Римма Салимзянова
Консультация для педагогов «Формирование финансовой грамотности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд: «Формирование финансовой грамотности дошкольников»
2 слайд “Деньги – это одно из воплощений силы. Но еще большей силой обладает финансовое образование. Деньги приходят и уходят, но если вам известно как они работают, то вы можете управлять ими и становиться богаче» Роберт Кийосаки
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование финансовой грамотности дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
На протяжении десятилетий в нашей стране креп и развивался очень опасный стереотип, согласно которому финансовая грамотность нужна только людям, работающим на рынках финансов. И только сейчас начинает приходить болезненное осознание того, что без неё мы как маленькие дети, которые не умеют читать и считать.
Увидели образовавшийся вакуум в сфере финансового образования и руководящие органы власти. В 2017 году в России утвердили стратегию по ликвидации безграмотности в денежных вопросах, рассчитанную до 2023 г.
3 слайд: Что такое финансовая грамотность и зачем она нужна?
Финансовая грамотность – это необходимые знания, которые помогают планировать семейный бюджет, сохранять денежные средства в условиях нестабильности в экономике и приумножать их с целью обеспечения достойного уровня жизни для себя и своих близких.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомлённости в финансовых вопросах, умение зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.
А теперь скажите, это вам надо?
Проблемы, с которыми может столкнуться финансово безграмотный человек :
- Участие в сомнительных денежных операциях, которые приводят к потере вложенных средств (например, пирамиды).
- Необдуманное залезание в долги путём взятия кредитов по завышенным ставкам.
- Инвестирование, которое не защищает сбережения даже от инфляции, в т. ч. и пенсионные накопления.
- Непонимание действия большинства рыночных инструментов, грамотное использование которых может привести к улучшению благосостояния.
- Необеспеченная старость на нищенское пособие от государства.
Нам точно не нужны такие проблемы. Поэтому теперь давайте определим основные причины обязательного изучения основ денежной грамотности :
- Научиться вести учёт своих доходов и расходов с целью дальнейшего планирования бюджета.
- Научиться жить по средствам, а не становиться вечным клиентом кредитных организаций.
- Разбираться в существующих инструментах по сохранению и приумножению собственных средств, чтобы обеспечить себе получение пассивного дохода в будущем.
- Не стать объектом мошеннических действий.
- Обезопасить себя и свою семью от экономических кризисов.
А хотите проверить свою грамотность? Не пугайтесь, всего 4 вопроса.
Тест на финансовую грамотность
Тест состоит из 4-х вопросов. Выберите верный, на ваш взгляд, ответ. А правильные ответы дам в конце параграфа.
4 слайд: Вопрос 1: Предположим, что вы положили 100 000 рублей на счет в банк на 2 года под 8 % в год. Сколько денег будет на вашем счете через 2 года, если вы не будете снимать деньги со счета или пополнять свой счет?
Более 108 000 рублей.
Ровно 108 000 рублей.
Менее 108 000 рублей.
5 слайд: Вопрос 2: Предположим, что вы положили 100 000 рублей на счет в банк на 5 лет под 10 % в год. Проценты будут начисляться ежегодно и прибавляться к основной сумме вклада. Сколько денег будет на вашем счете через 5 лет, если вы не будете снимать с этого счета ни основную сумму, ни начисленные проценты?
Более 150 000 рублей.
Ровно 150 000 рублей.
Менее 150 000 рублей.
6 слайд: Вопрос 3: Предположим, что вы увидели телевизор одной и той же модели на распродаже в двух разных магазинах. Первоначальная цена телевизора в каждом из магазинов составляла 10 000 рублей. В одном магазине предлагается скидка в 1 500 рублей с первоначальной цены, а в другом – 10 % с первоначальной цены. Что выгоднее – скидка в 1 500 рублей или в 10 %?
Скидка в 1 500 рублей.
Скидка в 10 %.
7 слайд: Вопрос 4: Предположим, что вы взяли в банке кредит на год в размере 10 000 рублей. Проценты по кредиту составляют 600 рублей в год. Кредит и проценты по нему вы должны выплачивать в течение года равными частями каждый месяц. Оцените приблизительно, каков будет размер годовой процентной ставки по вашему кредиту.
Меньше 6 %.
Ровно 6 %.
Больше 6 %.
А теперь подведем итоги. Верные ответы:
1-й вопрос – более 108 000 руб. ;
2-й вопрос – более 150 000 руб. ;
3-й вопрос – скидка в 1 500 руб. ;
4-й вопрос – ровно 6 %.
Справились? Если да, поздравляю. Вы – молодцы. Если нет, то срочно подтягивайте свою грамотность в сфере обращения с деньгами, потому что вопросы были не простые, а очень простые.
Таких тестов в интернете можно найти много. Можете тренироваться, сколько угодно. Главное, научится применять на практике полученные знания.
