МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Развивающая предметно-пространственная среда для экспериментирования в ДОУ»

Светлана Лыкова
Консультация для педагогов «Развивающая предметно-пространственная среда для экспериментирования в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

"То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю. " Китайская пословица

Дошкольники – это прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к экспериментированию, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игрой, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Публикация «Консультация для педагогов „Развивающая предметно-пространственная среда для экспериментирования в ДОУ“» размещена в разделах

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать, поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия.

При организации в группе развивающей предметно пространственной среды (РППР) в центре экспериментирования (исследования, проектирования) и его насыщение в соответствии с ФГОС ДО учитываем принципы:

1. Соответствие содержания центра детского экспериментирования возрастным возможностям детей данной группы и соблюдение правил техники безопасности при организации деятельности данного центра;

2. Наличие в центре лабораторного оборудования для проведения различных экспериментов (в соответствии с возрастной группой); для детей раннего возраста наличие игрушек и оборудования для игр с водой, песком, воздухом;

3. Наличие демонстрационного лабораторного и дидактического материала (различные коллекции, глобус, природный материал и т. д., а также дидактические игры и их картотеки;

4. Наличие комнатных растений, условия их содержания (оборудование по уходу);

5. Наличие энциклопедической литературы, различных тематических альбомов (обязательно для групп дошкольного возраста);

6. Эстетическое оформление центра (оригинальность названия, наличие игрового персонажа, художественное оформление и т. д.);

7. Доступность оборудования центра для свободного экспериментирования детей.

Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Давайте вспомним первые годы малыша. Потрогал горячее — больно, теперь он не возьмёт этот предмет, даже если он будет холодным, потому что приобрел свой опыт. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познает окружающий мир, развивая интеллект. Ребенок познает окружающий мир через исследовательскую деятельность, и в этой деятельности он развивается как личность. Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать неудачи и достигать успеха, умение оценивать, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища — готовность прийти ему на помощь.

Для детского исследования и экспериментирования необходимы самые разнообразные природные и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскопы, глобус, а также лабораторное оборудование – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов.

В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показывается детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.

Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы

В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:

• Компонент дидактический

• Компонент оборудования

• Компонент стимулирующий

• Книги познавательного характера для среднего возраста;

• Тематические альбомы;

Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки" (зимы, весны, осени, "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"

• Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)

• Песок, глина;

• Набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

• Материалы для игр с мыльной пеной,

• Красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

• Семена бобов, фасоли, гороха

• Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

Простейшие приборы и приспособления:

• Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

• "Бросовый материал" : веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

• На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям

• Персонажи, наделанные определенными чертами - (прим. "Незнайка", "Почемучка" и т. д.) от имени которого моделируется проблемная ситуация.

• Карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем) : ставится дата, опыт зарисовывается.

Содержание уголков экспериментирования

Ранний и младший возраст

Содержание компонентов и оснащение уголка

1. Сравнение предметов : предметы для сравнения по величине (большой-маленький, выше-ниже, шире-уже, сенсорные эталоны, пирамидки, вкладыши.

2. Стол с ёмкостями для воды и песка, фартуки, лодочки, формочки, совочки, сита для песка, прозрачные ёмкости для воды разной формы, трубочки для коктейля, палочки, воронки.

3. Сухие бассейны, поднос для рисования манкой, песком.

4. Природный материал: глина, камушки, ракушки, деревяшки, шишки, плоды, мох, перья и т. п.

5. Материалы по сезону, календари, макеты.

6. Картотеки с описанием опытов

Средний возраст

1. Стол для экспериментов с ёмкостями для воды и песка, фартуки, лодочки, формочки, совочки, сита для песка, прозрачные ёмкости для воды разной формы, трубочки для коктейля, палочки, воронки, мерные кружки, весы, щеточка и совок для подметания.

3. Сухие бассейны, поднос для рисования манкой, песком.

4. Комнатные растения с указателями, паспорта растений и предметы по уходу за ними

5. Природный материал: глина, камушки, ракушки, деревяшки, шишки, плоды, мох, перья, сыпучие продукты (сахар, соль, пищевые красители, мыло)

6. Материалы по сезону, календари, макеты.

7. Лупа, зеркальца, прозрачные контейнеры для наблюдений за насекомыми, предметы из разных материалов, виды бумаги

8. Картотеки с описанием опытов

9. Журнал опытов для зарисовки результатов.

10. Дидактические игры по экологии.

11. Пооперационные карты опытов, приготовления простейших блюд.

Старший возраст

1. Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

2. Серии картин с изображением природных сообществ;

3. Книги познавательного характера, атласы;

4. Тематические альбомы;

5. Коллекции

6. Мини-музей (тематика различна, например " Часы бывают разные:", "Изделия из камня".

7. сито, воронки

8. Половинки мыльниц, формы для льда;

9. Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки ;

10. Мини-стенд "О чем хочу узнать завтра";

11. Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;

12. Карточки-подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя";

13. Персонажи, наделённые определенными чертами, от имени которого моделируется проблемная ситуация.

14. Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».

Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ В нашей группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей.

Предметно-пространственная развивающая среда группыПредметно-пространственная развивающая среда группы Я продолжаю свой рассказ о развивающей среде группы. В группе оформлены следующие уголки: Уголок творчества Уголок творчества расположен.

Предметно-пространственная развивающая среда по ПДДПредметно-пространственная развивающая среда по ПДД Хочу с Вами поделиться теми пособиями и методическим материалом, которыми пополнился наш уголок по ПДД. Самое главное у человека - это.

Развивающая предметно-пространственная средаРазвивающая предметно-пространственная среда Развивающая предметно-пространственная среда В развивающей среде моей группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС.

Развивающая предметно-пространственная среда группыРазвивающая предметно-пространственная среда группы Развивающая предметно – пространственная среда группы полностью способствует удовлетворению потребностей детей в персональном пространстве.

Развивающая предметно-пространственная среда. Уголок экспериментированияРазвивающая предметно-пространственная среда. Уголок экспериментирования «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказывались.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДООРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОО Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО. Ожева Н. Н и Прилепко Е. А. Всоответствии с ФГОС ДО программа должна отражаться с учетом.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Уважаемые коллеги! Хочется представить вам опыт работы педагогов ДОУ по созданию условий для сохранения психо - эмоционального здоровья.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Главное требование к образовательной среде в ДОУ - предоставить ребёнку возможность свободу выбора деятельности, в которой он сможет.

Развивающая среда. Предметно-пространственная среда группыРазвивающая среда. Предметно-пространственная среда группы Здравствуйте. Я воспитатель младшей группы Якшигулова Лилия Явдатовна. В детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому мне хотелось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развивающая предметно-пространственная среда для экспериментирования в ДОУ»
Опубликовано: 2 апреля 2020 в 16:57
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Развивающая предметно-пространственная среда для экспериментирования в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Лыкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД