Папки-передвижки

Значение и особенности проведения утренней гимнастики в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС до

Татьяна Некрасова
Значение и особенности проведения утренней гимнастики в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы

Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека, период наиболее быстрого развития, строения и функций организма ребенка. Крепкий полноценно физически, развивающийся ребенок меньше подвержен заболеваниям. Одна из задач образовательной деятельности в настоящее время – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, для организации образовательной и оздоровительной деятельности. Для обеспечения двигательной активности в группах созданы физкультурно - оздоровительные уголки, наполненные современным спортивным оборудованием, пособиями и оборудованием (дорожки, массажные коврики) для профилактики плоскостопия, развития правильного физиологического дыхания, мелкой и крупной моторики, что позволяет не только решать оздоровительные задачи, но и способствует поддержанию интереса детей к занятиям. Деятельность дошкольного учреждения, где ребенок проводит большую часть активного времени, по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должна начинаться с момента поступления его в детский сад, с раннего возраста. Одним из основных условий, обеспечивающих оптимизацию физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста, является организация оптимальной модели двигательного режима в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребёнка. Важную роль в этом играет утренняя гимнастика, как один из важнейших компонентов двигательного режима детей раннего дошкольного возраста. Утренняя гимнастика – это самый простой и доступный способ поддержать и сохранить свое здоровье. Утренняя гимнастика – это система физических упражнений для развития организма и укрепления здоровья, выполняемая с утра. Движения, которые даются в утренней гимнастике, усиливают все психологические процессы: дыхание, кровообращение, обмен веществ, помогают развитию правильной осанки. Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время и в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное настроение. Зарядка ежедневно компенсирует до пяти процентов суточного объема двигательной активности детей. В дошкольных учреждениях обычного типа, как правило, утренняя гимнастика проводится ежедневно перед завтраком. Она направлена главным образом на поднятие эмоционального тонуса, активизацию деятельности организма ребенка. Средством утренней гимнастики выступают простые физические упражнения (строевые, общеразвивающие, основные виды движений) в сочетании с закаливанием. Тем самым, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, оздоравливающим детский организм. Кроме оздоровительного процесса она имеет и воспитательное значение. Постоянное ее проведение воспитывает у детей привычку делать физические упражнения, приучает их организованно начать свой день в дошкольном учреждении, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Длительность утренней зарядки в группе раннего возраста составляет 4- 5 минут. Содержание зарядки составляют упражнения для разнообразных групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног и др.). Постоянное повторение их укрепляет двигательный аппарат ребенка. Целесообразно в начале и в конце утренней гимнастики для предупреждения плоскостопия давать разные виды ходьбы в следующем сочетании: обычная ходьба, ходьба по дорожкам, на носках, на пятках, краях стоп. Такое сочетание повторяется 5 - 7 раз. Первоначальный показ движений должен быть ярким, образным, целостным, независимо от того, новые или знакомые упражнения, проводятся они вместе со взрослым или по его показу. В начале, как правило, новые движения дети выполняют неточно, с излишним напряжением. Поэтому нужно предъявлять к ним минимальные требования. Учитывая, что многие дети раннего возраста не сразу включаются в организованную воспитателем деятельность, отстают во времени при выполнении заданий, ему следует очень тонко и дифференцированно подходить к отдельным детям, не настаивать на непременном участии каждого в утренней гимнастике. Упражнения, используемые в утренней гимнастике, должны быть просты и знакомы детям, разучены на физкультурных, а некоторые на музыкальных занятиях или в свободное время в группе. В групповом помещении или на прогулке можно повторить отдельные упражнения с детьми, у которых они вызывают затруднения. «Сухая» гимнастика с простым показом движений и выполнением их по словесной команде под счет для дошкольников непригодна. Особенно это касается малышей, все развитие которых осуществляется через игру. Поэтому упражнения в этом возрасте носят игровой, имитационный характер. Утренняя гимнастика условно делится на три части: вводная, основная, заключительная. Каждая часть имеет свои задачи и содержание. В первой, вводной части, организуют внимание детей, обучают их согласованным действиям, выработке правильной осанке и подготавливают организм к выполнению более сложных упражнений. В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений не строят. Они ходят и бегают стайкой, врассыпную. В дальнейшем утренняя гимнастика в этой группе начинается с построения в колонну, по одному или в одну шеренгу, повороты, в круг, бег. Бег на утренней гимнастике в группе раннего возраста сначала проводится