Ольга Бондаренко
Консультация для педагогов «Работа с детьми на прогулке зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Правильно организованная прогулка зимой в полной мере удовлетворяет потребность детей в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим, в новых ярких впечатлениях, в свободных активных движениях в игре. В условиях прогулки осуществляется тесное общение ребенка со взрослым. Воспитатель имеет возможность уточнять, закреплять знания, полученные детьми на занятиях, обучать тем или иным умениям, объединять малышей в небольшие подгруппы, приучая действовать сообща, не мешая друг другу, воспитывать любовь и доброе отношение ко всему, что окружает.
Публикация «Консультация для педагогов „Работа с детьми на прогулке зимой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Консультации для родителей в зимний период времени
- Зимние поделки
- Зимние прогулки и наблюдения
- Зимние прогулки, игры и забавы. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Прогулки. Консультации
- Темочки
Для успешного осуществления этих задач в первую очередь следует продумать условия проведения прогулки. Интерес к ней у детей будет поддерживаться целесообразным подбором выносного материала. Это мягкие сюжетные игрушки разного размера (медведи, зайцы, лисы, белки и т д) куклы в зимней одежде, санки, коляски, каталки, грузовые машины, сумочки, корзиночки, мячи и т д. В свободное пользование детям следует предлагать султанчики из разноцветных узких капроновых лент, шапочки с изображением различных знакомых малышам птиц, животных Оборудование для выполнения совместных со взрослым трудовых действий: ведёрки, лопатки, совки, венички.
На прогулке дети много и с удовольствием двигаются. И для удовлетворения этой потребности им следует предоставить всю площадь участка. Сделать широкою дорогу для катания на санках, сравнительно узкие длинные проходы между снежных валов (от веранды до конца участка и далее до веранды) с ответвлениями, одни из которых заканчиваются тупиком, а другие- каким-либо препятствием которое необходимо преодолеть (перелезть через бревно; наклонившись, пройти сквозь воротца; перешагнуть через снежный заслон высотой неболе10-15см; перейти через мостик и т д) На расчищенной от снега центральной площадке можно сделать цветные дорожки разной конфигурации- извилистые, прямые, замкнутые. Обязательно нужны крупные снежные постройки. Около них хорошо играть в прятки или просто перебегать, например, от снеговика к трем сказочным медведям а от них- к матрёшкам и т д. На участке должна быть снежная горка (желательно в виде большой черепахи, кита и т д, с которой дети будут съезжать.
Дети с удовольствием будут залезать на спину вылепленного из снега кота, петуха или зайца, пролезать под оленем, слоненком, прокатывать под ними мячи, пластмассовые шары, снежки или забрасывать их в корзину снеговика, зайца, медведя, в кольцо Петрушки, белки. Каждый ребёнок, дотянувшись, может набросать серсо на длинную шею гуся или оленёнка, на хобот слонёнка.
Помогая взрослым сооружать постройки из снега, малыши переносят его в ведёрках, сгребают со всех сторон в центр или, наоборот, отбрасывают лопатками на снежный вал, затем украшают постройки льдинками.
Таким образом, на прогулке выполняют разнообразные движения: бегают, лазают, съезжают, подлезают, подтягиваются, бросают в цель, переносят груз (снег, льдинки).
Конечно такая активная деятельность предусматривает удобную не сковывающую движений одежду.
Но нельзя ограничиваться лишь созданием условий для прогулки. Нужно заботиться о том чтобы каждому ребёнку было интересно. Практика показывает что с этим вопросом не все благополучно. Значительную часть времени дети устав от игры не знают чем тебя занять безучастно стоят возле взрослого ожидая его указаний к действию. Но и после этого самостоятельная деятельность их оживляется ненадолго.
В целях насыщения прогулки интересными делами в ее структуру предлагается вносить наблюдения и дидактические задания совместные со взрослым трудовые действия и подвижную игру. При этом значительная часть времени отводиться самостоятельной деятельность детей. Все эти структурные части выступают не как отдельные мероприятия а взаимно дополняют и углубляют друг друга.
