Екатерина Иванова
Консультация для педагогов «Подвижные игры. Значение в воспитании дошкольников. Организация их проведения»
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижная игра – это незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. В то же время они развивают мышление и смекалку и морально-волевые качества. Подвижные игры способствуют совершенствованию уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств. Подвижная игра вызывает ряд приятных эмоций, создает бодрое, жизнерадостное настроение, способствует эстетическому развитию детей.
Публикация «Консультация для педагогов „Подвижные игры, Значение в воспитании дошкольников, Организация их проведения“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Темочки
Во время проведения подвижных игр дошкольники знакомятся с окружающим их миром: с растениями, домашними и дикими животными, их повадками, способами передвижения, предметным миром и его особенностями. В игровой деятельности создаются благоприятные условия для развития внимания, восприятия, уточнения имеющихся представлений, понятий, ориентировок; игры содействуют развитию творческого воображения, памяти, сообразительности, активности мысли. Таким образом, подвижные игры способствуют умственному развитию ребенка. Благодаря игровой деятельности ребенок практически осваивает пространство и предметную действительность. В подвижной игре ребенок упражняется в определении близости или удаленности предметов, человека, благодаря чему у него развиваются глазомерные оценки, а также пространственно-слуховая ориентация. Подвижные игры формируют у детей простейшие временные ориентировки, благоприятствуют развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста (придумывают короткие игры на сюжеты литературных произведений, сказок).
Правильно ходить, быстро бегать, смело прыгать, ловко лазать и бросать мяч ребенок проще всего научится в подвижной игре, когда он незаметно для себя, без принуждения, выполняет требования педагога и совершенствуется в двигательном развитии. Свойственная подвижным играм многообразная двигательная деятельность, несущая в себе зародыши спортивного состязания, оказывается чрезвычайно полезной и даже необходимой для правильного развития моторно-психологической сферы и воспитания личностных качеств.
Подвижные игры способствуют развитию опорно-двигательного аппарата, так как во время игр у детей участвуют все мышечные группы. Кроме этого, они представляют собой универсальный вид физических упражнений. Совершенствуется ловкость, развивается способность создавать новые движения из ранее усвоенных. Игры на лыжах, в лесу, в воде, на коньках и т. д. — это отличное средство закаливания и укрепления здоровья.
Подвижные игры – это не только средство полноценного развития растущего организма, но и ворота в мир физической культуры и спорта.
В. В. Гориневский, известный советский педиатр, считал подвижные игры основным видом двигательной деятельности и средством всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Подвижные игры, по убеждению Е. А. Аркина, врача и педагога, один из первых ученых, разрабатывавших теорию и методику дошкольного воспитания в СССР, способствуют укреплению организма путем развития и усовершенствования двигательного аппарата.
Занятия играми оказывают влияние одновременно на двигательную и психическую сферу занимающихся. Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессы контроля и регуляции. В результате увеличивается сила и подвижность нервных процессов, совершенствуются функции регуляции деятельности всех систем организма корой головного мозга и центральной нервной системой.
Большое воспитательное значение заложено в правилах. Они определяют весь ход игры, регулируют двигательную деятельность детей, их поведение, взаимоотношения, содействуют воспитанию морально-волевых качеств. Правила создают в игре определенные условия, в рамках которых ребенок при соответствующем руководстве не может не проявить воспитываемых у него качеств. В играх впервые зарождаются ростки глубоких чувств, товарищеской дружбы и любви. Игры приучают детей к дисциплине, сосредоточению и планомерности действий.
Оздоровительный эффект подвижных игр тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе в игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка.
Подвижные игры по своему содержанию и форме являются эстетической деятельностью. При проведении подвижных игр нельзя забывать о красоте и культуре движений: привлекать внимание к детям, движения которых наиболее выразительны; поощрять удачные попытки передать образ.
