Елена Владимирова
Консультация для педагогов Программа воспитания в соответствии с ФОП ДО
▼ Скачать
Сл 1. Сегодня вашему вниманию я представлю Программу воспитания, которая внесена в нашу образовательную программу дошкольного образования в соответствии с ФОП ДО. 152
Сл 2. Цель воспитания – личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей.
Сл 3. Задачи:
1. Содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
Публикация «Консультация для педагогов „Программа воспитания в соответствии с ФОП ДО» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
2. Способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности;
Сл 4. 3. Создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
4. Осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей.
Сл. 5 Содержательный раздел программы воспитания.
Уклад нашего детского сада, в качестве установившегося порядка жизни, определяет мировосприятие, гармонизацию интересов и возможностей совместной деятельности детских, взрослых и детско-взрослых общностей в пространстве дошкольного образования. Это необходимый фундамент, основа и инструмент воспитания.
Уклад задает и удерживает ценности воспитания для всех участников образовательных отношений: заведующего, воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала, воспитанников, родителей, субъектов социокультурного окружения МКДОУ Частоозерский детский сад «Родничок».
Воспитывающая среда раскрывает ценности и смыслы, заложенные в укладе, включает совокупность различных условий, предполагающих возможность встречи и взаимодействия детей и взрослых в процессе приобщения к традиционным ценностям. Пространство, в рамках которого происходит процесс воспитания, называется воспитывающей средой. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее содержательная насыщенность и структурированность. Воспитательная среда тесно связана с РППС и педагогическим коллективом МКДОУ Частоозерский детский сад «Родничок».
Направления воспитания их всего 7, кратко озвучу цель каждого из них:
Патриотическое направление воспитания : цель: содействовать формированию у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца, ответственного за будущее своей страны.
Духовно-нравственное направление воспитания : цель: формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению.
Социально направление воспитания : формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми.
Познавательное направление воспитания : формирование ценности познания.
Физическое и оздоровительное направление воспитания : формирование ценностного отношения детей к ЗОЖ, овладение элементарными гигиеническими навыками и правилами безопасности.
Трудовое направление воспитания : формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщению ребенка к труду.
Эстетическое направление воспитания : способствовать становлению у ребенка ценностного отношения к красоте.
Сл 6 Общности образовательной организации.
Общность характеризуется системой связей и отношений между людьми, основанной на разделяемых всеми ее участниками ценностных основаниях, определяющих цели совместной деятельности. В МКДОУ Частоозерский детский сад «Родничок» следует выделить следующие общности: педагог – дети, родители (законные представители) – ребенок (дети, педагог – родители (законные представители).
Ценности и цели профессионального сообщества, профессионально-родительского сообщества и детско-взрослой общности:
-быть примером в формировании ценностных ориентиров, норм общения и поведения;
-побуждать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию;
-заботиться о том, чтобы дети постоянно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности;
-содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу;
-учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят;
-воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.
Профессионально-родительская общность включает МКДОУ Частоозерский детский сад «Родничок» и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в детском саду. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в детском саду. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.
сл 7 Задачи воспитания в образовательных областях.
Для проектирования содержания воспитательной работы необходимо соотнести направления воспитания и образовательные области. Содержание программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО:
Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд». Это предполагает решение задач нескольких направлений воспитания :
-воспитание любви к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей стране; уважительного отношения к ровесникам, родителям, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности; - воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к нравственным и культурным традициям России; -воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию, общительности, дружелюбия, сотрудничества, умения соблюдать правила, активной личностной позиции; поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей.
Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Познавательное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Человек», «Семья», «Познание», «Родина» и «Природа», что предполагает:
-воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны; - приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной страны, представителям разных народов России независимо от их этнической принадлежности; -воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу, гербу, гимну); -воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной страны, приобретение первого опыта действий по сохранению природы.
Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Речевое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Культура», «Красота», что предполагает:
-владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения;
-воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке).
Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Культура», «Красота», «Человек», «Природа», что предполагает:
-воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения, любви) к различным объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социокультурного, к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными особенностями); -приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам мировой художественной культуры с целью раскрытия ценностей «Красота», «Природа», «Культура»;
-создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребенка с учетом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми).
Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Физическое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Жизнь», «Здоровье», что предполагает:
-формирование у ребенка возрастосообразных представлений о жизни, здоровье и физической культуре;
-становление эмоционально–ценностного отношения к здоровому образу жизни, интереса к физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, к овладению гигиеническими нормами и правилами;
-воспитание активности, самостоятельности, уверенности, нравственных и волевых качеств.
сл. 8 Формы совместной деятельности в образовательной организации.
1. Работа с родителями (законными представителями).
Работа с родителями детей дошкольного возраста строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения детского сада.
Виды и формы деятельности по организации сотрудничества педагогов и родителей (законных представителей, используемые в МКДОУ Частоозерский детский сад «Родничок» в процессе воспитательной работы :
-родительское собрание;
-педагогические лектории;
-круглые столы;
-родительские клубы;
-мастер-классы.
2. События образовательной организации.
Событие предполагает взаимодействие ребенка и взрослого, в котором активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Событийным может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и прочее.
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогу спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком. События в детском саду проводятся в следующих формах: детско-взрослые утренники, праздники, спектакли, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные развлечения, игры и др.
3. Совместная деятельность в образовательных ситуациях является ведущей формой организации совместной деятельности взрослого и ребенка по освоению ОП ДО, в рамках которой возможно решение конкретных задач воспитания. Воспитание в образовательной деятельности осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. К основным видам организации совместной деятельности относятся: -ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы; воспитывающая (проблемная) ситуация, составление рассказов из личного опыта; - чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами, заучивание и чтение стихов наизусть; -разучивание и исполнение песен, театрализация, этюды–инсценировки; -рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр видеороликов, презентаций, мультфильмов; -организация выставок; - экскурсии; -демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример педагога, приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд).
4. Организация предметно-пространственной среды.
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды может предусматривать совместную деятельность педагогов, воспитанников, других участников образовательных отношений по ее созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе. Части среды, которые используются в воспитательной работе : -знаки и символы государства, региона, нашего населенного пункта; -компоненты среды, отражающие экологичность, природосообразность и безопасность; -а также, обеспечивающие детям возможность общения, игры и совместной деятельности; отражающие ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей; -компоненты среды, обеспечивающие ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывающие красоту знаний, необходимость научного познания; -компоненты среды, обеспечивающие ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывающие смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта; Вся среда детского сада является гармоничной и эстетически привлекательной.
5. Социальное партнерство.
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:
-участие представителей организаций–партнеров в проведении отдельных мероприятий (государственные и региональные, праздники, торжественные мероприятия);
-участие представителей организаций–партнеров в проведении занятий в рамках дополнительного образования;
-проведение на базе организаций–партнеров различных мероприятий, событий и акций воспитательной направленности;
-реализация различных проектов воспитательной направленности, совместно разрабатываемых детьми, родителями (законными представителями) и педагогами с организациями–партнерами.
Сл 9 Организационный раздел рабочей программы воспитания.
Безусловно, процесс воспитания - процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности.
Содержание нормативно-правового обеспечения как вида ресурсного обеспечения реализации программы воспитания в ДОУ включает : • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ Минобрнауки N155 от 17.10.2013г, (ФГОС ДО). • Основные локальные акты: образовательная программа • Календарный план воспитательной работы; • Должностные инструкции воспитателей и специалистов, отвечающих за организацию воспитательной деятельности в ДОУ; Не смотря на то что мы работаем по ФОП ДО, в образовательной программе детского сада отдельным списком предусмотрена та литература, которую мы используем ежедневно в своей работе, других авторов методик не применяем, то есть работаем как и работали по программе От рождения до школы. 2.4. Содержание части ОП ДО, формируемой участниками образовательных отношений представлена парциальной программой формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста «Азбука безопасности»/ Р. А. Должикова, О. А. Ботникова, С. Г. Скокова, парциальной программой «Юный эколог» С. Н. Николаева.
В основе процесса воспитания детей в МКДОУ Частоозерский детский сад «Родничок» лежат традиционные ценности российского общества. Особые условия воспитания создаются для отдельных категорий обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: дети с инвалидностью, дети с ОВЗ и другие категории, но так как на данный момент таких детей в нашем детском саду нет, то этот пункт не освещен в образовательной программе ДО, если такие дети появятся, то в программе будут изменения.