Яркий солнечный день –и все малыши сразу же выйдя на прогулку начинают играть. Одни бегают друг за другом среди снежных валов другие скатываются с черепахи третьи уже выглядывают из снежного домика и т д Все заняты занят и воспитатель. Он следит чтобы дети не толкали друг друга у горки подсказывает где взять коляски для кукол советует перевезти мячи в машине. Одновременно замечает кто оставил на дороге санки с куклой кто потерял лопатку кто упал – кого необходимо быстро поднять кому срочно надо помочь достать платок или натянуть на руку варежку. Несмотря на такую ежеминутную занятость педагог не имеет права пройти мимо тех детей которым скучно. Объединив их в небольшую подгруппу он рассказывает о заботливой матушке –зиме которая одела ёлки в пышные шубы и огромные шапки из снега. И вдруг дети неожиданно замечают игрушечного медвежонка сидящего под одной из ёлок. Оказывается он нечаянно забрел в детский сад. Радостные возгласы привлекают внимание многих малышей и вот уже почти вся группа готова строить для медвежонка берлогу в снежном валу да не одну.
Однако может случиться иначе. На предложение взрослого построить снежную горку для кукол сначала откликаются много детей. Но одни тут же увлекаются игрой других заинтересовывает большая ворона усевшаяся на дереве. И воспитатель работает с небольшой подгруппой обучая каждого правильно действовать лопаткой и веничком поощряет словом улыбкой поддерживая желание действовать до конца. С некоторыми детьми придется позаниматься индивидуально выбрав для этого подходящий момент. Здесь многое зависит от умения педагога, его мастерства.
Воспитательное – образовательная работа с детьми на прогулке не может быть построена по какой-то одной, раз и навсегда заданной схеме. Так, начало прогулки зависит от многих обстоятельств.
1. Наблюдения сезонных явлений: снегопад, хмурое небо, яркое солнце.
2. Наблюдения за живой природой: знакомство с птицами (ворона, воробей, голубь и др) ,с отличными свойствами растений (дерево – куст; ёлка – берёза)
3. Наблюдения за трудом взрослых: ознакомление с трудом шофера, дворника и др.
4. Наблюдения за явлениями общественной жизни: знакомство с транспортом, с праздничным убранством улиц города и т д.
Планируя тот или иной вид наблюдений, педагог должен четко знать, какую задачу он будет решать. Знакомство с временем года в одном случае преследует цель обогатить детей знаниями, закрепить то новое, что они узнали на занятии; в другом случае оно направлено на активизацию разнообразных движений детей, поднятие их эмоционального тонуса.
Закрепление, уточнение представлений, полученных во время наблюдений, успешно осуществляется в ходе дидактических заданий, которые в основном проходят в форме игры. Это может быть выполнение поручений типа «Покажи», «Принеси», «Назови дерево» и т д. ; выполнение игровых действий: «Раз, два, три! К берёзе беги! (К елке беги)». Могут быть даны дидактические задания на корректировку звукопроизношений («Спой песенку ветра : Ввввв! Уууу!», на выполнение дыхательных упражнений («Подуй на снежинку, на султанчик») и т д.
С наблюдениями, в частности за трудом взрослых, тесно связано выполнение совместных трудовых действий. На первых порах побуждением детей помучь педагогу закончить ту или иную постройку является желание быстрее перейти к игровым действиям с нею. По мере же овладения необходимыми умениями дети активнее включаются в трудовые действия.
В зимнее время на прогулке проводятся подвижные игры. Они активизируют движения детей, обогащают их новыми яркими впечатлениями. В подвижных играх закрепляется умения каждого ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, выполнять его требования, согласовывать свои действия с действиями товарищей. Если же малыши с удовольствием начали играть самостоятельно, то подвижную игру можно провести в конце прогулки, когда интерес детей значительно снижается.
К каждой подвижной игре следует подготовить яркие атрибуты. Это могут быть эмблемы на лентах, разнообразные шапочки птиц, зверушек, крупные мягкие выразительные сюжетные игрушки.
Длительность каждой игры не более 3- 4 минут, количество участников не регламентируется (по желанию детей)
Взрослый может также организовать подвижную игру с одним – двумя детьми, если он видит, что они замерзли или не знают, чем себя занять.
Желательно подготовить на неделю не менее пяти – семи разных подвижных игр подобрать к ним атрибуты.
Зимние прогулки следует проводить при любых погодных условиях. Исключение составляют дни, когда столбик термометра опускается ниже-15С или дует пронзительный холодный ветер. Отменять прогулку имеет право только врач или старшая медицинская сестра.