стайкой, врассыпную, а потом и в колонне по одному как на месте, так и с продвижением в разных направлениях. При проведении ходьбы с высоким подниманием ноги используется имитация («лошадки», «петушок», «цапли»). На вводную часть отводится от 1 до 2 минут. Во второй, основной части, идёт укрепление мышечных групп, формирование правильной осанки. Для решения данной задачи выполняют общеразвивающие упражнения в определенной последовательности. Сначала упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц. Затем упражнения для мышц туловища. Далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы. После упражнений с большой нагрузкой следует повторить первое упражнение или аналогичное ему. Количество повторений каждого упражнения в группе раннего возраста 3-4 раза. Оно также зависит и от характера движений, их сложности и подготовленности детей, воспитатель следит за каждым ребенком и, если возникает необходимость, оказывает физическую, словесную помощь, подбадривает их, делает указания. Упражнения в основной части утренней гимнастики нужно сочетать с различными пособиями, чтобы детям было интересно. Например: в понедельник – упражнения с цветными шарами (диаметр 20, во вторник – упражнения с флажками, в среду – упражнения с кубиками, в четверг - упражнения с султанчиками, в пятницу – гимнастическими небольшими палочками. Можно использовать и другие пособия, что имеется в наличии, например, шишки, мешочки с горохом, изготовленные воспитателем (размер 5 х 10 см, резиновые мячики, обручи и другие. В процессе утренней гимнастики воспитатель должен следить, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища, что способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела, а также закреплению навыка правильной осанки. В основной части необязательно, чтобы все упражнения соответствовали строго требованиям, но можно включить и интересные упражнения в игровой форме. Также интересно детям делать упражнения, сидя на ковре. Для того, чтобы дети с радостью выполняли зарядку, проводим веселые упражнения. Веселая утренняя зарядка помогает детям развиваться не только физически, но и способствует развитию воображения и интереса. Интересна для детей утренняя гимнастика в музыкальном сопровождении. Добрые, веселые песни превращают зарядку в игру, даже самые спокойные дети пускаются в пляс. Музыка, обладающая огромным эмоциональным воздействием, оказывает благотворное влияние на повышение качества движения. Она способствует выразительности, пластичности, грациозности, красоте, четкости и координации движений. Движение, сливаясь с музыкой, обеспечивает эмоциональное переживание ребенком музыкальных образов. У ребенка развивается музыкальность, умение через движения передавать характер музыки. Благодаря музыке действия ребенка совершенствуются, он выполняет их свободно, мягко, непринужденно. Движения под музыку развивают слух, воспитывают временную ориентировку — способность усложнять свои движения в определенный промежуток времени в соответствии с метроритмическими изменениями музыкального произведения. Музыка одновременно регулирует темп и ритм движения, тем самым, способствуя более четкому и правильному выполнению упражнения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. В утреннюю гимнастику включается и пение песен. Врачи считают пение лучшей формой дыхательной гимнастики. В заключительной части используем ходьбу, хороводы или малоподвижные игры, чтобы восстановить пульс и дыхание. Как и все физкультурные мероприятия, утренняя гимнастика в группах раннего возраста имеет свои организационные особенности, обозначенные в требованиях ФГОС ДО, рекомендую использовать их в работе: 1. Гимнастика проводится перед первым приёмом пищи. 2. Утренняя гимнастика включает в себя разминку и восстановительные упражнения. 3. Длительность утренней физической нагрузки в группе раннего возраста составляет до 5 минут. 4. Температура в помещении не должна превышать 17 градусов. 5. Перед началом работы в помещении, его нужно хорошо проветрить. 6. Начиная с весны и вплоть до поздней осени упражнения можно выполнять на свежем воздухе (в группах закаливания это обязательное требование). Зимой — в группе или музыкальном, спортивном зале. В плохую погоду — на веранде. 7. В группе раннего возраста дети должны быть одеты в обычную удобную одежду, обуты в комфортную обувь. Воспитатель одет в спортивный костюм с кедами или кроссовками, волосы собраны. 8. Для стимуляции интереса к гимнастике необходимо позаботиться о её музыкальном сопровождении (весёлые песенки, ритмичные мелодии). 9. Принуждать малышей выполнять упражнения не нужно. Лучше потом выяснить, что вызвало такое поведение ребёнка (например, утром не хотел собираться — поссорился с мамой, настроение испортилось). 10. Следует варьировать виды гимнастики. 11. Большая часть упражнений имеет имитационный характер, должна проводиться в игровой форме. 12. Не стоит требовать от малышей излишней дисциплины, чтобы избежать чрезмерной организованности. Наоборот, гимнастика должна создавать приподнятое настроение. Обобщив все вышесказанное, можно сделать вывод, что даже самая простая для детей утренняя гимнастика играет большое значение, дает возможность ребенку быстрее проснуться, развивает у него двигательную координацию, обеспечивает детям хорошее настроение на весь день. Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.

Публикация «Значение и особенности проведения утренней гимнастики в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС до» размещена в разделах

Литература

1. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 96 с. 2. Прохорова, Г. А. Утренняя гимнастика для детей 2 -7 лет [Текст]: практическое пособие / Г. А. Прохорова. – Москва: АЙРИС ПРЕСС, 2010. – 80 с. 3. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка. - Москва: ACADEMA, 2006.-307 с. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. - Москва: ТЦ Сфера, 2014. – с. 15. 5. Щебеко, В. Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [ Электронный ресурс ]:- 13 с. - Режим доступа:https://iknigi.net/avtor-valentina-shebeko/113173-teoriya-i-metodika-fizicheskogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-valentina-shebeko/read/page-13.html.

Публикации по теме:

Особенности планирования образовательного процесса в соответствии с ФГОС в разных возрастных группах «Особенности планирования образовательного процесса в соответствии с ФГОС в разных возрастных группах». В дошкольном образовании сегодня.

Конспект проведения утренней гимнастики в подготовительной группе Конспект проведения утренней гимнастики в подготовительной группе Цель: способствование укреплению здоровью детей. №п/п Содержание комплекса.

Консультация для родителей «Особенности организации и проведения праздников и развлечений в группах раннего возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАЗДНИКОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА. Праздники и развлечения.

Консультация для родителей «Значение и организация утренней гимнастики в семье» Консультация для родителей «Значение и организация утренней гимнастики в семье» Инструктор по физической культуре Илибаева Н. В..

Мастер-класс для воспитателей «Особенности проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста» Мастер-класс для воспитателей "Особенности проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста". Провела :воспитатель МБДОУ.

Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бод- рости детей зависит.

Открытое мероприятие утренней гимнастики «Снежинки» в группе детей раннего возрастаОткрытое мероприятие утренней гимнастики «Снежинки» в группе детей раннего возраста Комплекс утренней гимнастики «Снежинки» Программные задачи: сохранение и укрепление физического и психического здоровья малышей, создание.

Сборник упражнений утренней тематической гимнастики, направленных на развитие двигательной активности детей раннего возраста Пояснительная записка Наука не стоит на месте. Каждый день в той или иной научной области происходит какое-либо новое открытие. Дошкольная.

Структура и методика проведения утренней гимнастики во всех возрастных группах ДОУ Структура и методика проведения утренней гимнастики во всех возрастных группах ДОУ Содержание Введение 2 Построение.

Значение утренней гимнастики для физического развития детей Значение утренней гимнастики для физического развития детей. Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение и особенности проведения утренней гимнастики в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС до
Опубликовано: 18 марта 2019 в 16:52
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение и особенности проведения утренней гимнастики в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС до» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Некрасова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД