Виктория
Консультация для педагогов «Современные технологии физического воспитания в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Полноценная физическая подготовка и укрепление здоровья дошкольников – неотъемлемая составляющая педагогической деятельности в ДОУ. Однако, многие специалисты утверждают о снижении интереса к занятиям физическими упражнениями, что приводит к ухудшению показателей физической подготовленности и здоровья в целом. Для полноценной реализации содержания физического воспитания одной из задач, стоящей перед ДОУ, является обновление способов его подачи – применение разнообразных оздоровительных технологий в системе физического воспитания.
Публикация «Консультация для педагогов „Современные технологии физического воспитания в ДОУ“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
На сегодняшний день существуют разнообразные технологии оздоровительного характера, одни – направленные на приобщение детей к физической культуре, другие – на использование развивающих форм оздоровительной работы. Рассмотрим их классификацию:
Виды здоровьесберегающих технологий :
медико-профилактические;
физкультурно-оздоровительные;
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов;
валеологическое просвещение родителей;
здоровьесберегательные образовательные технологии.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
физкультурные занятия;
самостоятельная деятельность детей;
подвижные игры;
утренняя гимнастика;
оздоровительные физкультминутки;
физические упражнения после дневного сна;
физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;
физкультурные прогулки;
физкультурные досуги;
оздоровительные процедуры в водной среде.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
1. Фитнес-технологии :
Занятия на тренажерах от простых до более сложных, включая степы, мячи-фитболы, диски здоровья, гимнастические роллеры, детские эспандеры, скамьи для пресса, велотренажеры, беговые дорожки, мини-батуты, тренажеры для гребли, медицинские мячи, шведские стенки, большие коррекционные мячи и массажные ков-рики.
Игровой стретчинг – упражнения подражательного характера, которые охватывают все группы мышц, носят понятные детям названия (животных или имитационных действий) и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сказочном сценарии.
Степ-аэробика – танцевальная аэробика с применением специальных невысоких платформ – степов.
Пилатес – специально составленная программа на основе базовых упражнений Pilates, упражнения делаются плавно, медленно и требуют полной концентрации внимания, контроля за техникой их выполнения и правильным дыханием.
Фитбол-гимнастика. Фитбол – мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях: развивает мелкую моторику ребенка, развивает чувство равновесия, укрепляет мышцы спины и брюшного пресса, создает хороший мышечный корсет, способствует формированию правильного дыхания, формирует длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
Чирлидинг – зажигательные спортивные танцы с помпонами, сочетающие элементы акробатики, гимнастики, хореографии и танцевального шоу.
СОРСИ – современная игра, включающая в себя синтез различных видов
деятельности, объединенных одним общим сюжетом. Знакомые упражнения
наполняются новыми структурными частями, стимулирующими творческий потенциал ре-бенка. В двигательной активности ребенок опирается на самостоятельную
деятельность в условиях созданной взрослым развивающей среды. Играя в «СОРСИ», дети справляются с физической нагрузкой, предлагаемой им, которая требует от участников игры большой затраты энергии и побуждает организм ребенка к усиленной работе. Осознанность движений обеспечивает возможность их рационального и
экономичного использования с наибольшим эффектом.
Фрироуп – это новый вид двигательной активности с элементами спорта,
основанный на преодолении участниками специальных дистанций, состоящих из вере-вочных элементов, без касаний контрольных поверхностей (земли).
Геокешинг («гео» – земля и «кэш» – клад, тайник) – это новая игра, суть которой заключается в поиске тайников. Тайники устраивают в местах, представляющих природный, исторический, культурный и архитектурный интерес. И поэтому с
помощью данной игры взрослые и дети узнают много интересного о родном крае.
2. Динамические паузы – упражнения для профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
3. Подвижные и спортивные игры используются как часть физкультурного занятия.
4. Релаксация – снижение тонуса скелетной мускулатуры.
5. Гимнастика пальчиковая – это пассивные или активные движения пальцами рук.
6. Гимнастика для глаз – это комплекс специальных упражнений, направленных на сохранение зрения и снятие усталости.
7. Гимнастика дыхательная – это система дыхательных упражнений, направленная главным образом на профилактику и лечение заболеваний, связанных с органами дыхания и сердечно-сосудистой системы.
Главным фактором здорового образа жизни является рациональная организация двигательного режима, проявляющегося во всех видах передвижений, играх,
гимнастических комплексов и тренажерных систем. Эпоха не просто оздоровления, а здоровьесбережения, наталкивает на разработку и применение более новых способов и технологий в системе воспитания и образования подрастающего поколения.
Характерной особенностью современных технологий является преобразование упражнений через использование разнообразного оборудования.
Детям дошкольного возраста необходима активная двигательная деятельность, поэтому физкультурные занятия в дошкольных образовательных учреждениях являются важным направлением образования и гармоничного развития детей. Физкультурные занятия являются ключевой формой физического воспитания в детском саду. Они проводятся на протяжении всего года для постоянной группы детей определенного возраста в соответствии с расписанием.
Основу планирования занятий составляет их структура, включающая подбор и распределение упражнений и подвижных игр. Структура этих занятий разрабатывается с учетом физиологических и гигиенических требований к физическим упражнениям, а также с учетом закономерностей уровня работоспособности и утомляемости организма ребенка при физических нагрузках.
Обязательное условие проведения физкультурных занятий в детских садах – обеспечение медико-педагогического контроля, при котором большое внимание
уделяется следующим факторам:
профилактика травматизма;
наличие условий для проведения физкультурных занятий и обеспечение их соответствия санитарным требованиям и нормам гигиены;
контроль внешних признаков утомления, а также соответствия физических нагрузок уровню развития и здоровью дошкольников;
дифференцирование нагрузки для каждого подопечного;
контроль соответствия одежды и обуви погодным условиям и нормам гигиены.
Занятия физической культурой в детских садах проводятся 3 раза в неделю.
Из них: 2 раза в помещении (спортивный зал или группа) и 1 раз на открытом воздухе (при благоприятных погодных условиях).
Длительность физкультурных занятий в старшей группе составляет 25 – 30 минут. Моторная плотность занятия должна составлять минимум 80%.
На основе ключевых целей физкультурных занятий в ДОУ разрабатываются задачи занятий с дошкольниками всех возрастов в рамках образовательной программы физического воспитания.