Ирина Артюхина
Консультация для педагогов «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»
▼ Скачать +Заказ
Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ
Современные психологические исследования Л. А. Венгера, Н. А. Ветлугина, В. В. Запорожца показали, что возможности умственного развития дошкольников выше, чем предполагалось ранее. Дошкольники могут познавать не только внешне наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. Н. Н. Поддьяков доказал, что метод экспериментирования дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Публикация «Консультация для педагогов „Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Оно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования. Экспериментирование в свою очередь, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков. В процессе эксперимента идет обогащения памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы.
Дети дошкольного возраста - пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками. В игровой деятельности дети учатся самостоятельно делать выводы. В образовательной деятельности они развивают умение выдвигать гипотезы, формулировать свои задачи, высказываться о результатах своей работы, рассказывать о свойствах предметов и материалов, отгадывать загадки, решать кроссворды.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Дети, занимаясь исследовательской деятельностью, общаются между собой, рассказывают о ходе эксперимента, последовательности, придумывают загадки, обмениваются информацией. Речь детей развивается и пополняется словарный запас.
Необходимо отметить двусторонний характер связей между экспериментированием и изобразительной деятельностью. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого характера. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием.
Для реализации у детей способностей к экспериментированию необходимо создавать условия, тогда они сохранят первые впечатления. Следует учесть наличие специального оборудования, таких как пробирки, колбы, микроскопы, держатели, спиртовки и др. Исследования можно проводить в игровой форме с природным материалом, с животными,
а также с растениями и разнообразными механизмами (часы, магниты, ключи, замки, конструкторы и др.)
Помимо определенного оборудования важно, чтобы педагог обладал знаниями в области биологии, ботаники, природоведении, химии, физики, чтобы грамотно объяснить детям результат исследования. После проведения исследования, необходимо подводить итоги эксперимента и детей поощрять за внимание, наблюдательность и старание в работе. Успех проведения исследований и экспериментов зависит от совместного желания воспитателя и детей.
В детском саду должна быть создана детская лаборатория со специальным оборудованием и разнообразными видами материалов, где дети совместно с воспитателем могут проводить опыты и эксперименты, фиксировать результаты в альбомах и карточках и обсуждать все с воспитателями и друзьями.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, они предоставляют ребенку возможность найти ответы на интересующие вопросы, а знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго.