Получи документы

Консультация для педагогов «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста на занятиях по ФЭМП»

Федорова Елена
Консультация для педагогов «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста на занятиях по ФЭМП»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: повышение компетенций педагогов ДОУ в области формирования финансовой грамотности дошкольников при организации занятий по ФЭМП.

Одной из важных общественных ценностей современного мира являются деньги. Наличие финансовых средств позволяет нам удовлетворять свои базовые потребности, а так же улучшать качество своей жизни, получая образование, развивать свои интересы, путешествовать и тому подобное. Умение самостоятельно зарабатывать и эффективно управлять финансовыми ресурсами, действуя разумно и грамотно- это важное качество личности, под названием финансовая грамотность.

Темочки:

В наше время дошкольники с раннего возраста уже становятся участниками торгово- экономических отношений, наблюдая за тем, как их родители осуществляют операции с деньгами, приобретая различные товары. Кроме того, некоторые дети имеют возможность заплатить за товар самостоятельно, забрать, с разрешения родителей сдачу. Так же, будущим первоклассникам большинство родителей открывают пластиковые карты. Поэтому формирование такого качества, как финансовая грамотность, в дошкольном возрасте становится особенно актуальным

Грамотность, будь то математическая иль финансовая - это основа успеха. Чем раньше ребенок станет финансово грамотным, тем легче он войдет во взрослую жизнь.

Финансовая грамотность включает в себя множество понятий, с которыми необходимо знакомить дошкольников, поэтому целесообразно включать экономическое воспитание во все образовательные области, начиная с младшего возраста.

Сегодня я предлагаю подробнее рассмотреть включение элементов экономического воспитания в занятия по формированию элементарных математических представлений, так как многие финансовые представления и понятия невозможно изучать вне математики.

Математика по праву занимает особое место в области познавательного развития ребенка и не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Ее важнейшей задачей является расширение кругозора личности ребенка, формирование познавательных интересов и способности детей видеть и открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами. Математическое мышление способствует адекватному восприятию окружающей действительности, формируя важнейшие качества личности, такие как, способность оценивать происходящие события, а также развивает логическое мышление и интуицию.

Формирование элементарных математических представлений способствует приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни.

С целью формирования финансовой грамотности, в процессе реализации ФЭМП, мы можем познакомить дошкольников : с денежными знаками, единицами; с видами денег, номиналами; с ролью денежных знаков в торгово - экономических отношениях; с ценами на товары первой необходимости (Продукты, одежда, лекарства, гигиенические принадлежности, хозяйственные принадлежности и т. п.). Научить ребят сравнивать предметы по цене, умению назначать цену. При изучении “Товара - денежных отношений” решается ряд определенных задач не только в рамках финансовой грамотности, но и в формировании элементарных математических представлений:

(Слайд2)

1. Формирование сенсорных эталонов (цвет, величина, форма)

2. Раскрытие двузначности числа: конкретной (множество денежных знаков) и абстрактной (число денежных единиц);

3. Определение состава числа на денежных знаках;

4. Обучение счету до 20, прямому и обратному;

5. Изучение образования чисел второго десятка;

6. Раскрытие математической зависимости между величинами: цена, количество, стоимость;

7. Интересное изучение действий сложения и вычитания;

8. Закрепление умений решать арифметические задачи., которые представляют собой решение одного действие со знаками “Плюс” или “Минус” и “Равно”.

В процессе интеграции занятий математики и экономики, мы с детьми можем решать и более сложные задачи, такие которые предполагают действия на нахождение остатка, на увеличение числа на несколько единиц, на уменьшение числа на несколько единиц, на нахождение неизвестного слагаемого и т. п.

Так как игра в дошкольном детстве является преобладающей и любимой деятельностью детей, для формирования финансовой грамотности в занятия по математике целесообразно включать дидактические, словесные и настольные игры.

(Слайд 3) К примеру, для ознакомления с финансовыми понятиями детей младшего и среднего возраста, можно использовать такие игры:

«Сложи монетки в свой кошелек».

«Копилки». (Слайд 4)

(Слайд 5) Д/и «Каждой монетке своя копилка»

(Слайд6) «Взвешиваем товар «Игра знакомит детей с математическими понятиями «больше», «меньше», а так же с понятием товар.

«Платное - бесплатное» Игра проводится по принципу «Съедобное, несъедобное».

Такие игры, не только знакомят детей с финансовыми понятиями «деньги», «монеты», «купюры», «копилка» и т. д., но и формируют математические знания о форме, цвете и величине, развивают умение классифицировать предметы.

