Гульмира Гафарова
Консультация для педагогов и родителей «Проявление тревожности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Проявление тревожности у детей дошкольного возраста.
Ведущий страх старшего дошкольного возраста (5-7 лет) – страх смерти. Дети, как правило, самостоятельно справляются с подобными переживаниями, но при условии нормальных, доброжелательных, эмоционально теплых отношений, как между самими родителями, так и между родителями и детьми. Страх смерти является характерным для эмоционально чувствительных и впечатлительных детей и тесно связан со страхами страшных снов. В определенных ситуациях страх смерти может быть трансформирован в страх опоздания, основе которого лежит неопределенное и тревожное ожидание ребенком несчастья. Порой данный страх приобретает невротически-навязчивый характер. Отрицательное эмоциональное состояние ребенка может быть обусловлено проявлением повышенного уровня тревожности.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Проявление тревожности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Страх и детская тревожность
- Страх, детские страхи, тревожность. Консультации для родителей
- Темочки
Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.
В словаре Г. М. Коджаспировой тревожность определяется, как повышенная склонность человека испытывать беспокойство, тревогу в самых разных ситуациях, в том числе и таких как общественные характеристики которые к этому не предполагают.
Все что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. В большинстве своем это очень неуверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Часто испытываемое ими чувство страха перед неизвестным ведет к тому, что они крайне редко проявляют инициативу.
Являясь очень послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, точно выполняют требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их дисциплинированность и примерность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.
Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная сензитивность. Но всё же не каждый ребенок с высокой чувствительностью становиться тревожным. Большую роль здесь играют способы общения ребенка с родителями – в некоторых случаях родители способствуют развитию тревожной личности. К примеру, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперопеки (чрезмерная забота, постоянный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание).
Усилению в ребенке тревожности также могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности. Ребенок, сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, испытывает беспокойство, которое легко может перерасти в тревожность. Еще один фактор, способствующий формированию тревожности - частые упреки, которые вызывают чувство вины («Ты так плохо вел себя, что у мамы заболела голова», «Из-за твоего поведения мы с мамой часто ссоримся»). В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Часто причиной большого числа страхов у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений, опасностей и тревог.
При усилении тревожности у ребенка появляются страхи, они являются непременным спутником тревожности, в таком случае у дошкольника могут развиться невротические черты. Примером такой черты может быть неуверенность в себе, как черта характера - это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности.
Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем. Такой ребенок с опасением относится к другим, постоянно ждет нападения, насмешки, обиды, испытывает большие трудности с тем, чтобы справиться с игровой или деловой задачей. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на окружающих. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры.
Отрицательные последствия тревожности выражаются в том что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании творческого мышления, для которого естественными являются такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.
Стоит отметить, что у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при реализации соответствующих психолого-педагогических мероприятий, соблюдении педагогами и родителями нужных рекомендаций.
Список используемой литературы:
1. Абакарова Э. Г. Игровая терапия как модифицированный психокоррекционный метод, направленный на восстановление механизмов конституциональной компенсации и адаптации // Сибирский педагогический журнал. 2019. №6. С. 313-318.
2. Астапов В. М. Тревожность у детей. М. : Пер Сэ, 2017. 160 c.
3. Астапов В. Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. 2020. № 5. 218 с.
4. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 2018. 800 с.
5. Давыдов В. В. Психологический словарь. М. : Просвещение, 2018. 353 с.
6. Ждакаева Е. И. Игровая терапия как средство коррекции деструктивных детско-родительских отношений // Омский научный вестник. 2018. №6. С. 160-163.
7. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб. : Издательство «СОЮЗ», 2019. 448 с.
8. Ильин Е. П. Психология. СПб. : Питер, 2004. 560 с.
9. Костина Л. М. Игровая коррекция тревожности у дошкольников // Вестник МГТУ. 2017. №2. С. 347-353.
10. Кочетова Ю. А. Психологическая коррекция детских страхов // Психологическая наука и образование. 2017. № 1. С. 1-14.
11. Кочубей Б. И. Эмоциональная устойчивость школьника. М. : Знание, 2018. 80 c.
12. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб. : Питер, 2009. 276 с.
13. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М. : Международная педагогическая академия, 2014. 368 с. 43
14. Немов Р. С. Психология. М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. 639 c.
15. Поливанова К. Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками. М. : Педагогика, 1989. 284 с.