Марина Адамова
Консультация для педагогов «Современный педагог дошкольного учреждения»
«В деле обучения и воспитания,
во всем школьном деле ничего нельзя улучшить,
минуя голову учителя». (К. Д. Ушинский).
В жизнь системы образования страны прочно вошёл Федеральный образовательный стандарт (ФГОС). В плане внедрения ФГОС особое внимание уделено кадровому обеспечению и подготовке педагогов дошкольного образования. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог.
Публикация «Консультация для педагогов „Современный педагог дошкольного учреждения“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
26.08.10 г. приказом № 761-н Министерства здравоохранения и социального развития РФ утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников образования указаны требования к квалификации, знания нормативных документов и обязанности работника.
На основании квалификационного справочника к инструктору по физической культуре предъявляют следующие требования:
-высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта, доврачебной помощи без предъявления требований к стажу работы.
К педагогической деятельности не допускаются лица:
• лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
• имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
• признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
• имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем
Согласно этому нормативному документу инструктор по физической культуре дошкольного образования должен знать:
-приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
-законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную, оздоровительную деятельность;
-Конвенцию ООН о правах ребенка;
-педагогику, психологию, возрастную физиологию, анатомию;
-санитарию и гигиену;
-методику обучения на спортивных снарядах и приспособлениях;
-методику обучения игровым видам спорта, плаванию;
-правила безопасности при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий;
-основы коррекционно-оздоровительной работы и соответствующие методики (при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии);
-современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентного подхода;
-методы установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими, педагогическими работниками;
-технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
-технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
-основы работы с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
-правила внутреннего трудового распорядка ДОО;
-правила по охране труда и пожарной безопасности.
Инструктор по физической культуре:
Осуществляет:
-образовательную деятельность воспитанников, обеспечивая выполнение основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО и годовым планом ДОО;
-работу по овладению воспитанниками навыков и техники выполненияфизических упражнений, формирование их нравственно-волевых качеств;
-подготовку к проведению занятий в соответствии с планированием, используя спортивный инвентарь и пособия соответствующей направленности;
-деятельность по формированию у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой и спортом;
-просветительскую работу среди родителей (законных представителей) воспитанников, педагогических работников с привлечением соответствующих специалистов;
- осуществляет связи с учреждениями дополнительного образования спортивной направленности и учреждениями спорта;
- изучение индивидуальных особенностей детей, склонностей и интересов;
-создание специальных условий для получения образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
-периодическое обновление тематических стендов, наглядной информации в ДОО.
Планирует и организует:
-физкультурно-оздоровительную работу в соответствии с основной образовательной программой и регламентом образовательной услуги в тесном контакте с педагогическими работниками ДОО на основе интеграционного взаимодействия при реализации образовательных областей;
-образовательную деятельность с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей воспитанников, используя современные формы и способы обучения, здоровьесберегающие технологии;
-оснащение предметно-пространственной развивающей среды физкультурного зала и оздоровительной площадки;
-активный отдых, досуги и другие мероприятия с детьми в соответствии с годовым планом с участие педагогических работников и родителей;
-участие детей в конкурсах разного уровня (для получения соответствующей квалификационной категории);
-получение дополнительного образования воспитанниками, организуемых в ДОО;
-консультативнуюработу среди воспитателей ДОО по вопросам физического развития, проведение семинаров, консультаций, лекций.
Обеспечивает:
-выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей в ДОО;
-безопасность воспитанников при проведении физических и спортивных упражнений, оказывает им первую доврачебную помощь;
-строгое выполнение установленного режима дня и расписания непосредственно образовательной деятельности;
-индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
-использование здоровьесберегающих технологий;
-уровень достижения воспитанниками планируемых результатов освоения образовательной области и динамики формирования целевых ориентиров, соответствующий ФГОС ДО;
-коррекционно – развивающую работу с воспитанниками (с группой, подгруппой, индивидуально, на основе изучения индивидуальных особенностей;
-выполнение требований заведующего, заместителя заведующего по методической работе, связанных с педагогической работой и охраной жизни и здоровья детей.
Владеет современными инновационными технологиями, методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности.
Доводит:
-информацию до заместителя заведующего по методической работе, воспитателя и родителя (законного представителя) о продвижении ребенка в освоении образовательной области «Физическое развитие» через различные формы.
Участвует:
-в разработке основной образовательной программы ДОО;
-в организации и проведении массовых мероприятий с воспитанниками в рамках основной образовательной программы и годового планирования;
-в педсоветах и других формах методической работы в ДОО;
-методических объединениях, семинарах и других мероприятиях, организуемых управлением образования;
-в распространении собственного опыта в области повышения качества образования;
-в мониторинговой процедуре (в начале учебного года – для определения зоны образовательных потребностей каждого воспитанника и в конце года – в выявлении уровня достижений каждым ребенком итоговых показателей освоения программы);
-в обогащении предметно-пространственной развивающей среды в группе в соответствии с возрастом детей;
-в организации и проведении методической, консультативной помощи родителям (лицам их заменяющими);
-в работе по проведению родительских собраний и иных формах взаимодействия с семьей.
Содействует:
-гармоничному физическому развитию воспитанников ДОО;
-формированию у воспитанников потребности в двигательной активности.
