Раиля Курамшина
Консультация для педагогов «Пальчиковые игры и упражнения»
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковые игры и упражнения
как средство развития речи детей дошкольного возраста
Автор: Курамшина Раиля Рамисовна
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. Сухомлинский
Публикация «Консультация для педагогов „Пальчиковые игры и упражнения“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Темочки
В последние годы в нашей стране увеличилось количество детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время является очень актуальной. Речевые отклонения возникают в раннем возрасте и их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Детские психологи отмечают, что уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-видео-аудио и т. д.). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания).
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.
Пальчиковые игры и упражнения - это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок; уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Главная цель пальчиковых игр - переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное произношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительных эффект активного умственного и физического развития.
Этапы разучивания игр:
Взрослый сначала показывает игру ребенку сам;
Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка;
Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст;
Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст;
Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком :
Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев : сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.
Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. Можно научить в случае необходимости ребёнка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.
Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
Используйте максимально выразительную мимику.
Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребенка.
Проводите занятия весело, «не замечайте», если ребенок на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.
Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Виды пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики рук:
Занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т. д.). Рисование - занятие, которое любят почти все дети. Чем чаще ребенок держит в руках кисть или карандаш, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова.
Игра с крупой. Игры с крупными семенами Насыпьте в тарелочку горох, с какой-либо другой крупой и предложите ребенку отсортировать горох от крупы в другую тарелочку. Разнообразную крупу можно сортировать, катать между большим и указательным пальцами.
Игра с грецкими орехами Ребенок катает грецкий орех между ладонями и при этом приговаривает слова: Я катаю свой орех, что бы стал круглее всех.
Игра с карандашами Манипуляции с цветными карандашами: зажимать карандаш между соседними пальцами, усложнение – совершать колебательные движения карандашом.
Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик быть послушным научу. (В. Мирясова)
Игра с массажными мячиками Ребенок катает мячик одной рукой по ручкам и по ножкам и при этом приговаривает слова: Тише мяч не торопись, Ты по ручкам прокатись, Ты по ножкам прокатись, И обратно возвратись.
Чудо – прищепки При помощи прищепок, можно предложить детям следующие задания: сделать из прищепок солнышку – лучики, ёжику или кактусу – иголки, павлину - разноцветный хвост и т. п. (солнышко, ёжик – плоскостные изображения).
Разрывание на мелкие кусочки, обрывание листа бумаги.
Собирание бусинок на нить.
Выкладывание мозаики, «Волшебные спички» (Выкладывание по образцу).
Пальчиковый театр
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.
Некоторые примеры пальчиковых игр :
«Ладошки» «Пальчики»
Посмотри мои ладошки! Раз, два, три, четыре, пять
Как веселые гармошки Вышли пальчики гулять
Пальчики я раздвигаю, Раз, два, три, четыре, пять
А потом опять сдвигаю. Вот и спрятались опять!
«Семья» «Улитка»
Этот пальчик — дедушка. Улитка, улитка,
Этот пальчик — бабушка. Высуни рожки!
Этот пальчик — мамочка. Дам тебе лепешки,
Этот пальчик — папочка. Свиные ножки,
Этот пальчик — я, Горшочек кашки
Вот и вся моя семья! И хлебные крошки.
«Паучок» «Бабочка»
Раз, два, три, четыре Видишь, бабочка летает,
Жили мушки на квартире На лугу цветы считает:
Вот повадился к ним вдруг Раз, два, три, четыре, пять…
Крестовик большой паук. Ох, считать – не сосчитать!
Пять, шесть, семь, восемь За день, за два и за месяц!
Паука мы вон попросим! Шесть, семь, восемь,
Ты, обжорка, не ходи, Девять, десять…
Наших мушек не буди! Даже мудрая пчела
Сосчитать бы не смогла.
«Тесто» «Куличи»
Тесто мнем, мнем, мнем Мы лепили куличи,
Пирожочки испечем Прилетели к нам грачи.
