Ирина Маяцкая
Консультация для педагогов, родителей воспитанников «Фазы процесса адаптации ребенка к условиям ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
«Фазы процесса адаптации ребенка к условиям ДОО».
В ходе исследований, проводимых учеными разных стран, были выделены три фазы процесса адаптации :
1. Острая фаза, которая сопровождается своего рода колебаниями в соматическом и психическом состоянии, что приводит к потере веса, частым заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, проблемам в речевом развитии. Длительность фазы - в среднем один месяц.
Выделяют три степени тяжести прохождения острой фазы адаптации :
Публикация «Консультация для педагогов, родителей воспитанников „Фазы процесса адаптации ребенка к условиям ДОО“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Темочки
- легкая адаптация. Поведение восстанавливается в течение 10-15 дней, ребенок, согласно норме, набирает вес, поведение в коллективе адекватное, в течении первого месяца посещения ДОО болеет не чаще обычного. Далее по двадцатый день нормализуется сон. Настроение бодрое, отношения с семьей и взрослыми не нарушаются. Интерес к окружающим восстанавливается в течение двух недель. Речь затормаживается, но ребенок реагирует и следует указаниям взрослого. Невротические признаки реакции и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.
- адаптация средней тяжести. Сдвиги нормализуются в течение месяца. Нарушения в состоянии, как правило, более выражены и продолжительны. Сон и аппетит восстанавливается более месяца, настроение неустойчивое. У ребенка проявляется эмоционально-возбужденное отношение к близким ему людям, которое выражается в плаче, крике при расставании и встрече. Речевая активность замедляется, либо речь не используется. Болезни до двух раз, за период, не превышающий десяти дней, без осложнений. Есть признаки невротических реакций: избирательность в общении со взрослыми и детьми, общаясь только при определенных обстоятельствах. Изменение вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, шелушение кожи (диатез) в течение 1,5-2 недель.
- тяжелая адаптация. Продолжительность от двух до шести месяцев. Ребенок плохо спит, сон короткий, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит снижается, может возникнуть отказ от еды, функциональное нарушение стула. Настроение безразлично, ребенок много плачет и в течение длительного времени, поведенческие реакции нормализуются на 60-й день пребывания в ДОО. Отношение к близким эмоционально возбужденное. Речь не использует или есть задержка речевого развития в период 2-3 недели.
2. Подострая фаза. Характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть, сдвиги уменьшаются и фиксируются по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средней возрастной нормой длиться 3-5 месяцев.
3. Фаза компенсации - характеризуется ускорением темпа развития, и дети к концу года могут преодолеть указанную выше задержку развития.
Н. С. Ежкова и А. В. Постникова в своем научном исследовании «Сущность, содержание, структура социально-психологической адаптации детей раннего возраста» выделяют ряд причин тяжелой адаптации ребенка к условиям ДОО :
- несформированность автономии ребенка и его матери (эмоциональной, телесной, игровой);
- отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми;
- наличие у ребенка своеобразных привычек;
- отсутствие у ребенка элементарных культурно-гигиенических навыков.
Н. В. Соколовская указывает, что причины трудностей адаптации имеют комплексный характер. Но при социальной дезадаптации ребенка достаточно одного из следующих факторов: отсутствие навыков общения, неадекватное оценивание себя в ситуации общения, высокие требования к окружающим (особенно если ребенок развит интеллектуально и имеет уровень умственного развития выше средне-группового, эмоциональная неуравновешенность, установки, препятствующие общению, например, готовность проявить свое превосходство, тревожность и боязнь общения, замкнутость. В исследованиях Л. В. Кокуевой, посвященных вопросам адаптации детей к ДОО, выделены такие факторы, как:
- особенности нервной системы, ее тип: сила, подвижность, уравновешенность или неуравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения. Особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы. Они очень болезненно переносят любые перемены в жизни и воспитании. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя своих чувств они не выражают. Такой ребенок старается уединиться, не стремится вступать в контакт с незнакомыми людьми, так как, как правило, не умеет;
- индивидуальные различия детей. Прежде всего, следует назвать различия в условиях жизни и воспитания детей. Именно условия жизни и воспитания определяют развитие ребенка и являются его движущими силами.
- состояние его здоровья маленького ребенка. Случается, что ребенок не плачет, не выражает негативных внешних проявлений, но теряет в весе, не играет. Его состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей.
- двигательная активность детей.
- уровень развития навыков самообслуживания. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольной организации или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
На основании анализа полученных данных, можно описать эмоциональный портрет ребенка в период адаптации. Как правило, важнейшая составляющая эмоционального облика ребенка в адаптационный период - отрицательные эмоции, на фоне стресса зачастую у ребенка вспыхивает гнев. У некоторых детей замечается регресс речевого развития и познавательной деятельности, которая угасает на фоне стрессовых реакций. Так же можно заметить, что ребенок может «растерять» социальные навыки (например, самообслуживания).
Согласно статистическим данным, большинство детей, поступивших в ДОО, демонстрируют легкую и среднюю форму адаптации. Так, адаптацию принято считать завершенной тогда, когда ребенок находит полный контакт с педагогом, который становится для ребенка «значимым взрослым», на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Об этом могут свидетельствовать такие внешние показатели, как: глубокий сон, хороший аппетит, активное поведение, соответствующая возрасту прибавка в весе.
Согласно ФГОС ДОО оптимизация процесса адаптации может быть реализована, при соблюдении следующих условий :
- корректная организация предметно-развивающей среды: зона познавательной деятельности, художественная зона, конструктивно-игровая зона;
- создание благоприятной атмосферы в группе детей;
- работа с родителями, которая формирует взаимные, адекватные установки семьи и ДОО.
Список литературы:
1. Ежкова Н. С., Постникова А. В. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА // Вестник экспериментального образования. 2018. №2 (15). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-soderzhanie-struktura-sotsialno-psihologicheskoy-adaptatsii-detey-rannego-vozrasta
2. Кокуева Л. В. Психолого-педагогические сопровождение развития ребенка в детском саду : методическое пособие / Л. В. Кокуева. - Москва : Педагогическая литература, 2011. - 108 с.
3. Соколовская Н. В. Адаптация ребёнка к условиям детского сада : управление процессом, диагностика, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2011. – 188 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Электронный ресурс: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/