Леся Котоманова
Консультация «Всё об адаптации и даже больше»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов-психологов (молодых специалистов, воспитателей и родителей.
«Всё об адаптации и даже больше…»
Адаптация ребенка к ДОУ или к школе это сложный период, как для детей, так и для их родителей. Существует множество информации по данной проблеме, и зачастую нам кажется, что мы знаем всё и даже больше, - так почему же до сих пор мы сталкиваемся с массой проблем во время привыкания малышей именно к детскому саду? - Таких как дезадаптация, нарушение социализации, появление невротических реакции, немотивированной агрессии к окружающим у некоторых детей, нарушение регуляторных функций, нестабильное эмоциональное состояние и как следствие высокая заболеваемость среди вновь пришедших и многое другое? Попытаемся, разобраться.
Публикация «Консультация „Всё об адаптации и даже больше“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
В любой литературе термин, адаптация (от лат. - приспособлять, расшифровывают как приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни. Действительно ли это так?
Адаптация имеет два аспекта – биологический и психологический. Важно помнить, что в период адаптации снижаются факторы местной защиты (поэтому дети раннего возраста часто болеют, что собственно мы и замечаем, когда многоуважаемые родители не желают соблюдать рекомендации специалистов, тем самым нарушая этапы адаптации. Вследствие, чего процесс адаптации чаще всего затягивается, т. к. вместо постепенного вхождения ребенка в новую для него среду, все превращается в длительное и мучительно-болезненое для всех мероприятие. Ведь иногда из за невозможности родителям адаптировать ребенка, малышу приходится пребывать первые дни в детском саду с раннего утра и до позднего вечера, что собственно не допустимо. Важно понять и родителям, и педагогам - процесс адаптации требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением.
Существует три типа адаптации :
• благоприятный – психо-эмоциональный статус стабильный в течении 20-30 дней, группа здоровья - 1, 2, отсутствие диагнозов неврологического характера, анемии, задержки речевого развития, диатеза;
• условно-благоприятный - психо-эмоциональный статус составляет переменчивый группа здоровья - 2, 3, диагнозы неврологического характера, анемия, задержка речевого развития, диатез; легкие невротические реакции в течение 1-2 недель, умеренная потеря в весе, однократное ОРЗ, отставание в нервно-психическом развитии на один эпикризный период (например, уровень развития речи на 2 года, а вашему малышу 2,6 года, стабилизация психо-эмоционального состояния в течение 30 – 75 дней (до2,5-ой месяцев);
• неблагоприятный - психо-эмоциональный статус составляет не стабильный группа здоровья - 2, 3, диагнозы неврологического характера, анемия, задержка речевого развития, диатез. – длительные невротические реакции, потеря в весе, частые ОРЗ, отставание в нервно-психическом развитии на два эпикризных периода, стабилизация психо-эмоционального состояния более 75 – 80 дней (до3-х месяцев).
Выделяются два основных критерия успешной адаптации :
• внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность)
• внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды)
Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ:
• поведенческие реакции;
• уровень нервно – психического развития;
• заболеваемость и течение болезни;
• главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).
Различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду :
1. Легкая адаптация :
-временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);
-аппетита (норма по истечении 10 дней);
-неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д., изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;
-характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;
-функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).
2. Средняя адаптация : все нарушения выражены более и длительно : сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней, речевая активность (30-40 дней, эмоциональное состояние (30 дней, двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).
3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении, резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.
4. Очень тяжелая адаптация : около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.
Однако как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса.
Как показывает многолетняя практика работы, основными причинами тяжелой адаптации к условиям ДОУ являются:
-отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения,
-наличие у ребенка своеобразных привычек,
-неумение занять себя игрушкой,
-отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков,
-отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.
Факторы, влияющие на адаптацию :
- возраст ребенка;
- состояние здоровья;
- уровень развития;
- характеристика нервной системы;
- умение общаться с взрослыми и сверстниками;
- сформированность предметной и игровой деятельности;
- приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
Для успешной адаптации необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, пище и пр., так и социальных (в доверительных контактов и сотрудничестве со взрослым, познании, признании, одобрении т. п., в новой среде и новыми средствами.
Задачи:
-помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к ДОУ
-использовать новые организационные способы привлечения родителей неорганизованных детей к сотрудничеству с детским садом
-обучить воспитателей методам взаимодействия с родителями и проведения групповых занятий в адаптационный период
-познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом, с коллективом, с оснащением и оборудованием детского сада
-оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком проблемам его воспитания, развития и адаптации к детскому саду
Данная модель включает в себя 6 этапов:
• Прогноз адаптации.
• Психолого-педагогическое просвещение воспитателей.
• Психолого-педагогическое просвещение родителей.
• Постепенное вхождение ребенка в группу детского сада.
• Адаптационные занятия с детьми.
• Оценка эффективности работы по адаптации детей к ДОУ.
Целью адаптационных занятий является : гармонизация эмоционального состояния детей в период адаптации, создание положительного эмоционального настроя в группе.
Задачами:
создание атмосферы эмоциональной безопасности;
снятие эмоционального и мышечного напряжения;
формирование положительной самооценки, уверенности в себе, эмоциональной устойчивости;
сплочение детского коллектива;
развитие познавательной, эмоционально-волевой, сенсорно-перцептивной сфер ребенка;
развитие мелкой моторики рук ребенка и координации движений.
Педагог-психолог проводит занятия один раз в неделю. В течение недели воспитатели по рекомендации педагога — психолога повторяют с детьми игры, потешки, стишки, упражнения, которые входили в содержание занятия.
Модель организации адаптационного периода.
1. Индивидуальный подход к ребенку:
а) использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов;
б) учет домашних привычек;
в) использование колыбельных при укладывании детей спать.
2. Игры с воспитателем.
3. Игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки.
4. Побуждение ребенка к общению со сверстниками:
а) игры ребенка рядом со сверстниками;
б) приучение к объединению в игре с другим ребенком;
в) ситуации, общение;
г) использование фольклора;
д) элементы театрализованной деятельности;
5. Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребенка.
6. Контроль за физическим состоянием ребенка.
7. Элементы закаливающих мероприятий.
Игры в адаптационный период
• Примерные виды заданий (на скорую руку) для ребенка:
собери и разбери пирамидку
лови и бросай мяч
поставь кубик на кубик
покажи части тела на игрушке и на себе
выдувание мыльных пузырей
спрячем мишку
хоровод с куклой
поймай солнечного зайчика
иди ко мне
игры с воздушными шарами
Самое главное во время адаптации как малыша раннего возраста, так и ребенка старшего дошкольного возраста, выполнять простые правила:
• создание положительного эмоционального настроя в группе
• наблюдение за процессом адаптации
• проведение адаптационных занятий по программе например, по программе А. С. Ронжиной или любой другой адаптированной программы к вашему образовательному учреждению.
• проведение адаптационных игр, использование сюрпризных моментов (частая смена деятельности)
• использование во время занятий элементов арт-терапии дети рисуют разными способами (традиционными и нетрадиционными - пальчиками ладошками, что помогает снять тревожность и отвлечь от переживаний)
• игры с водой, песком, крупами, пальчиковые игры, лепка, музыкотерапия, элементы сказкотерапии.
Используемая литература:
1. «Адаптация детей при поступлении в ДОУ»
Автор-составитель : И. В. Лапина; Волгоград; издательство «Учитель»,2012
2. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Ю. А. Афонькина.