Ивлева Елена Сергеевна
Консультация для педагогов «Организация прогулок в зимний период»
▼ Скачать + Заказать документы
Прогулка на свежем воздухе в сочетании с подвижными играми и физическими упражнениями способствует оздоровлению детей и положительно влияет на их эмоциональное состояние. В зимнее время организуется дважды в день прогулка общей продолжительностью до 3-4 часов. В случае понижения температуры до -15 градусов или неблагоприятной погоды, включая вьюгу, прогулка может быть сокращена или отменена. Для обеспечения безопасности детей воспитатель и помощник внимательно проверяют участок перед началом дня, исключая наличие поломанного оборудования, битого стекла и других опасных предметов.
Темочки:
- Зима. Консультации для родителей
- Зимние прогулки. Консультации
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Прогулки. Консультации
- Темочки
При организации прогулки на участке дошкольного учреждения помощник воспитателя активно участвует в создании игровой среды для детей. Для того, чтобы дети с удовольствием проводили положенное время на свежем воздухе, важно предоставить им возможность для разнообразной и увлекательной деятельности. Воспитатель заранее планирует развлекательные мероприятия, привлекает внимание детей игрушками или рассказами о том, чем они будут заниматься. Содержательные и интересные прогулки обычно вызывают у детей большой интерес и радость, поэтому они с удовольствием участвуют в них.
Прогулка состоит из следующих частей:
1. Наблюдение;
2. Трудовая деятельность;
3. Игровая деятельность (подвижные игры);
4. Индивидуальная работа;
5. Самостоятельная деятельность детей.
Порядок проведения мероприятий на прогулке может изменяться в зависимости от следующих факторов: предыдущих занятий детей (например, после учебных занятий по физической культуре и музыке целесообразно начать прогулку с наблюдения, после математических занятий - с подвижных игр, времени года (в холодное время года целесообразно проводить игры, требующие большой подвижности, а также индивидуальных возрастных особенностей детей (у младших детей начинать прогулку с наблюдения, у старших - с игр и т. д.).
Для развития познавательных интересов детей проводятся наблюдения, в рамках которых воспитателям предлагается выбрать объект или тему, цель и партнера для наблюдения.
Наблюдения могут быть разнообразными:
- Наблюдения за живыми объектами, такими как птицы, лиственные и хвойные деревья, кустарники и другие;
- Наблюдения за неживыми объектами, например солнцем, облаками, погодой, ветром, снегом, глубиной снежного покрова, длительностью дня, метелью, закатом, снегопадом и другими;
- Наблюдения за явлениями окружающей действительности, такими как труд взрослых, прохожие, лыжники, транспорт (включая снегоуборочные машины) и многое другое.
Эти наблюдения помогают детям узнавать и понимать мир вокруг себя, развивая их наблюдательность и любознательность.
На участок помимо стационарного оборудования необходимо выносить разнообразные материалы для закрепления и расширения знаний детей о мире, развития наблюдательности и умения сравнивать, обобщать и делать выводы. В зимнее время среди снежных кустов дети могут наблюдать спуск лыжников и саночников, а также соответствующе наряженных кукол. Участок живет своей жизнью, где куклы могут менять свое положение, создавая интерес и динамику в игровом процессе.
Кто из детей первым заметит появление зайца на пригорке? За кустами уже поджидают хищники - волк или лиса. Опытный педагог всегда находит повод для увлекательного наблюдения и интересной беседы с детьми, для организации инсценировок с участием этих персонажей или для развития сюжетно-ролевых игр, используя такие неожиданные сюжетные повороты. Воображение воспитателя играет ключевую роль в создании волшебной атмосферы. Ухоженная, красиво украшенная территория уже сама по себе способна внушить детям положительное настроение и вдохновить их на прогулку.
Большой выбор игрового контента сделает вашу прогулку более разнообразной и увлекательной.
Планирование трудовой деятельности включает в себя хозяйственно-бытовой труд, который может осуществляться как на веранде, так и на участке. Важно определить форму труда дошкольников: индивидуальные поручения, групповые задания или коллективный труд.
При выборе подвижных игр для дневной прогулки необходимо учитывать предыдущую активность детей. Рекомендуется начинать с более подвижных игр после спокойной деятельности, проводя их с группой в начале прогулки. После активной деятельности наступает время для игр средней подвижности, которые лучше проводить в середине или в конце прогулки.
План должен включать игры
малоподвижные;
игры средней активности;
игры с высокой двигательной активностью.
Следует отражать в планах разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств. В течение года проводится примерно 10 – 15 новых игр.