Очень интересно проходит прогулка, если в гости к малышам приходят старшие дошкольники. Игра оживляется: здесь и катание на санках, и перебежки, и метание снежков в цель.
Правильно организованная прогулка зимой в полной мере удовлетворяет потребность детей в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим, в новых ярких впечатлениях, в свободных активных движениях в игре. В условиях прогулки осуществляется тесное общение ребенка со взрослым. Воспитатель имеет возможность уточнять, закреплять знания, полученные детьми на занятиях, обучать тем или иным умениям, объединять малышей в небольшие подгруппы, приучая действовать сообща, не мешая друг другу, воспитывать любовь и доброе отношение ко всему, что окружает.
Для успешного осуществления этих задач в первую очередь следует продумать условия проведения прогулки. Интерес к ней у детей будет поддерживаться целесообразным подбором выносного материала. Это мягкие сюжетные игрушки разного размера (медведи, зайцы, лисы, белки и т д) куклы в зимней одежде, санки, коляски, каталки, грузовые машины, сумочки, корзиночки, мячи и т д. В свободное пользование детям следует предлагать султанчики из разноцветных узких капроновых лент, шапочки с изображением различных знакомых малышам птиц, животных Оборудование для выполнения совместных со взрослым трудовых действий: ведёрки, лопатки, совки, венички.
На прогулке дети много и с удовольствием двигаются. И для удовлетворения этой потребности им следует предоставить всю площадь участка. Сделать широкою дорогу для катания на санках, сравнительно узкие длинные проходы между снежных валов (от веранды до конца участка и далее до веранды) с ответвлениями, одни из которых заканчиваются тупиком, а другие- каким-либо препятствием которое необходимо преодолеть (перелезть через бревно; наклонившись, пройти сквозь воротца; перешагнуть через снежный заслон высотой неболе10-15см; перейти через мостик и т д) На расчищенной от снега центральной площадке можно сделать цветные дорожки разной конфигурации- извилистые, прямые, замкнутые. Обязательно нужны крупные снежные постройки. Около них хорошо играть в прятки или просто перебегать, например, от снеговика к трем сказочным медведям а от них- к матрёшкам и т д. На участке должна быть снежная горка (желательно в виде большой черепахи, кита и т д, с которой дети будут съезжать.
Дети с удовольствием будут залезать на спину вылепленного из снега кота, петуха или зайца, пролезать под оленем, слоненком, прокатывать под ними мячи, пластмассовые шары, снежки или забрасывать их в корзину снеговика, зайца, медведя, в кольцо Петрушки, белки. Каждый ребёнок, дотянувшись, может набросать серсо на длинную шею гуся или оленёнка, на хобот слонёнка.
Помогая взрослым сооружать постройки из снега, малыши переносят его в ведёрках, сгребают со всех сторон в центр или, наоборот, отбрасывают лопатками на снежный вал, затем украшают постройки льдинками.
Таким образом, на прогулке выполняют разнообразные движения: бегают, лазают, съезжают, подлезают, подтягиваются, бросают в цель, переносят груз (снег, льдинки).
Конечно такая активная деятельность предусматривает удобную не сковывающую движений одежду.
Но нельзя ограничиваться лишь созданием условий для прогулки. Нужно заботиться о том чтобы каждому ребёнку было интересно. Практика показывает что с этим вопросом не все благополучно. Значительную часть времени дети устав от игры не знают чем тебя занять безучастно стоят возле взрослого ожидая его указаний к действию. Но и после этого самостоятельная деятельность их оживляется ненадолго.
В целях насыщения прогулки интересными делами в ее структуру предлагается вносить наблюдения и дидактические задания совместные со взрослым трудовые действия и подвижную игру. При этом значительная часть времени отводиться самостоятельной деятельность детей. Все эти структурные части выступают не как отдельные мероприятия а взаимно дополняют и углубляют друг друга.