Основным условием успешного проведения игр является владение воспитателем методикой игрового процесса. Методика- это профессиональная «технология» труда воспитателя, он должен владеть ею и непрестанно совершенствовать приемы руководства детьми. Подбор и планирование подвижных игр осуществляются в соответствии с программой. При этом учитываются условия работы каждой возрастной группы: общий уровень физического и умственного развития детей, развитие их двигательных умений; состояние здоровья каждого ребенка, индивидуальные типологические особенности; время года, особенности режима, место проведения игры, а также интересы детей.
В младшей группе организуются элементарные по содержанию и правилам сюжетные и несюжетные подвижные игры, в которых все дети выполняют однородные роли или двигательные задания при непосредственном участии воспитателя (все дети птицы, воспитатель – птица-мама). Продолжительность игры – 6-8минут.
В средней группе уже возможны игры с простейшим соревнованием, как индивидуальным, так и коллективным. («Самолеты»). Продолжительность игры – 8-10минут.
Для детей старшей группы подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей, введению заданий на коллективное соревнование. («Чье звено скорей построится?») При соревновании небольших групп учитываются физическое развитие и индивидуальные типологические особенности детей. Продолжительность игры – 10-12минут.
Для подготовительной к школе группы играют в более сложные подвижные, командные игры с коллективным соревнованием, игры-эстафеты, спортивные игры.
Организация детей в игре. В зависимости от содержания игры, очередности выполнения игровых заданий она может быть проведена или со всеми детьми одновременно, или с небольшой группой. Важно не только правильно выбрать игру, но и провести ее так, чтобы она дала наибольший эффект. Практически всегда можно варьировать способы организации игр: в зависимости от их структуры и характера движений воспитатель должен заранее предусмотреть наиболее целесообразную организацию игр и всей деятельности детей в целом.
Ознакомление детей с новой игрой, объяснение ее содержания и правил требуют от воспитателя тщательной подготовки. Содержание некоторых игр необходимо раскрывать в предварительной работе («Волк во рву», «Обезьянки и охотники»). Объяснение игры может проходить по-разному также в зависимости от ее вида, но оно должно быть всегда эмоционально интересным, подготавливающим детей к веселой игровой деятельности, возбуждающим желание поскорее начать игру. Объяснение несюжетной игры должно быть кратким, точным и интонационно-выразительным. Воспитатель объясняет последовательность игровых действий, указывает местоположение детей и игровых атрибутов.
При повторении знакомых игр можно в младших группах напомнить основные роли. В средней группе, предложив знакомую игру, достаточно ограничиться напоминанием правил. В старших группах целесообразно предложить детям самим вспомнить содержание игры.
Распределение ролей в играх происходит по-разному. Иногда воспитатель назначает водящего, руководствуясь определенными педагогическими задачами (поощрить новенького ребенка или поручает роль робкому, застенчивому, или включается сам в игру, к общему удовольствию детей, беря на себя роль водящего или рядового участника. В другом случае воспитатель пользуется считалками. В младших группах роль водящего выполняет сам воспитатель и делает это эмоционально, живо, образно.
В процессе игры воспитатель следит за движениями, действиями и взаимоотношениями детей, выполнением ими правил, за дозировкой нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное состояние детей. О нарушении правил отдельными детьми он говорит перед повторным проведением игры.
Заканчивается подвижная игра общей ходьбой, постепенно снижающей физическую нагрузку и приводящей пульс в норму. Вместо ходьбы может быть проведена аналогичная по значению малоподвижная игра («Найди и промолчи», «Принеси, что тебе нравится», но обязательно, чтобы все дети находились в движении, а не стояли. Не следует подводить итоги игры сразу после ее окончания. При оценке игры воспитатель отмечает положительные стороны, назначает детей, удачно выполнивших свои роли, проявивших смелость, выдержку, товарищескую взаимопомощь и указывает на нарушения правил и связанные с этим действия детей. В старших группах воспитатель постепенно подводит детей к самостоятельной организации подвижных игр, следя за ее ходом, предлагает творческие задания.
Использованная литература:
Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева.