Солнцева Татьяна
Консультация для педагогов «Обследование артикуляционного аппарата»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов:
«Обследование артикуляционного аппарата»
1. Организация обследования
Направления логопедического обследования при дислалии выделяются исходя из причин, вызывающих данное нарушение:
а) нарушение строения артикуляционного аппарата приводит к органической или механической дислалии;
б) нарушение функциональных возможностей органов артикуляции и/или несформированность фонематического слуха приводит к функциональной дислалии.
Обследование проводится индивидуально, в комфортной для ребенка обстановке, по возможности изолировав его от посторонних шумов и других отвлекающих факторов.
Прежде, чем выяснять причины дислалии, необходимо наладить контакт с ребенком, для чего можно организовать беседу на любую интересующую ребенка тему.
В ходе беседы следует оценить общее звучание речи:
• разборчивость речи;
• особенности голоса;
• особенности темпа, ритма, тембра речи;
• тип дыхания и особенности выдыхаемой воздушной струи.
Выявленные особенности позволят предположить наличие или отсутствие более серьезных нарушений развития речи.
2. Направления обследования артикуляционного аппарата
При обследовании артикуляционного аппарата следует учесть два момента, способных стать причиной нарушения формирования правильного произношения:
1. выявление особенностей строения органов артикуляционного аппарата;
2. выявление особенностей артикуляционных возможностей.
Обследование строения артикуляционного аппарата проводится в хорошо освещаемой комнате визуально, т. е. методом осмотра следующих органов:
• губы
• зубочелюстные ряды
• прикус
• язык
• подъязычная связка
• твердое н бо
• мягкое н бо
Обследование возможностей артикуляционного аппарата, т. е. способности выполнять основные движения, необходимые для правильного произношения. Данное направление обследования артикуляционного аппарата является обязательным, т. к. при
отсутствии нарушений в строении именно артикуляционные трудности могут привести к нарушению произношения.
На данном этапе обследования ребенку предлагается выполнить комплекс артикуляционных упражнений, включающий в себя упражнения для всех подвижных частей артикуляционного аппарата, не требующих специальной подготовки. Комплекс состоит из двух частей:
• статические упражнения, т. е. упражнения на удержание позы;
• динамические упражнения, т. е. упражнения для выяснения способности к переходу от одного артикуляционного положения к другому.
Все упражнения необходимо выполнять после предъявления четкого образца и с опорой на зрительный контроль (т. е. перед зеркалом).
Ход выполнения ребенком упражнений необходимо оценить по следующим
критериям:
а) при выполнении статических упражнений
• наличие или отсутствие тонусных нарушений (гипертонус – излишнее напряжение, гипотонус – отсутствие напряжения);
• наличие или отсутствие тремора (непроизвольные подергивания, гиперкинез (непроизвольные, насильственные движения);
• наличие или отсутствие отклонения от средней линии в паретичную сторону (например, при удержании языка в положении «Блинчик»)
б) при выполнении динамических упражнений
• точность движений
• четкость движений
• переключаемость с одного движения к другому
• наличие или отсутствие синкинезий (непроизвольные дополнительные движения, привязанные к основным)
• равномерность выполнения движений
Формой проведения обследования ребенка дошкольного возраста является игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Для поддержания заинтересованности ребенка можно использовать дидактических кукол (сказочных персонажей или другие) с подвижным артикуляционным аппаратом, сказочные ситуации («Сказка о веселом язычке», знакомых стихов (А. Барто «Игрушки») или другие.