Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Роль сказки в формировании математических представлений у дошкольников»

Екатерина Буркеева
Консультация для педагогов «Роль сказки в формировании математических представлений у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Математика — это одна из наиболее важных областей знания современного человека. В наше время, когда люди широко используют технику (в том числе и компьютерную) — это требует от каждого определенного минимума математических знаний и представлений.

Публикация «Консультация для педагогов „Роль сказки в формировании математических представлений у дошкольников“» размещена в разделах

В мир математики ребенок попадает с маленького возраста. И в течении всего дошкольного возраста у ребенка начинают формироваться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут служить фундаментом для развития его интеллекта и учебной деятельности.

Математика для дошкольников позволяет одновременно решить сразу несколько задач, главная из которых — это привить детям основы логического мышления и научить простому счету.

Изучение математики – процесс сложный и трудный. Математические представления должны осваиваться последовательно, равномерно и систематически. Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка. Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые настаивают.

Для дошкольника одним из эффективнейших средств развития математических способностей является сказка, которая представляет собой феномен культуры. Сказка — универсальное средство. Она имеет воспитательный, образовательный и развивающий потенциал и очень ценна для педагогов.

С помощью сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Сказки помогают детям запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади, развивают память, инициативность, учат импровизации. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит ребенка логически мыслить.

Математическая сказка - самая простая и ненавязчивая, цель которой - передать ребёнку некое новое знание, умение, навык, а также показать смысл и важность этого умения. Чаще всего такая сказка заканчивается небольшим заданием (связанным с темой сказки, которое ребёнок должен выполнить. Главными героями сказки являются дети или сказочные персонажи, а также математические объекты.

На современном этапе разработано множество разнообразных математических сказок такими авторами как Шорыгина Е. А., ЕрофееваТ. И., Большунова Н. Я. и многими другими. В содержания математических сказок обязательно включены математические понятия и представления : о форме, величине, длине предметов, о геометрических фигурах, о времени, о пространстве и числах.

Под математической сказкой мы понимаем как специально созданную сказку математического содержания, так и хорошо знакомую сказку, позволяющую решить дидактическую задачу.

Дидактическая математическая сказка или сказка с математическим содержанием — это сказка, персонажами которой могут быть не только герои обычных сказок, животные, волшебные сущности и просто люди, а также различные математические понятия : цифры, геометрические формы и фигуры, математические знаки, символы, то есть любые математические понятия.

Выделяют следующие виды математической сказки в соответствии с изучаемыми разделами:

- понятийные сказки, которые включают основные и математические понятия и термины; - цифровые сказки, в которых основной акцент делается на знакомство цифрами;

- геометрические сказки, в которых происходит знакомство с основными геометрическими фигурами;

- комплексные сказки, в которых происходит закрепление изученного материала и в единое математическое целое соединяются различные математические понятия.

Примерный цикл занятий с использованием сказочных сюжетов, игровой сказочной мотивации для повышения мыслительной активности детей старшего дошкольного возраста, при формировании математических представлений :

-Закрепить количественный счет, познакомить с порядковым счетом

«Колобок» «Теремок» «Репка», «Волк и семеро козля», «Три поросенка»,

«Белоснежка и семь гномов».

- Закрепить представления о месяцах.

«Двенадцать месяцев».

-Различение равенства и неравенства групп предметов путем подкладывания одного предмета под другой.

«Три медведя».

-Умение сравнивать предметы контрастных размеров.

«Дудочка и кувшинчик», «Лиса и Журавль», «Мышка и кувшин молока».

- В сказке «Три медведя», определяют пространственное расположение

предметов (справа, слева, впереди, сзади, а также сравнивают предметы мебели по высоте и длине.

- Учить алгоритму измерения объемной меркой сыпучих веществ.

«Горшочек каши».

- Сенсорное развитие

«Цветик - семицветик».

Требования по использованию математической сказки выдвигаются различные в зависимости от возраста ребенка и педагогического взгляда воспитателя :

-сказка должна быть не затянутой, а именно рассчитана на 25 – 30 минут, так как способность детей внимательно воспринимать информацию укладывается в этот промежуток времени; при этом необходимо, чтобы были изложены все основные события и решены все цели и поставленные задачи;

-иметь увлекательный сюжет, который по своей сути будет отвечать требованиям детской психологии, а именно с элементами волшебства, необычное место действия, динамичность развития событий;

-иметь героев или персонажей, которые детям были бы понятны и интересны, доступны для понимания, и вызывали бы желание сотворчества, участия в сказке, при этом обязателен любой фантастический персонаж, который не существует в реальной действительности, так как именно он будет являться ключевым элементом, притягивающим внимание и легко запоминающимся.

Хорошо известные русские народные и авторские сказки, помимо специальных дидактических с математическим содержанием, тоже могут облегчить понимание детьми математического материала. В этих сказках постоянно происходят разнообразные превращения времени и пространства, что позволяет ребенку обнаружить их существование и осознать свои взаимоотношения с ними, например, «Сказка о потерянном времени» Е. Шварца, сказка о частях суток «Четыре принцессы», «Сказка о времени» И. Лазаренко.

Список сказок в разных возрастных группах ДОУ

Группа ДОУ Список сказок

Младшая группа

(3-4 года) «Колобок» (обр. К. Ушинского)

«Волк и козлята» (обр. А. Н. Толстого)

«Кот, петух и лиса» (обр. Боголюбской)

«Лиса и заяц» (обр. В. Даля)

«Теремок» (обр. Чарушина) и др.

Средняя группа

(4 – 5 лет) «Три поросенка» (пер. с англ. Михалков)

«Красная Шапочка» (Ш. Перро)

«Телефон» (К. Чуковский)

«Сказка кругленьких и длинненьких человечках» (Р. Сеф) и др.

Старшая группа

(5 – 6 лет) «Дюймовочка» (Х. -К. Андерсен)

«Три ржаных колоска» (А. Любарская)

«Семь Симеонов – семь работников» (И. Карнаухова)

«Сказка про трех пиратов» (А. Митяев)

«О том, у кого три глаза» (Р. Сефа)

«Три золотых волоска Деда-Всеведа» (Н. Аросьева) и др.

Подготовительная к школе группа

(6 – 7 лет) «Волк и лиса» (обр. И. Соколова-Микитова)

«Семь Симеонов – семь работников» (обр. И. Карнауховой)

«Старик-годовик» (В. Даль) и др.

Большое влияние на формирование интереса к математике оказывает сочинение сказок математического содержания детьми. Создание детьми математических сказок, которые развивают математическое творчество. Конечно, сочинение математических сказок не является заменой обучения. Создание математических сказок предполагает не только умение фантазировать на математические темы, но и умение владеть грамотной речью, а также уверенное владение математическими понятиями. Сочинение математических сказок - занятие, которое увлекает детей различного возраста, однако возрастают не только возможности, но и трудности: как лучше построить сюжетную линию, чтобы не нарушить целостности сказки и не прийти в противоречие с математическими понятиями. Придуманная сказка с применением математических понятий позволяет лучше запомнить эти понятия. Предлагая сочинить математическую сказку, ставится задача развития математического творчества, умения выражать свои мысли логично и последовательно.

Можно утверждать, что сказка и ее возможности в формировании математических представлений детей дошкольного возраста безграничны. Так как дети любят сказки, они знакомы им, потому что используются и дома, и в детском саду. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические.

Список литературы

1. Большунова Н. Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки : Учебное пособие /Н. Я. Большунова - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000 - 372 с.

2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников : Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1998 – 135с.

3. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З. А. Михайлова – Санкт-Петербург: Издательство «Детство-Пресс», 2008. – 184 с.

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Использование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольниковИспользование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников Использование ТИКО конструктора в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 3Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников". СЛАЙД.

Консультация для педагогов «Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико-математических игр» Зачем ребенку логика? Дело в том, что в каждом возрасте создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции организма.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников» Жили – были… каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы,.

Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет»Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет» Мастер класс Добрый день, уважаемые коллеги меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна, вашему вниманию представляется мастер - класс на тему:.

Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого.

Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возрастаРоль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад №8 Мастер – класс тема: «Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного.

Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений у детей старшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Роль сказки в формировании математических представлений у дошкольников»
Опубликовано: 11 апреля 2022 в 12:08
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Роль сказки в формировании математических представлений у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Буркеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД