Наталья Романова
Консультация для педагогов на тему «Реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ и семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Во всем мире в последнее десятилетие наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания. Некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением.
Публикация «Консультация для педагогов на тему „Реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ и семье“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Дошкольное учреждение – это первое звено непрерывного валеологического образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Воспитатель должен подходить к обучению комплексно, используя разные эффективные методы: музыкальные, изобразительные, хореографические, физкультурные, литературные и д. р.
Здоровьесберегающие технологии. Чтобы обучение для дошкольника не было "мученьем", педагоги на занятиях используют различные виды здоровьесберегающих технологий сохранения и стимулирования здоровья :
1. Динамические паузы и "физминутки" проводятся во время занятий, занимают 2–5 мин., используются по мере утомляемости детей. Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других элементов (в зависимости от вида занятия) .
2. Подвижные игры (как часть занятия, в групповой комнате). Используются игры малой и средней степени подвижности. Они подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения.
3. Релаксация. Релаксационные упражнения проводятся в любом подходящем помещении (в зависимости от состояния детей и целей) Используется спокойная классическая музыка, звуки природы.
4. Пальчиковые игры используются с младшего возраста. Проводится в любой удобный отрезок времени.
5. Гимнастика для глаз проводится в течение 3–5 мин. в любое время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.
6. Гимнастика дыхательная используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы по мере утомляемости детей.
Обучение детей наиболее продуктивно, если оно идет в контексте с практической и игровой деятельностью. Для того чтобы реализовать программу здоровьесберегающего обучения, педагоги включают в креативный план работы не только дидактические и ролевые игры, но и игры, которые носят оздоровительный характер.
Например, такие:
1. Рисование с помощью пальцев с использованием пальчиковых красок.
Такой вид рисования благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет малыша.
2. Работа с глиной и пластилином
Работа с такими материалами для творчества оставляет приятные ощущения, помогает расслабиться.
3. Игры с песком
Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:
• при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;
• развивается мелкая моторика, формируется произвольное внимание, память.
4. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Это тренировка дыхательного аппарата и способ повышения эффективности дыхания. Дыхательные упражнения способствуют насыщению каждой клеточки организма кислородом. Артикуляционная гимнастика способствует выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков. Результатом обучение и воспитание детей являются новые знания о ЗОЖ, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье. Кроме того, важно способствовать развитию культуры здоровья родителей, в том числе, развитию потребности к здоровому образу жизни. Для создания целостной системы здоровье - сбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Задача укрепления и сохранения здоровья воспитанников решается через использование разнообразных здоровье - сберегающих средств и методов. Как было сказано уже, дошкольное учреждение является центром пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений, навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. И только при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов будет обеспечена положительная динамика показателей здоровья детей и их ориентацию на здоровый образ жизни. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одна из основных задач детского сада.
Проанализировав на данную тему методические пособия «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Л. В. Гаврючина, «В стране здоровья» В. Т. Лободин, А. Д. Федоренко, Г. В. Александрова. Мы определили для себя цель нашей работы – это разностороннее и гармоничное развитие и воспитание детей, формирование убеждений и привычки к ЗОЖ, укрепление психического здоровья и обеспечение психологической безопасности.
По данной теме запланированные задачи:
• Формирование знаний о здоровье и ЗОЖ;
• Воспитание береженого и заботливого отношения к своему здоровью;
• Совершенствование практических навыков ЗОЖ;
• Развитие мотивационных установок по профилактике болезней, в том числе выявление особенностей нервно-психического здоровья и развития детей.
Определили для себя направления:
1. Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса, тема:
-«В стране здоровья», «Зарядка и простуда», «Сказка о микробах», «Полезные продукты», также использовали специальные оздоровительные игры, работа с природными материалами песок, краски и т. д.
2. Физическое развитие и оздоровление детей :
-игры, которые лечат;
-организация двигательного режима;
-гимнастика для глаз;
3. Работа с родителями:
-фотоотчет «Спорт и здоровье», «Бабушкины рецепты» (рассказ о народных рецептах, которыми их лечили).
4. Обеспечение психологического благополучия:
-музыкотерапия (музыкальные паузы, игры на музыкальных инструментах, использование музыки по утрам в момент прихода детей, для пробуждения после дневного сна).
ПРИЛОЖЕНИЕ: конспекты занятий, конспекты бесед.