Соблюдает:
-права и свободы воспитанников, содержащиеся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции о правах ребенка;
-правила охраны труда, пожарной и антитеррористической безопасности, санитарно-гигиенические нормы и требования;
-трудовую дисциплину и Правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию.
Своевременно и качественно ведё т документацию:
-рабочая программа с приложениями (паспорт физкультурного зала, график проектной деятельности, график проведения культурно-массовых мероприятий);
-перспективно-тематическое и календарное планирование;
-циклограмма деятельности;
-план работы с родителями и педагогами;
-план по самообразованию;
-мониторинг;
-индивидуальная карта развития ребенка;
-паспорт здоровья.
18 октября 2013года принят Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».И не просто педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности. В связи с этим разработан и утвержден профессиональный стандарт педагога, который вступил в силу с 1 января 2015 года.
Профессиональный стандарт: документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогам, действующий на всей территории Российской Федерации.
Профессиональный стандарт педагогаэто :
1. Инструмент повышения качества образования.
2. Инструмент выхода отечественного образования на международный уровень.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, первой ступенью непрерывного образования является именно дошкольное, поэтому качество образования напрямую зависит от профессиональной компетентности педагога. Компетентность - это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:
• интеллектуально-педагогическая компетентность- умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
• коммуникативная компетентность - значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию (качество человека характеризующимся большим интересом к внешнему миру, эмпатию (сопереживание, понимание другого).
• информационная компетентность - объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, о коллегах.
• регулятивная компетентность - умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
-воспитательно-образовательной (в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие; в организации различных видов деятельности по реализации образовательной области «Физическое развитие» основной образовательной программы ДОО);
- учебно-методической (в методическом обеспечении образовательной деятельности);
- социально-педагогической (во взаимодействии с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками ДОО.
во владении информационно-коммуникативными технологиями и умением применять их в образовательном процессе.
На основе приказа Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 года № 276 «О порядке аттестации педагогических работников организации, осуществляющих образовательную деятельность» педагогический работник может обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории, имея стаж не менее 2 лет.
При аттестации на первую и высшую категорию экспертное заключение строиться на совокупности шести компетенций:
1. Компетентность в области личностных качеств.
1.1. Эмпатийность и социорефлексия
1.2. Самоорганизованность
1.3. Общая культура
2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности.
2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся.
2.2. Умение перевести тему урока в педагогическую задачу.
2.3. Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач.
3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности
3.1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности
3.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся.
3.3. Умение создавать условия для самомотивированияобучающихся.
4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности
4.1. Компетентность в методах преподавания
4.2. Компетентность в предмете преподавания
4.3. Компетентность в субъективных условиях деятельности.
5. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений.
5.1. Умение выбрать и реализовать образовательную программу.
5.2. Умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы.
5.3. Умение принимать решения в педагогических ситуациях.
6. Компетентность в области организации учебной деятельности.
6.1. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения.
6.2. Умение организовать учебную деятельность обучающихся.
6.3. Умение реализовать педагогическое оценивание.
Профессиональная квалификация является интегральным образованием, включающим в себя профессиональное образование, профессиональный опыт, мотивацию, профессиональную компетентность и другие профессиональные характеристики. Профессиональная квалификация непосредственно влияет на качество и результативность деятельности работника, она обеспечивает готовность выполнения профессиональных задач соответствующего уровня.
Непрерывное повышение квалификации педагогов оказывает прямое влияние на рост качества образования, развитие творчества и одаренности в детях, становление личности в целом, что является основной задачей деятельности школьных и дошкольных организаций.
Формы повышения квалификации педагогов :
• Система подготовки и переподготовки педагогических кадров (проблемные курсы и курсы повышения квалификации);
• Методическое сопровождение педагогической деятельности;
• Информационное и ресурсное обеспечение;
• Информационно – методические и научно – практические семинары;
• Проблемные семинары и вебинары;
• Конкурсы педагогического мастерства;
• Работа по самообразованию.
Требования современного мира таковы, что полученных однажды знаний недостаточно. Необходимо совершенствовать свою профессиональную компетенцию.
Основные пути её развития:
-курсы повышения квалификации (1 раз в 3 года);
-исследовательская, экспериментальная деятельность;
-инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер- классах;
-участие в методических объединениях;
- умение ориентироваться в информационном потоке;
-обобщение собственного педагогического опыта;
- самообразование.
Таким образом, инструктор по физической культуре должен совершенствовать не только свою деятельность, но самосовершенствоваться постоянно. Педагог, его отношение к образовательному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка - вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования профессионального стандарта педагога не могут существовать.
Многое в деятельности педагога зависит от его желания и характера, от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, он пойдет уверенными шагами в новых условиях.
Используемая литература
1. Волобуева Л. М., Миренко И. А. Активные методы обучения в методической работе ДОУ // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. – 2006. - № 6
2. Зимняя И. А. Педагогическая психология : Учебник для вузов – 2 изд. доп. испр. и перераб. М. : Логос, 2004.
3. Майер А. А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. – 2007. - № 1
4. Овечкина, Н. В. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс] - https://www.maam.ru/detskijsad
5. Поташник М. М. Управление качеством образования. М., 1979.
6. Столяренко А. М. Общая педагогика : Учебное пособие для студентов вузов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006