Кушай, кушай, мамочка! Первый грач испёк пирог,
Кушай, кушай, папочка! А второй ему помог.
Пирожочки вкусные, Третий грач накрыл на стол,
Пирожки капустные! А четвёртый вымыл пол.
Пятый долго не зевал
И пирог у них склевал
«Апельсин» «Капуста»
Мы делили апельсин, Мы капусту режем, режем!
Много нас, а он один. Мы капусту рубим, рубим!
Эта долька — для ежа, Мы капусту солим, солим!
Эта долька — для стрижа, А потом пожмем, пожмем!
Эта долька — для утят, Мы морковку трем, трем!
Эта долька — для котят, А потом пожмем, пожмем!
Эта долька — для бобра, В банки закатаем
А для волка — кожура. И в подвал мы уберем.
Он сердит на нас — беда! А зимой, когда достанем –
Разбегайтесь кто-куда! Ам – ам – ам!
Очень вкусно было нам!
«Варим щи» «Домик для зайчат»
Чищу овощи для щей. Тук, тук, тук –
Сколько нужно овощей? Слышен где-то стук, стук, стук
Три картошки, две морковки, Молоточки стучат,
Луку тоже 3 головки, Строят домик для зайчат.
Да петрушки корешок, Вот с такою крышей
Да капусты кочешок. Вот с такими стенами
Потеснись-ка, ты, капуста, Вот с такими окнами
От тебя в кастрюле густо. Вот с такою дверью
Раз, два, три, четыре, пять И вот с таким замком
Огонь зажжен На двери висит замок.
Ты, капуста, выйди вон! Кто его открыть бы мог?
Повертели, покрутили,
Постучали, и – открыли!
«Курица» «Пальчики устали»
Вышла курица считать Мы сегодня рисовали
Маленьких цыпляток. Наши пальчики устали
Желтых пять и черных пять, Наши пальчики встряхнем,
А всего – десяток! Рисовать опять начнем!
«Солнышко и тучки» «На лугу»
Солнышко с тучками в прятки играло, Далеко, далеко на лугу пасутся ко.
Солнышко тучки-летучки считало: Козы? Нет, не козы!
Легких 2 тучки, тяжелых 3 тучки, Далеко, далеко на лугу пасутся ко.
Легких 2 тучки, тяжелых 3 тучки. Кони? Нет, не кони!
Тучки попрятались, тучек нее стало Далеко, далеко на лугу пасутся ко.
Солнышко в небе вновь засияло. Коровы? Правильно, коровы!
Пейте, дети, молоко,
Будете здоровы!
МУУУУ!
«Варежка» «Наш детский сад»
Маша варежку надела: Этот пальчик – прыг в кровать!
«Ой, куда я пальчик дела? Этот пальчик хочет спать.
Нету пальчика, пропал, Этот пальчик прикорнул.
В свой домишко не попал». Этот пальчик уж заснул.
Маша варежку сняла: Тише, тише не шуми,
«Поглядите – ка, нашла! Пальчики не разбуди.
Ищешь, ищешь и найдёшь Встали пальчики. Ура!
Здравствуй, пальчик, как живёшь?» В детский сад идти пора.
Игры с пальчиками очень нравятся детям, поэтому играйте, ещё раз играйте, почаще! Помните! Любые упражнений будут эффективны только при регулярных занятиях! Занимайтесь ежедневно около 5 минут.
Используемая литература и интернет-источники:
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет – Литера, 2017.
Крупенчук О. И. Тренируем пальчики развиваем речь. Средняя группа детского сада - Литера, 2009.
Попова Г. П. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет. ФГОС ДО - Учитель, 2017 г.
https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/konsul-tatsiia-dliaroditieliei-pal-chikovaia-ghimnastika
https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/09/23/zachem-nuzhnypalchikovye-igry-konsultatsiya-dlya
https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-kak-pravilno-provodit-s-rebyonkompalchikovie-igri-1811292.html
ttps ://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/11/27/zachem-nuzhnypalchikovye-ig