(Слайд7) В старшем дошкольном возрасте можно предложить следующие игры, к примеру:

«Копилка», (Слайд8) Д/и «Посчитай деньги»,

(Слайд 9) «Покупки»,

(Слайд 10) «Сложи покупки в корзину и посчитай сколько нужно заплатить»,

(Слайд 11) «Размен».

Игра способствует знакомству детей с номиналом монет (1,2,5, 10 рублей, развитию умений различать, разменивать и складывать одну и ту же сумму разными способами.

Так же можно использовать игры на сравнение «Дорого-дешево» «Магазин - рынок», «Кошельки» и т. д. Цель игр: закрепление знаний о приблизительной цене товаров, об их соотношении с использованием знаков неравенства.

Дидактические игры на развитие логического мышления и умений классифицировать (Слайд 12) Д/и «Что можно купить за деньги», (Слайд 13) Д/и «Расходы и доходы», (Слайд 14) Д/и «Потребности обязательные и ложные».

На занятиях можно использовать загадки, отгадайте некоторые из них:

1. Все, что в мире продается

Одним словом лишь зовется

И мука и самовар

Называются …. (товар)

2. Хочешь что-то ты купить

Нужно деньги заплатить

На товаре быть должна

Всегда указана (цена)

3. На работе всем за труд

Ее честно выдают.

От врача до дипломата

Получают все …. (зарплату)

Можно использовать сказки, к примеру:

1. В какой сказке есть поле дураков, на котором растут деньги? (Буратино или золотой ключик)

2. Что нашла Муха - Цокотуха, когда шла по полю (денежку) и т. д

Можно использовать словесные игры («Банковские служащие»). К примеру, ответьте на вопрос:

1. Папе выдадут зарплату после выходных. В какой день?

(В понедельник)

2. Папе дали зарплату в понедельник, а мама получит свою через три дня. Когда это случится?

(В пятницу)

3. А пенсию дедушке с бабушкой принесут на день раньше…Когда им ждать почтальона?

(В среду)

4. Брат получит стипендию во вторник, а сегодня понедельник. Когда это произойдет? (Завтра).

Или, к примеру, использовать словесные инструкции: Папа заработал 10 рублей. Положите монету с номиналом 10 рублей на верхнюю полоску слева от знака «равенства». Справа от знака выложите эту сумму другими монетами. Стоит предложить и рассмотреть с ребятами несколько способов. (5+5, 2+2+2+2+2, 2+1+1+1+5, десять монет по одному рублю)

Такие игры будут способствовать формированию временных и пространственных отношений.

Словесная игра «Доход и расход». У детей карточки зеленого цвета обозначают доход, красного - расход. Их задача правильно определить и поднять карточку, педагог перечисляет действия.

-папа получил премию

-бабушка заболела,

-мама выиграла приз

-семья купила телевизор

-сломался каблук у мамы на ботинках

-брат порвал куртку

-сестра получила стипендию

- маме выдали зарплату.

(Слайд 15) Для изучения финансовой грамотности на занятиях по ФЭМП можно использовать готовые тетради, задания которых помогут в игровой форме закрепить ранее полученные знания.

Интересным для детей будет проведение занятий в форме квест-игры. Дети будут увлечены, к примеру, поиском клада, путешествуя по экономическим станциям и решая определенные задачи, которые встретятся им на пути.

Знания по финансовой грамотности на занятиях ФЭМП усваиваются быстро и прочно, а в процессе работы у ребят развиваются умственные способности, самостоятельность мышления, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, способности к отвлечению и обобщению, пространственного воображения. А так же воспитывается устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и пособийФормирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и пособий Дидактические игра «Откуда можно взять монеты и где их хранить?» Для игры используются дидактические материалы: «Где можно хранить деньги»,.

Консультация для педагогов «Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Формирование предпосылок учебной деятельности — это процесс, направленный на развитие у детей старшего дошкольного возраста навыков, которые.

Консультация для педагогов «Формирование социальных навыков у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Формирование социальных навыков у детей дошкольного возраста» Формирование социальных навыков у детей дошкольного возраста — это процесс, который направлен на развитие у ребёнка умений и знаний, необходимых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста на занятиях по ФЭМП»
Опубликовано: 18 февраля 2025 в 11:39
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста на занятиях по ФЭМП»» (включая файлы) размещена пользователем Федорова Елена (УИ 3538221) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД