Евгения Геращенко
Консультация для педагогов «Патриотические чувства как компонент нравственного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание в настоящее время является одним из ключевых аспектов системы воспитательной работы. На вопрос «что такое патриотизм?» на протяжении истории пытались ответить многие выдающиеся личности нашей страны. Например, С. И. Ожегов охарактеризовал патриотизм как «преданность и любовь к своему отечеству и народу». Г. Бакланов отмечал, что это «не доблесть и не профессия, а естественное человеческое чувство».
Публикация «Консультация для педагогов „Патриотические чувства как компонент нравственного воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Патриотическое воспитание представляет собой одну из насущных задач современности. В последние годы в нашей стране произошли значительные изменения. Появились новые подходы к пониманию содержания и методов патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Современные дети имеют ограниченные знания о своем родном городе и стране, о народных традициях; часто проявляют равнодушие к близким, включая товарищей по группе; редко испытывают сострадание к чужим бедам; работа с родителями по вопросам нравственно-патриотического воспитания в семье явно недостаточна.
Дошкольное учреждение, являясь первым этапом образовательной системы России, должно заниматься задачами нравственно-патриотического воспитания детей.
Знания обогащают внутренний мир ребенка, он начинает ценить то, о чем узнает больше. Важно, чтобы ребенок научился сопереживать своим близким и друзьям, радоваться их достижениям, чтобы в его душе формировались такие качества, как привязанность и милосердие, а также чтобы он получил опыт их проявления в своем привычном окружении. На этой основе впоследствии и будет развиваться его «патриотическое чувство».
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста является одной из задач нравственного воспитания, которая включает в себя формирование любви к родным, к детскому саду, к родному городу и стране. Патриотические чувства формируются в процессе жизни человека, находящегося в определенной социокультурной среде.
Развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям, безусловно, становятся объектом анализа в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это воспитание представляет собой систему целенаправленного воздействия. Важно отметить значимость работы с детьми, которая может осуществляться в дошкольных учреждениях, для начального формирования патриотических чувств в сотрудничестве с семьей.
Нравственно-патриотическое воспитание можно считать одним из самых сложных направлений по нескольким причинам:
1. Особенности возраста дошкольников.
2. Многообразие трактовок понятия «патриотизм» в современном обществе.
3. Недостаток концептуальных, теоретических и методических разработок (многие исследования часто фокусируются лишь на отдельных аспектах данной проблемы).
В настоящее время существует множество методических материалов, посвященных этому вопросу. Тем не менее, они затрагивают лишь отдельные аспекты нравственно-патриотического воспитания детей в различных видах деятельности, и не представляют собой целостную систему, охватывающую все нюансы данной темы.
Это, вероятно, объясняется тем, что патриотизм имеет многообразное содержание. Он включает в себя любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение связи с окружающим миром и стремление сохранять и приумножать богатства своей Родины.
Дошкольные учреждения, являясь начальным звеном образовательной системы, должны решать задачи нравственно-патриотического воспитания детей. Именно педагоги организуют процесс формирования гражданских и патриотических чувств через взаимодействие с детьми и их родителями.
Основной целью нравственно-патриотического воспитания является развитие духовности и формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
- воспитать у ребенка любовь и привязанность к семье, дому, детскому саду, улице, городу и Родине;
- сформировать представление о своем городе;
- развить бережное отношение к природе и живым существам;
- пробудить интерес к русским традициям и ремеслам;
- дать элементарные знания о правах человека;
- воспитать чувство ответственности и гордости за достижения своей страны;
- расширить представления о России как о родной стране и о Москве как о ее столице;
- познакомить детей с государственными символами (герб, флаг, гимн).
Задача педагога заключается в том, чтобы выделить из множества впечатлений, которые получает ребенок, те, которые ему наиболее понятны.
Основные методы и формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию.
Главной формой работы являются познавательные занятия, которые должны способствовать повышению мыслительной активности детей.
Также используются игры-путешествия, творческие игры, игры-соревнования, интеллектуальные игры, дидактические игры и инсценировки.
Экскурсии (природоведческие, а также бытовые - в прачечную, медицинский кабинет, на кухню, в почтовое отделение).
Праздничные мероприятия (в честь 8 марта, Дня защитника Отечества, Дня Победы и других).
Развлекательные программы.
Творческая деятельность (создание коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование, выставки рисунков и т. д.). Например, по теме «Моя семья» мы организовали выставку рисунков «Портрет моей семьи», приурочив её к празднику.
Чтение стихотворений и рассказов, фотогалереи.
Физкультурные мероприятия («Буду служить в армии, буду любить Родину»).