Яркий солнечный день –и все малыши сразу же выйдя на прогулку начинают играть. Одни бегают друг за другом среди снежных валов другие скатываются с черепахи третьи уже выглядывают из снежного домика и т д Все заняты занят и воспитатель. Он следит чтобы дети не толкали друг друга у горки подсказывает где взять коляски для кукол советует перевезти мячи в машине. Одновременно замечает кто оставил на дороге санки с куклой кто потерял лопатку кто упал – кого необходимо быстро поднять кому срочно надо помочь достать платок или натянуть на руку варежку. Несмотря на такую ежеминутную занятость педагог не имеет права пройти мимо тех детей которым скучно. Объединив их в небольшую подгруппу он рассказывает о заботливой матушке –зиме которая одела ёлки в пышные шубы и огромные шапки из снега. И вдруг дети неожиданно замечают игрушечного медвежонка сидящего под одной из ёлок. Оказывается он нечаянно забрел в детский сад. Радостные возгласы привлекают внимание многих малышей и вот уже почти вся группа готова строить для медвежонка берлогу в снежном валу да не одну.
Однако может случиться иначе. На предложение взрослого построить снежную горку для кукол сначала откликаются много детей. Но одни тут же увлекаются игрой других заинтересовывает большая ворона усевшаяся на дереве. И воспитатель работает с небольшой подгруппой обучая каждого правильно действовать лопаткой и веничком поощряет словом улыбкой поддерживая желание действовать до конца. С некоторыми детьми придется позаниматься индивидуально выбрав для этого подходящий момент. Здесь многое зависит от умения педагога, его мастерства.
Воспитательное – образовательная работа с детьми на прогулке не может быть построена по какой-то одной, раз и навсегда заданной схеме. Так, начало прогулки зависит от многих обстоятельств.
1. Наблюдения сезонных явлений: снегопад, хмурое небо, яркое солнце.
2. Наблюдения за живой природой: знакомство с птицами (ворона, воробей, голубь и др) ,с отличными свойствами растений (дерево – куст; ёлка – берёза)
3. Наблюдения за трудом взрослых: ознакомление с трудом шофера, дворника и др.
4. Наблюдения за явлениями общественной жизни: знакомство с транспортом, с праздничным убранством улиц города и т д.
Планируя тот или иной вид наблюдений, педагог должен четко знать, какую задачу он будет решать. Знакомство с временем года в одном случае преследует цель обогатить детей знаниями, закрепить то новое, что они узнали на занятии; в другом случае оно направлено на активизацию разнообразных движений детей, поднятие их эмоционального тонуса.
Закрепление, уточнение представлений, полученных во время наблюдений, успешно осуществляется в ходе дидактических заданий, которые в основном проходят в форме игры. Это может быть выполнение поручений типа «Покажи», «Принеси», «Назови дерево» и т д. ; выполнение игровых действий: «Раз, два, три! К берёзе беги! (К елке беги)». Могут быть даны дидактические задания на корректировку звукопроизношений («Спой песенку ветра : Ввввв! Уууу!», на выполнение дыхательных упражнений («Подуй на снежинку, на султанчик») и т д.
С наблюдениями, в частности за трудом взрослых, тесно связано выполнение совместных трудовых действий. На первых порах побуждением детей помучь педагогу закончить ту или иную постройку является желание быстрее перейти к игровым действиям с нею. По мере же овладения необходимыми умениями дети активнее включаются в трудовые действия.
В зимнее время на прогулке проводятся подвижные игры. Они активизируют движения детей, обогащают их новыми яркими впечатлениями. В подвижных играх закрепляется умения каждого ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, выполнять его требования, согласовывать свои действия с действиями товарищей. Если же малыши с удовольствием начали играть самостоятельно, то подвижную игру можно провести в конце прогулки, когда интерес детей значительно снижается.
К каждой подвижной игре следует подготовить яркие атрибуты. Это могут быть эмблемы на лентах, разнообразные шапочки птиц, зверушек, крупные мягкие выразительные сюжетные игрушки.
Длительность каждой игры не более 3- 4 минут, количество участников не регламентируется (по желанию детей)
Взрослый может также организовать подвижную игру с одним – двумя детьми, если он видит, что они замерзли или не знают, чем себя занять.
Желательно подготовить на неделю не менее пяти – семи разных подвижных игр подобрать к ним атрибуты.
Зимние прогулки следует проводить при любых погодных условиях. Исключение составляют дни, когда столбик термометра опускается ниже-15С или дует пронзительный холодный ветер. Отменять прогулку имеет право только врач или старшая медицинская сестра.
Очень интересно проходит прогулка, если в гости к малышам приходят старшие дошкольники. Игра оживляется: здесь и катание на санках, и перебежки, и метание снежков в цель.