Татьяна Родионова
Консультация для педагогов Подвижные игры с Детьми младшего дошкольного возраста их значение и Методика проведения
▼ Скачать + Заказать документы
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИХ ЗНАЧЕНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
Публикация «Консультация для педагогов Подвижные игры с Детьми младшего дошкольного возраста их значение и Методика проведения» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Средняя группа
- Темочки
Подготовила старший воспитатель ГБОУ ООШ №4 структурного подразделения «Детский сад «Буратино» Родионова Татьяна Геннадьевна
Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка-дошкольника, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. В практике детского сада широко используются игры ролевые, дидактические, строительные, подвижные, игры с пением и др. Но среди всего многообразия игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими играющими.
Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы. Вторая группа – спортивные: городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей. В работе с детьми их применяют с упрощенными правилами
В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а так же простейшие игры без сюжета типа ловишек и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования, эстафеты, игры с предметами (кегли, кольцеброс, серсо, городки и т. п.) еще не доступны малышам. Совсем не проводятся в этом возрасте спортивные игры. Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми.
Сюжетные игры. Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (пожарный, летчик, шофер и т. д., средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Сюжет игры и правила обуславливают характер движений играющих.
Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым обязательно для всех.
В сюжетных играх обычно основная масса детей изображает, например, птичек, зайчиков, рыбок, а один ребенок или воспитатель становится исполнителем основной роли – волка, лисы, кота. Действия детей тесно взаимосвязаны. Так, активность ребенка, исполняющего роль волка, побуждает и остальных участников игры – зайцев – двигаться быстрее, энергичнее. Это и составляет игровые действия детей.
Бессюжетные игры. Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным – в них нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятаньем и т. д. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам. Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости.
Игры-забавы. В работе с детьми дошкольного возраста используются и так называемые игры-забавы, аттракционы. Они часто проводятся на вечерах досугах, на физкультурных праздниках. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (пробежать, держа в руке ложку с положенным в нее шариком, и ничего не уронить; бежать в мешке и т. п.). Игры-забавы на вечерах досуга и праздниках – веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющее им радость, но в то же время требует от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.
СЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ
Для детей третьего года жизни
Воробушки и автомобиль
Цель. Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.
Описание. Дети садятся на стульчики на одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки в гнездышках. На противоположной стороне становится воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Полетели, воробышки на дорожку» дети поднимаются со стульев, бегают, машут «крылышками».
По сигналу воспитателя «Автомобиль едет, летите, воробышки в свои гнездышки» автомобиль выезжает из гаража, воробышки улетают в гнезда (садятся на стульчики, Автомобиль возвращается в гараж.
ПУЗЫРЬ
Цель. Научить детей становится в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения со словами.
Описание. Дети вмести с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Воспитатель произносит:
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся!
Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!» Тогда они опускают руки и садятся на корточки, говоря при этом: «Хлоп!» Можно также предложить детям после слов «лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук «ш-ш-ш» - воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь - отходят назад, образуя большой круг.
Для детей четвертого года жизни
ЛОШАДКИ Цель. Приучать детей двигаться вдвоем один за другим, согласовывать движения, не подталкивать впереди бегущего, даже если он двигается не очень быстро.
Описание. Дети распределяются в пары по желанию: один – лошадка, другой – кучер, который запрягает лошадку (надевает вожжи) и едет по площадке от одной стороны ее до другой и обратно. Затем по предложению воспитателя дети меняются ролями и игра повторяется.
МЫШИ И КОТ
Приучать детей бегать легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.
Описание. Дети сидят на скамейках или стульчиках. Это мыши в норках. В противоположной стороне площадки сидит кот. Кот засыпает, а мыши разбегаются по всей комнате. Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мышки быстро убегают «в норки» - на стульчики. Пойманных мышек кот уводит к себе. Когда остальные мышки спрячутся, кот еще раз обходит комнату и уходит к себе спать.
ЛОХМАТЫЙ ПЕС
Цель. Учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не наталкиваясь.
Описание. Дети сидят на одной стороне площадки. Один ребенок, находящийся на противоположной стороне площадки, на ковре изображает спящего пса. Дети гурьбой тихонько подходят к нему, произнося слова:
Вот лежит лохматый пес, в лапы свой, уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит, не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим: «Что же будет?»
Дети приближаются к псу. Как только они подходят поближе, пес просыпается и громко лая, ловит детей.
БЕССЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ
Цель всех игр: учить детей действовать по сигналу быстро, приучать их ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.
ДОГОНИТЕ МЕНЯ
Описание. Дети сидят на стульях по одной стороне площадки. Воспитатель предлагает догнать им его и бежит в противоположную сторону. Дети бегут за воспитателем, стараясь догнать ее. Когда они подбегают к нему, воспитатель останавливается и говорит: «Убегайте. Убегайте, догоню!» Дети бегом возвращаются на свои места.
НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТ
Описание. Воспитатель раздает детям флажки 3-4 цветов: красные, синие, желтые, зеленые. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах комнаты, возле флагов определенных цветов. После слов воспитателя: «Дети, идите гулять!», дети расходятся по площадке в разные стороны. Когда воспитатель скажет: «Найди свой цвет!», дети собираются у флага соответствующего цвета.
БЕРЕГИ ПРЕДМЕТ
Описание. Дети становятся в круг. У ног каждого ребенка лежит кубик или погремушка. Воспитатель находится в кругу, он старается взять предмет то у одного то, у другого ребенка. Играющий, к которому приближается воспитатель, приседает, закрывает кубик руками и не дает до него дотронуться. Как только воспитатель отходит, ребенок встает, оставляя кубик на прежнем месте.
КТО ТИШЕ
Дети идут гурьбой вместе с воспитателем с одного конца комнаты на другой. Воспитатель предлагает пройти им тихо-тихо, на носочках. Чтобы их не было слышно. Малыши продолжают идти на носочках, стараясь пройти как можно тише.
ПО ТРОПИНКЕ
На полу или на асфальте на расстоянии 25-35 см друг от друга проводят две параллельные линии (или кладут две веревки, шнура) длиной 2,5-3 м. Воспитатель говорит детям, что это тропинка, по которой они пойдут гулять. Дети медленно идут друг за другом по тропинке туда и обратно.
ИГРЫ – ЗАБАВЫ
Цель. Развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего настроения, повеселить.
ПРЯТКИ
Воспитатель предлагает детям спрятаться вместе с ним от няни, которая должна в это время отвернуться и не смотреть, куда они прячутся. Дети вместе с воспитателем заходят за шкаф или приседают на ковре, а воспитатель закрывает их прозрачным платком. Воспитатель спрашивает у няни: «А где же наши детки? Вы их не видели?» Няня начинает их искать, нарочно заглядывая в другие места. Малыши с восторгом выскакивают из своего укрытия и с веселым смехом подбегают к ней. Няня обнимает их и приветливо говорит: «Где же вы прятались, что я не могла вас найти?»
ЖМУРКИ С КОЛОКОЛЬЧИКОМ
Одному из детей дают колокольчик. Двое других детей – жмурки. Им завязывают глаза. Ребенок с колокольчиком убегает, а жмурки его догоняют. Если кому-то из детей удается поймать ребенка с колокольчиком, то они меняются.
ДАЙ КРОЛИКУ МОРКОВКУ
Дети сидят на скамейках на веранде или площадки. Одному из них, более подготовленному, дают в руки морковку, которую он должен дать игрушечному кролику. Ребенок становится на расстоянии 3 м от кролика, ему завязывают глаза. Малыш должен подойти к кролику и дать ему морковку (поднести морковку к мордочке кролика). Обычно ребенку не удается сразу точно выполнить задание и его действие вызывают смех у остальных детей. Поэтому водящего в этой и подобных ей играх назначаются по желанию.
МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ
Для игры надо приготовить пластмассовые трубочки или соломинки по числу играющих детей, развести мыльную воду или раствор в мисочке. Все дети получают соломинки и делают попытку надуть мыльный пузырь. Если это удаются, они с увлечением пускают мыльные пузыри, наблюдают, как они летают, бегают за ними, следят, чей пузырь летит дальше и не лопнул.
НАПОИ ЛОШАДКУ
Условия игры те же, что и в игре «Дай кролику морковку». Ребенок становится за линию на расстояние 2-3 м от игрушечной лошадки. Воспитатель дает ребенку ведерко и завязывает глаза. Малыш должен подойти к лошадке и напоить ее.