предметам, переходить дорогу на красный свет, играть с острыми предметами и так далее. В раннем возрасте закладываются основы культурного поведения и привычек, которые останутся с человеком на всю жизнь. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок с малых лет усваивал правила безопасности, понимая их необходимость и пользу. Обучение основам безопасности помогает детям стать более самостоятельными. Понимание того, как действовать в различных ситуациях, развивает в них чувство ответственности за свои поступки и за окружающих. Это отражается на их поведении не только в детском саду, но и в жизни вообще. Кроме того, процесс обучения безопасному поведению требует постоянного взаимодействия между ребёнком и взрослым (родителями, воспитателями, что способствует укреплению их отношений, созданию атмосферы доверия и взаимопонимания. Дети, которые знают, как правильно поступать в различных ситуациях, чувствуют себя более уверенно и защищённо, что снижает уровень их тревожности и помогает развивать эмоциональную устойчивость. Для эффективного формирования у дошкольников навыков безопасного поведения необходимо сочетание различных методов и приёмов, таких как игры, моделирование ситуаций, просмотр обучающих фильмов, беседы и практические занятия. Важно, чтобы это обучение было систематическим и началось как можно раньше, поскольку именно в этот период дети наиболее восприимчивы к новой информации и готовы усваивать новые навыки. Педагогическое воздействие возможно через игры и учебные ситуации: – ролевые игры. Дети разыгрывают различные ситуации, такие как переход через дорогу, поведение при пожаре, общение с незнакомцами. В процессе таких игр они учатся правильным действиям в экстренных ситуациях; – дидактические игры. Эти игры направлены на развитие мышления и памяти, включают задания на распознавание опасных ситуаций и правильное реагирование на них; – игровые упражнения. Включают инсценировки, драматизации ситуаций, связанных с безопасностью. Например, игра «Зебра» учит правильному переходу дороги. Также при формировании навыков безопасного поведения дошкольников рекомендуется использовать наглядные пособия: – плакаты и иллюстрации, на которых изображены безопасные и опасные ситуации, правильные и неправильные действия; – мультфильмы и видеоролики. Просмотр специальных обучающих фильмов, которые в доступной форме объясняют правила безопасности; – макеты и модели. Например, макет дороги с пешеходным переходом, светофорами и машинами. При формировании навыков безопасного поведения дошкольников возможно обсуждение с детьми различных ситуаций, которые могут быть опасными (пожары, встречи с незнакомыми людьми, опасные места для игр). Также возможно использовать сказки, их чтение и обсуждение историй, где персонажи сталкиваются с опасностью и решают, как правильно поступить. Кроме того, решающее значение имеет и вовлечение родителей в данный процесс. Необходимо проводить регулярно родительские собрания и консультации, проводить объяснение родителям значимости обучения детей правилам безопасности, совместное проведение учебных мероприятий. Важное значение имеет и моделирование ситуаций в реальной жизни. Вместе с педагогом дети пересекают улицы, соблюдают правила дорожного движения, посещают пожарную станцию или другие места, где безопасность важна. Все эти методы и приёмы позволяют дошкольникам не только получать знания о безопасном поведении, но и вырабатывать устойчивые навыки, которые могут помочь предотвратить несчастные случаи и избежать опасных ситуаций. Разнообразие методов и регулярность их применения способствуют формированию у детей ответственного отношения к собственной безопасности и безопасности окружающих.