Сигаева Елена Николаевна
Консультация для педагогов «Обучение вокалу детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение вокалу детей среднего дошкольного возраста
Сигаева Елена Николаевна, МБДОУ «Детский сад № 165», г. Барнаул, музыкальный руководитель
При обучении детей 4-5 лет вокалу лучше всего использовать игру. Именно через нее они намного легче усваивают весь материал и навыки, к тому же, не теряют интереса к самим занятиям.
Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, распевки, используемые на занятиях, организуют деятельность голосового аппарата, укрепляют голосовые связки, развивают приятный тембр голоса.
Темочки:
- Вокал. Обучение детей пению
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поем, учимся петь. Консультации для родителей
- Темочки
Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка – это научить его правильно, глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, а на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких. Если ребенок не делает полноценного выдоха, то в легких остается некоторое количество «отработанного» воздуха, который мешает поступлению нового свежего воздуха в достаточном объеме. «Лесные музыканты», «Бабочка, лети!», «Кто лучше надует игрушку», «Лев». Другие упражнения, наоборот, подразумевают быстрое поверхностное дыхание. «Волшебные пузырьки».
Не все дети понимают, как нужно дышать, поэтому необходимо последовательно и терпеливо объяснять, что вдох должен быть коротким и энергичным, с небольшой задержкой, которая служит предпосылкой для вступления. Выдох при этом – равномерный, постепенный и продолжительный
Для красивого пения необходимо владение артикуляцией и дикцией. Для артикуляционной гимнастики используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются требования и к выполнению артикуляционной гимнастики. Уточняются предыдущие знания и вводятся новые понятия: верхняя губа — нижняя губа, верхние зубы — нижние зубы, бугорки за верхними зубами. Уточняются движения губ, языка и учатся делать язык одновременно широким и тонким. Упражнение «Свисток и звонок», Е, Комович; Упражнение «Ковшик», О. Рубцова; Упражнение «Маляр», «Блинчик», В. Костыгина; Упражнение «Комары и осы», Е, Анищенкова;
Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчетливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в веселых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Большую роль в работе над дикцией играют скороговорки, развивающие у ребенка скорость чередования различных звуков, регулирующие темп артикуляционного движения мышц (подвижность губ, языка, щек, они улучшают звукопроизношение отдельных букв, выправляют речь. Можно использовать следующие скороговорки: «У маленькой Зины бузина в корзине»; «Яшка в фуражке едет на черепашке»; «У ежа ежата, у ужа ужата»; «Шубка овечки – теплее любой печки»; «Волки рыщут – пищу ищут»; «Наш Полкан попал в капкан» .
Для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей можно использовать оздоровительные и фонопедические упражнения.
Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические, которые корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком. Например:
«Динозаврики»
Дети голосом «рисуют» динозаврика, используя последовательность звуков: «У-О-А-И-скрип!
Четыре динозаврика, ура! Ура! Ура! - Шагают на месте, на «ура» выбрасывают руки вверх
Мы любим петь и танцевать тарам-па-ра-па-ра! – Руки на поясе, выполняют «пружинку»
Смешные мы, весёлые, мы любим пошалить! _ Делают пальчиками «нос Буратино»
И мы всё время заняты, нам некогда грустить! _ Разводят руки перед собой, затем
указательным пальцем выполняют
отрицательное движение.
Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении. Поэтому сначала необходимо определить содержание песни, расшифровать непонятные слова, найти кульминацию.
Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен. Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе.
Важно учить детей говорить не только голосом разной силы, но и шепотом. Объяснить, что кукла спит и, чтобы ее не разбудить, надо говорить шепотом
Например, упражнения:
1.«Три медведя»
Изобразите голосом разной высоты звукоподражание: «Э!».
2. Изобразить некоторые фразы из сказки, например: «Кто сидел на моем стуле?», «Кто ел из моей чашки?», голосом всех трех медведей: самым низким голосом говорить за Михаила Ивановича, обычным голосом – за медведицу Настасью Петровну и высоким голоском – за медвежонка Мишутку.
Продолжается работа над формированием высокой певческой позиции, которая придает серебристость тембру голоса и обеспечивает его звонкость и полетность. Используются разнообразные варианты перекличек: пение «по цепочке», дуэтом, поочередное пение (дети и музыкальный руководитель).
Можно использовать в работе:
• утрированный показ;
• артикуляционную гимнастику;
• озвученную артикуляционную гимнастику;
• проговаривание и пропевание скороговорок в разном темпе.