Кроме этого организуются игры :
забавы
аттракционы
игры-эстафеты
сюжетные подвижные игры
игры с элементами спорта
сюжетные подвижные игры
бессюжетные подвижные игры
народные игры
хороводные
спортивные упражнения («Катание на санках», «Скольжение», «Ходьба на лыжах»).
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха от предшествующего проводимого занятия, от состояния детей, их желаний, от времени проведения прогулок (вечерняя, утренняя). Индивидуальная работа направлена не только на совершенствование физических качеств, но и на развитие психических процессов, закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств.
Самостоятельная деятельность детей. Для её организации необходимо создать условия: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности.
Материалы и оборудование, используемые для организации самостоятельной деятельности детей: ледянки, кукольные сани, ящики для перевозки снега, большие фанерные фигуры зверей из любимых сказок, маски для сюжетно-ролевых игр, вожжи, лыжи, султанчики, флажки, кегли. Формочки, лопатки, ведёрки, палочки для рисования на снегу, печатки, оборудование для экспериментов, снегомер, лупа, игрушки из бросового материала. Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к хранению и размещению выносного материала.
Зимой прогулки с младшими дошкольниками разрешается проводить при температуре воздуха не ниже —15° и скорости ветра не более 15 метров в секунду. С детьми 5-7 лет — не ниже –20° и скорости ветра не более 15 м/с. При температуре воздуха ниже –15 ° и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.
Физкультурно-оздоровительная работа в зимний период может, осуществляется через проведение малой Зимней Олимпиады, совместных спортивных праздников со школьниками (преемственность со школой, Дня здоровья, Дня подвижных игр народов мира, проведении физкультурных праздников и развлечений, физкультурных занятий на улице. Все эти мероприятия проходятся на свежем воздухе, задействуются не только воспитанники ДОУ и воспитатели, но выпускники детского сада, узкие специалисты, младшие воспитатели, родители.
Чтобы разнообразить движения детей зимой на прогулке, на каждом групповом участке желательно иметь следующие группы снежных фигур:
Первая группа – фигуры для закрепления навыков равновесия.
Вторая группа – фигуры для прыжков, перешагивания.
Третья группа – фигуры для упражнений в метании.
Четвёртая группа – фигуры для подлезания.
И горки для скатывания.
Большое значение нужно придавать профилактике травматизма во время проведения прогулок. Постройки должны быть прочными, гладкими. При постройке горок для скатывания придерживаемся следующих требований:
В 1 младшей группе – высота 70-80 см со скатом 3 м, сверху обязательно делается посадочная площадка размером 1,5 м * 1,5 м. Справа от ската – лесенка (высота ступенек 12-14 см, ширина 25см. Ширина горки не менее 50-60 см с бортиками по краю ската до 10 см) + горка для кукол.
Во 2 мл. группе – высота 80-90см.
В средней группе – высота 90-100см, со скатом 4-5 м, остальные параметры те же.
В старших и подготовительных группах – высота 1-1,2 м, со скатом 5-6 м, высота ступенек 14 см, остальные параметры те же.
Ещё одно важное направление – это работа с родителями. В холлах ДОУ на информационных стендах размещаем консультации следующего содержания: «Прогулки зимой», «Схема, как одеть ребёнка при разных температурных режимах», «Как одеть ребёнка, чтобы он не замёрз или, откуда берутся простуды»,
«Прогулки вовремя и после болезней», «Подвижные игры всей семьёй», «Чем занять ребёнка на прогулке?». В рубрике «Советуем прочитать» имеется подборка художественной литературы на зимнюю тематику : сказки, рассказа о природе, стихи, загадки, пословицы о зиме и т. д. Педагогами ДОУ проводятся совместные мероприятия с родителями – развлечения, праздники, «Зимние посиделки» и т. д. И так подводим итог.
Контрольные пункты к подготовке и проведению зимней прогулки с детьми в ДОУ :
– создание условий на участке и проведение прогулки;
– порядок одевания и раздевания детей;
– содержание и состояние выносного материала;
– организация наблюдений и опытнической деятельности;
– труд детей на участке;
– самостоятельные игры детей;
– индивидуальная работа по развитию основных видов движений;
– состояние оборудования участка;
– организация разнообразной деятельности на прогулке.
Таким образом, правильная организация и проведение прогулки : укрепление здоровья, развитие двигательной активности детей, подбор одежды в соответствии с сезоном и температурой воздуха, подвижные игры, пример взрослого, в отношении к своему здоровью – все это является залогом привития детям здорового образа жизни.