Светлана Лыкова
Консультация для педагогов «Развивающая предметно-пространственная среда для экспериментирования в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
"То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю. " Китайская пословица
Дошкольники – это прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к экспериментированию, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игрой, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Публикация «Консультация для педагогов „Развивающая предметно-пространственная среда для экспериментирования в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать, поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия.
При организации в группе развивающей предметно пространственной среды (РППР) в центре экспериментирования (исследования, проектирования) и его насыщение в соответствии с ФГОС ДО учитываем принципы:
1. Соответствие содержания центра детского экспериментирования возрастным возможностям детей данной группы и соблюдение правил техники безопасности при организации деятельности данного центра;
2. Наличие в центре лабораторного оборудования для проведения различных экспериментов (в соответствии с возрастной группой); для детей раннего возраста наличие игрушек и оборудования для игр с водой, песком, воздухом;
3. Наличие демонстрационного лабораторного и дидактического материала (различные коллекции, глобус, природный материал и т. д., а также дидактические игры и их картотеки;
4. Наличие комнатных растений, условия их содержания (оборудование по уходу);
5. Наличие энциклопедической литературы, различных тематических альбомов (обязательно для групп дошкольного возраста);
6. Эстетическое оформление центра (оригинальность названия, наличие игрового персонажа, художественное оформление и т. д.);
7. Доступность оборудования центра для свободного экспериментирования детей.
Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Давайте вспомним первые годы малыша. Потрогал горячее — больно, теперь он не возьмёт этот предмет, даже если он будет холодным, потому что приобрел свой опыт. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познает окружающий мир, развивая интеллект. Ребенок познает окружающий мир через исследовательскую деятельность, и в этой деятельности он развивается как личность. Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать неудачи и достигать успеха, умение оценивать, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища — готовность прийти ему на помощь.
Для детского исследования и экспериментирования необходимы самые разнообразные природные и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскопы, глобус, а также лабораторное оборудование – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов.
В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показывается детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.
Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы
В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:
• Компонент дидактический
• Компонент оборудования
• Компонент стимулирующий
• Книги познавательного характера для среднего возраста;
• Тематические альбомы;
• Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки" (зимы, весны, осени, "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"
• Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)
• Песок, глина;
• Набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
• Материалы для игр с мыльной пеной,
• Красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
• Семена бобов, фасоли, гороха
• Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
• Простейшие приборы и приспособления:
• Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
• "Бросовый материал" : веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
• На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям
• Персонажи, наделанные определенными чертами - (прим. "Незнайка", "Почемучка" и т. д.) от имени которого моделируется проблемная ситуация.
• Карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем) : ставится дата, опыт зарисовывается.
Содержание уголков экспериментирования
Ранний и младший возраст
Содержание компонентов и оснащение уголка
1. Сравнение предметов : предметы для сравнения по величине (большой-маленький, выше-ниже, шире-уже, сенсорные эталоны, пирамидки, вкладыши.
2. Стол с ёмкостями для воды и песка, фартуки, лодочки, формочки, совочки, сита для песка, прозрачные ёмкости для воды разной формы, трубочки для коктейля, палочки, воронки.
3. Сухие бассейны, поднос для рисования манкой, песком.
4. Природный материал: глина, камушки, ракушки, деревяшки, шишки, плоды, мох, перья и т. п.
5. Материалы по сезону, календари, макеты.
6. Картотеки с описанием опытов
Средний возраст
1. Стол для экспериментов с ёмкостями для воды и песка, фартуки, лодочки, формочки, совочки, сита для песка, прозрачные ёмкости для воды разной формы, трубочки для коктейля, палочки, воронки, мерные кружки, весы, щеточка и совок для подметания.
3. Сухие бассейны, поднос для рисования манкой, песком.
4. Комнатные растения с указателями, паспорта растений и предметы по уходу за ними
5. Природный материал: глина, камушки, ракушки, деревяшки, шишки, плоды, мох, перья, сыпучие продукты (сахар, соль, пищевые красители, мыло)
6. Материалы по сезону, календари, макеты.
7. Лупа, зеркальца, прозрачные контейнеры для наблюдений за насекомыми, предметы из разных материалов, виды бумаги
8. Картотеки с описанием опытов
9. Журнал опытов для зарисовки результатов.
10. Дидактические игры по экологии.
11. Пооперационные карты опытов, приготовления простейших блюд.
Старший возраст
1. Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
2. Серии картин с изображением природных сообществ;
3. Книги познавательного характера, атласы;
4. Тематические альбомы;
5. Коллекции
6. Мини-музей (тематика различна, например " Часы бывают разные:", "Изделия из камня".
7. сито, воронки
8. Половинки мыльниц, формы для льда;
9. Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки ;
10. Мини-стенд "О чем хочу узнать завтра";
11. Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;
12. Карточки-подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя";
13. Персонажи, наделённые определенными чертами, от имени которого моделируется проблемная ситуация.
14. Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».