Галина Одымчук
Консультация для педагогов «Роль театрализованных игр в развитии и воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие и виды театрализованной игры.
Театр — это средство эмоционально-эстетического воспитания детей. Театрализованная деятельность позволяет формировать поведение, так как благодаря тому, что в сказке или литературном произведении. которые являются основой постановок, всегда есть нравственная направленность (добро и зло, сочувствие и безжалостность, благодаря которым, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и учится выражать свои чувства и отношения к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр учит ребенка видеть и чувствовать этот мир, понимать, когда нужна помощь, а когда нужно проявить сочувствие. Он помогает разобраться в том, что «зло» — это не штамп к слову плохо, а «добро» не всегда есть «хорошо». Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне, показывая через игры стороны духовных ценностей и их значимость.
Существуют различные виды игр, одни из них развивают мышление и кругозор детей, другие - ловкость, силу, третьи конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр и является театрализованная игра.
Театрализованная игра — это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т. е. она носит репродуктивный характер. Причем, роль требует большего, чем в сюжетно-ролевых играх, подчинения сюжету, почти правилу, отражающему фиксированную автором логику отношений и взаимодействий объектов окружающего мира, но не исключает творчества.
В театрализованной игре нет отношений состязания (если они не заложены в сценарии) в отличие от игры с правилами. Вместе с тем театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным: роль (определяющий компонент, игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения.
Чаще всего театрализованная игра проявляется в самостоятельной деятельности детей. Например, когда они играют в комнате или на улице. Мы часто видим, что дети примеряют на себя образы героев из прочитанных книг или из просмотренных мультфильмов. Они берут характер, манеру того или иного персонажа, стараясь подражать ему. И если ранее, ребенку уже приходилось участвовать в играх, где ему объясняли разницу между добром и злом, то применяя на себя образ отрицательного персонажа, он подсознательно старается его сделать добрым, совершая хорошие поступки. Театрализованные способствует тому, чтобы сделать жизнь детей увлекательнее, разнообразнее.
Театрализованная игра может использоваться и на занятиях: во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.
В самой природе театрализованной игры заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой (игра в театр, что дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому проявить активность, индивидуальность, творчество.
Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты, где каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурами.
Театрализованная игра не является целостным видом, но подразделяется на несколько разновидностей. В теории педагогики существует несколько подходов к классификации театрализованных игр. Так, Л. С. Фурмина предлагает делить такие игры на предметные, действующими лицами которых являются предметы (различные игрушки, куклы и так далее, и непредметные, роли в которых исполняются детьми самостоятельно.
Разновидности театрализованных игр:
1) игры-драматизации;
2) игры с настольным театром (также с объемными и плоскостными фигурками персонажей);
3) теневой театр;
4) театр петрушки
5) игры с марионетками.
Однако, наиболее полной и интересной, является классификация театрализованных игр, предложенная Л. В. Артемовой. Она делит такие игры на две основные группы - режиссерские игры и игры-драматизации.
Режиссерские игры характеризуются тем, что в процессе их проведения ни ребенок, ни воспитатель не являются действующими лицами, а лишь создают сцены с игрушечным персонажем - объемным или плоскостным. При этом дошкольник действует за такого персонажа, изображает его интонацией и мимикой.
Все режиссерские игры в свою очередь подразделяются на две основные группы - настольные и стендовые театрализованные игры. К играм первой группы относятся:
1. Настольный театр игрушек, в котором могут использоваться самые разнообразные игрушки из любого материала (в том числе и самодельные). Тут уже будет работать фантазия ребенка, на то, как будет выглядеть игрушка, как двигаться, и как содействовать с другими персонажами. В качестве недостатка же можно указать сложность изготовления самодельных игрушек для детей. Потому что не всегда ребенок способен сделать красивую игрушку, и если получается не так как он хочет, он расстраивается, а также это способствует появлению отрицательных эмоций
2. Настольный театр картинок - характеризуется определенными сложностями в его создании, так как в качестве персонажей и декораций такого театра выступают картинки (причем, как правило, двусторонние, что создает проблемы в обеспечении их устойчивости и организации необходимых опор. Движения персонажей имитируются действиями ведущего, а их настроение передается при помощи его голоса.
Игры данной разновидности все же довольно интересны и, кроме того, обладают элементом сюрпризности в появлении персонажей, что способствует созданию дополнительного интереса у детей.
Стендовые театрализованные игры также включают в себя несколько отдельных видов:
1. Стенд-книжка, в процессе использования которой динамику и последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, происходящие в пути встречи, эпизоды из жизни детского сада и так далее.
2. Фланелеграф. Игры данного вида характеризуются показом картинок на экране, где их удерживает сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. При этом в качестве картинок могут быть использованы вырезанные из старых изданий иллюстрации, рисунки детей или педагога и так далее.
Преимуществом игр данного вида выступает разнообразие вариантов изображения одной и той же темы, которое достигается, прежде всего, при помощи использования различных по форме экранов. Кроме того, такие игры позволяют изображать массовые сцены.
3. Теневой театр, для создания которого необходимо наличие экрана из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанных черных плоскостных персонажей и яркого источника света за ними, благодаря которому персонажи будут отбрасывать тени на экран. Это хороший способ развивать воображение, пластику тела. Теневой театр является достаточно удобным средством визуализации отдельных небольших литературных произведений.
