Сигаева Елена Николаевна
Консультация для педагогов «Обучение вокалу детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение вокалу детей среднего дошкольного возраста
Сигаева Елена Николаевна, МБДОУ «Детский сад № 165», г. Барнаул, музыкальный руководитель
При обучении детей 4-5 лет вокалу лучше всего использовать игру. Именно через нее они намного легче усваивают весь материал и навыки, к тому же, не теряют интереса к самим занятиям.
Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, распевки, используемые на занятиях, организуют деятельность голосового аппарата, укрепляют голосовые связки, развивают приятный тембр голоса.
Публикация «Консультация для педагогов „Обучение вокалу детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поем, учимся петь. Консультации для родителей
- Темочки
Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка – это научить его правильно, глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, а на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких. Если ребенок не делает полноценного выдоха, то в легких остается некоторое количество «отработанного» воздуха, который мешает поступлению нового свежего воздуха в достаточном объеме. «Лесные музыканты», «Бабочка, лети!», «Кто лучше надует игрушку», «Лев». Другие упражнения, наоборот, подразумевают быстрое поверхностное дыхание. «Волшебные пузырьки».
Не все дети понимают, как нужно дышать, поэтому необходимо последовательно и терпеливо объяснять, что вдох должен быть коротким и энергичным, с небольшой задержкой, которая служит предпосылкой для вступления. Выдох при этом – равномерный, постепенный и продолжительный
Для красивого пения необходимо владение артикуляцией и дикцией. Для артикуляционной гимнастики используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются требования и к выполнению артикуляционной гимнастики. Уточняются предыдущие знания и вводятся новые понятия: верхняя губа — нижняя губа, верхние зубы — нижние зубы, бугорки за верхними зубами. Уточняются движения губ, языка и учатся делать язык одновременно широким и тонким. Упражнение «Свисток и звонок», Е, Комович; Упражнение «Ковшик», О. Рубцова; Упражнение «Маляр», «Блинчик», В. Костыгина; Упражнение «Комары и осы», Е, Анищенкова;
Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчетливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в веселых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Большую роль в работе над дикцией играют скороговорки, развивающие у ребенка скорость чередования различных звуков, регулирующие темп артикуляционного движения мышц (подвижность губ, языка, щек, они улучшают звукопроизношение отдельных букв, выправляют речь. Можно использовать следующие скороговорки: «У маленькой Зины бузина в корзине»; «Яшка в фуражке едет на черепашке»; «У ежа ежата, у ужа ужата»; «Шубка овечки – теплее любой печки»; «Волки рыщут – пищу ищут»; «Наш Полкан попал в капкан» .
Для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей можно использовать оздоровительные и фонопедические упражнения.
Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические, которые корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком. Например:
«Динозаврики»
Дети голосом «рисуют» динозаврика, используя последовательность звуков: «У-О-А-И-скрип!
Четыре динозаврика, ура! Ура! Ура! - Шагают на месте, на «ура» выбрасывают руки вверх
Мы любим петь и танцевать тарам-па-ра-па-ра! – Руки на поясе, выполняют «пружинку»
Смешные мы, весёлые, мы любим пошалить! _ Делают пальчиками «нос Буратино»
И мы всё время заняты, нам некогда грустить! _ Разводят руки перед собой, затем
указательным пальцем выполняют
отрицательное движение.
Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении. Поэтому сначала необходимо определить содержание песни, расшифровать непонятные слова, найти кульминацию.
Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен. Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе.
Важно учить детей говорить не только голосом разной силы, но и шепотом. Объяснить, что кукла спит и, чтобы ее не разбудить, надо говорить шепотом
Например, упражнения:
1.«Три медведя»
Изобразите голосом разной высоты звукоподражание: «Э!».
2. Изобразить некоторые фразы из сказки, например: «Кто сидел на моем стуле?», «Кто ел из моей чашки?», голосом всех трех медведей: самым низким голосом говорить за Михаила Ивановича, обычным голосом – за медведицу Настасью Петровну и высоким голоском – за медвежонка Мишутку.
Продолжается работа над формированием высокой певческой позиции, которая придает серебристость тембру голоса и обеспечивает его звонкость и полетность. Используются разнообразные варианты перекличек: пение «по цепочке», дуэтом, поочередное пение (дети и музыкальный руководитель).
Можно использовать в работе:
• утрированный показ;
• артикуляционную гимнастику;
• озвученную артикуляционную гимнастику;
• проговаривание и пропевание скороговорок в разном темпе.