Ирина Титова
Консультация для педагогов «Организация и методика проведения игр-экспериментов в группах раннего дошкольного возраста»
Детям раннего дошкольного возраста свойственно наглядно-образное мы-шление. Для малышей этого возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. В процессе игры в группах раннего возраста дети начинают принимать участие в совместной экспери-
ментальной деятельности с воспитателем. Пока в этом возрасте они представ-ляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обсле-довать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.
Публикация «Консультация для педагогов „Организация и методика проведения игр-экспериментов в группах раннего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Игры-эксперименты в раннем младшем возрасте используют для ознаком-ления детей со свойствами неживой природы. Малыши ясельного возраста с огромным удовольствием любят играть и экспериментировать с объектами неживой природы: песком, водой, воздухом, камешками, и пр. Такие игры об-ладают терапевтическим эффектом – они нормализуют деятельность ребенка, возбудимого успокаивают, заторможенного – активизируют. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создает умиротворенное настроение, гасит негативные эмоции.
Такие играми-эксперименты можно проводить в процессе режимных моментов и использовать на прогулке, как часть наблюдения. Количество проводимых игр-опытов, экспериментов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц на усмотрение воспитателя. Игры- эксперименты могут проводится как запланированные, так и случа-йные или поставленные в ответ на вопрос ребенка. Ведущая роль принадлежит воспитателю, как носителю образцов действий с предметами и материалами. воспитатель участвует в играх экс-периментах, таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоя-тельности открытия.
В этих играх создается проблемная ситуация в игровой форме, где воспи-татель подсказывает детям, каким способом решить возникшую ситуацию, помогает сформулировать вывод исследования. Длительность проведения опытов, игр-экспериментов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап. Игры с эксперименти-рованием могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Проводить такие игры-эксперименты с целой группой не рекомендуется, т. к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.
В процессе эксперимента мы не только знакомим детей со свойствами раз-личных предметов и материалов, но и закрепляем элементарные представ-ления о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребенка.
Очень важно, до начала игр-экспериментов, познакомить детей с правилами поведения с водой и песком:
- нельзя намеренно выливать воду из наполненной емкости;
- выкидывать песок из песочницы;
- нельзя брызгать водой на других детей; бросать песок;
- нельзя брать игрушки из песочницы в рот, пробовать песок и воду;
- после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.
Во время игр-экспериментов с водой необходимо обеспечить безопасность и комфортные условия для детей:
- Вода должна быть теплой (не вызывающей “тактильного дискомфорта” у де-тей, обеспечивающей безопасность для здоровья).
- Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7—10 см, чтобы малышам было удобно наполнять водой бутылочки, опуская их на дно, зачер-пывать воду, и чтобы была возможность разнообразить игровые действия детей.
- Рядом должны находиться сухие тряпочки, салфетки, которыми можно воспо-льзоваться в самых разных ситуациях.
- Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко восполь-зоваться и воспитателю, и детям.
При организации игр-экспериментов с песком важно учесть следующее:
- Песок должен быть чистый.
- Рядом должна находиться вода в лейке, чтобы можно было смочить песок.
- Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко восполь-зоваться.
Игры-эксперименты с детьми провожу эмоционально, в сказочной форме, произношу все приятным, доброжелательным голосом, чтобы в поведении детей ощущалась только радость. К каждому ребёнку стараюсь найти индиви-дуальный подход, учесть личностные особенности.
Неоценимую помощь оказывают мне в работе народные потешки, стихи дет-ских поэтов, – они способствуют развитию речевого слуха, упорядочению движений очень динамичных детей, и побуждают к деятельности мало-активных детей. Присутствие игрового персонажа, его поддержка, добрый голос – настраивает детей на эмоционально-позитивную атмосферу.
Для того чтобы заниматься с детьми играми-экспериментами и опытами, необходимо создать предметно - развивающей среды в группе : уголок экспе-риментирования Также подобрать наиболее подходящие игры – эксперименты с водой, песком и воздухом для детей раннего дошкольного возраста.