Как уже упоминалось нами ранее, второй большой группой театрализованных игр по классификации Л. В. Артемовой являются игры-драматизации, которые также подразделяются на несколько видов:
1. Игры-драматизации, в ходе проведения которых дети входят в образ выбранных персонажей, перевоплощаются в них, отражают эмоции, настроение и душевное состояние героев разыгрываемых историй. При этом дети используют определенные атрибуты, признаки персонажа, символизирующие его типичные свойства. Сам же образ создается при помощи определенной интонации, мимики, жестов и движений.
2. Игры-драматизации с пальчиками (пальчиковый театр). Данная разновидность характеризуется тем, что ребенок надевает атрибуты персонажа на пальцы, двигает одним или всеми пальцами и проговаривает соответствующий текст. Это можно делать, как передвигая руку за ширмой, так и свободно передвигаясь по комнате. Преимуществом таких игр является возможность показывать одновременно несколько персонажей одним или несколькими ребятами.
3. Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклу, движения головы, рук и туловища которой осуществляются при помощи движений пальцев и кисти руки в целом. Важным атрибутом для проведения таких игр является ширма, за которой скрывается ребенок, "играющий" персонажа, хотя в отдельных случаях дети могут выходить к зрителям, общаться с ними, вовлекать в игру и так далее. Подобные игры неизменно вызывают положительную реакцию у ребят, хотя куклы бибабо довольно сложны в изготовлении (особенно, петрушки для детских рук).
4. Импровизация, под которой понимается разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. Данный вид игр-драматизаций является наиболее сложным для дошкольников, поэтому требует подготовки - совместной с детьми проработки сюжета, его обсуждения, уточнения ролей и характерных эпизодов. В дальнейшем импровизацию можно усложнять при помощи стимулирования самостоятельности в изображении темы участниками игры, выбора ими следующей темы драматизации, как для себя, так и для других детей, загадывания ребятам загадок, отгадать которые возможно при помощи анализа интонации, мимики или атрибута изображаемого персонажа.
Исходя из вышесказанного, мы видим, что театрализованные игры способствуют всестороннему развитию. Они помогают развивать мышление, логику, память, моторику рук, пластику тела, воображение. А также благодаря играм, ребенок впитывает в себя знания о духовных ценностях, развивается способность находить решение в различных ситуациях, а также формируется духовное и моральное воспитание ребенка.
1.2 Особенности проведения театрализованных игр с детьми разного возраста.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, - все это помогает осуществить театрализованная деятельность. Поэтому театрализованные игры входят в нашу жизнь с самого младшего возраста.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий для ребенка, приобщает его к духовным ценностям, являясь конкретным, зримым результатом – развивает эмоциональную сферу ребенка, учит его сочувствовать персонажам, сопереживать и проживать через себя разыгрываемые события.
Наибольшая ценность театрализованной игры, как раз в том, что все завязано на игре. То есть содержит в себе элементы всех видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют, придумывают роли, действия и ход развития этой игры, меня как им захочется. Ведь каждая игра индивидуальна и даже играя в одну игру, она все равно не будет похожа на предыдущую. Детям дается небольшая завязка, которая, благодаря воображению детей, становится новым миром приключений. Они сами создают этот игровой мир, мы просто направляем немного.
Например, в возрасте 3-4 лет дети живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные педагогом, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку. Именно на основе первых впечатлений от художественной игры впоследствии будут развиваться творческие способности детей. Вначале это будут короткие инсценировки, например, портретная зарисовка и диалог педагога и персонажа с детьми.
Театрализованная игра детей этого возраста тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей: игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и т. д. Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. Показывая мини-пьески в настольном театре, на фланелеграфе, в технике бибабо, при помощи отдельных игрушек и кукол, дети впитывают палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя.
Склонность детей к подражанию, используется в выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают щёки, делая это старательно и беззаботно. Упражнение усложняется, когда перед ними встаёт задача подуть так, чтобы спугнуть злого волка, лица детей делаются устрашающими, в глазах передаётся гамма самых разнообразных чувств.
Рассмотрю основные особенности использования театрализованных игр с детьми разных возрастов.
3-4 года:
· Формируется интерес к театрализованным играм и желание играть, дополняя отдельные реплики героев.
· Драматизации как таковой ещё нет, но во время занятий педагог перевоплощается в персонажей и меняет интонацию, включая тем самым её элементы.
· Дети пока не способны перевоплощаться в образы персонажей, а лишь подражают им, копируя внешние черты, не раскрывая особенностей поведения.
· Происходит первичное знакомство с режиссёрской театрализованной игрой.
· Фигурки пальчикового театра ребёнок использует совместно с взрослым.
5-6 лет:
· Для детей становится важным не только процесс игры, но и результат, реакция зрителей.
· Усложняются тексты: содержание несёт большую смысловую и эмоциональную нагрузку и отличается более интересными языковыми средствами.
· Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счёт освоения игры-драматизации и настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, действия на ширме и др.
7 лет:
· Театрализованная игра становится средством самовыражения личности и реализации способностей.
· Углубляется игровой опыт за счёт освоения разных видов игры — драматизации и режиссёрской театрализованной игры.
· Происходит частичный переход игры в речевой план за счёт объединения разных видов игр.
· Дети заинтересованы играми «с продолжением» сюжета.
· Игровой опыт углубляется за счёт освоения разных видов игры-драматизации и режиссёрской театрализованной игры (добавляются марионетки, куклы с «живой рукой» и тростевые).
· В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных и произведения русских классиков.