Если вы будете делать что-либо полезное и делать хорошо, то богатство всегда будет у вас под рукой. Использовать деньги можно по-разному. Некоторые копят их, а сами живут в бедности. Другие тратят, но тоже не извлекают из этого пользы: зачем дорогой ковер, если он не лежит у нас под ногами? Зачем теплая шуба, если ее не носят в мороз? Зачем украшения, если они спрятаны в сундуке?
Запомните: вещи не должны копиться попусту и лежать без надобности. Они нужны, чтобы приносить пользу. К чему художнику трактор? Ему требуются яркие краски и мягкие кисти. Зато без трактора не обойдется фермер, выращивающий хлеб. У каждой вещи есть свой хозяин. Никогда не покупайте то, что вам не нужно. Любимое дело – наше с вами главное богатство, наш клад. А для того, чтобы что-то уметь, чтобы любимое дело
все-таки появилось, надо не переставая учиться. Успехов вам!
8 слайд: В первую очередь, нам, надо уяснить одну простую мысль – учить ребёнка обращаться с деньгами надо с самого раннего возраста. Разговоры о том, что нельзя бездумно тратить всё заработанное на покупку дорогой игрушки или модных кроссовок, как у Пети, деньги должны вестись в семье всегда.
Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, экономической информацией на бытовом уровне. Всё это несёт в себе воспитательный потенциал, заключающийся в таких этических качествах, как честность, доброта, трудолюбие.
По мнению кандидата педагогических наук, доцента А. А. Смоленцева, ребёнок, прежде всего, познает азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности, получает о ней первые представления. Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи.
Очень важно вести эту работу совместно с родителями, так как пример взрослых является основополагающим. Дети как губка, впитывают впечатления, знания, стили поведения взрослых, окружающих их.
Чтобы ребёнок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить детям следующие вопросы: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться?
Многие хотят для своего ребёнка лучшее, но надо знать и помнить, что выполнение любого каприза ребёнка не даст детям понять, как относиться и обращаться с деньгами. Обязанность родителей объяснить ребёнку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется надо потрудиться и заработать деньги.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Чем раньше дети узнают о роли денег в семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Если взрослые вовремя не объяснят ребёнку, что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится об этой теме собственное, зачастую неверное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить иному отношению к семейным финансам.
Как правило, в возрасте трёх лет дети начинают понимать различия в стоимости предметов, разбираться в видах профессиональной деятельности.
В возрасте четырёх лет приходит понимание операций обмена.
В возрасте пяти лет дети уже осознают идею сбережений. Первые шаги в обучении малышей начинаются с понимания того, что такое монеты, банкноты и банковские карты.
Дошкольники начинают понимать, как оплачиваются покупки: с помощью наличности или банковских карт. Наблюдая за работой банкоматов, они понимают их функции, в частности, что родители с помощью банкомата обналичивают деньги.
Старшие дошкольники соотносят доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают начальные сведения о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по её изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.
Поэтому необходимо сформировать основы финансовой грамотности у детей дошкольного возраста :
- научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
- с помощью игр, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой;
- научить правильно, относиться к рекламе, разбираться с ней;
- вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
Приобщение ребёнка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем.
Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у малышей с помощью педагогов, родителей складываются необходимые качества и свойства личности.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Таким образом, выявляется следующая закономерность в получении детьми знаний и представлений о финансах : понимание денег и путей их использования; знание, откуда приходят и куда уходят деньги.
Главная образовательная и воспитательная задача в детском саду – дать простые экономические знания, сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам, подсказать, как обращаться с ними, накапливать, тратить и вкладывать.
Заниматься финансовой грамотностью детей дошкольного возраста в современных рыночных условиях просто необходимо, не стоит пренебрегать финансовым обучением ребёнка, так как это может определить его будущее.
9 слайд: Целью нашего проекта «Азбука финансов», является – содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
10 слайд: Задачи: Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
Совершенствовать коммуникативные качества детей;
Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний.
Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей.
Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).
Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник - родители.
Образовательная деятельность с воспитанниками включает в себя следующие методы и приемы работы: непосредственная образовательная деятельность, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения, где дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Проводятся беседы, с целью знакомства с людьми разных профессий. Проводятся беседы, с целью выявления насколько дети усвоили материал. Овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы. Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.
Уважаемые коллеги! Для Вас разминка! «Угадай пословицу или поговорку». Коллеги на экране будут появляться цепочки картинок. Вам необходимо прочитать пословицу по картинке и объяснить ее смысл.
«Деньги куры не клюют», «Деньги лопатой гребут», «Деньги на ветер бросать», «копейка рубль бережет», «Деньги любят счет», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Вывод: Через пословицы мы детям даем понятие о деньгах, о их ценности, о их экономии. Использование пословиц можно вносить во все виды образовательных областей.
В качестве средства формирования основ экономической культуры в нашей работе мы используем дидактические игры.
В игры можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
1. Дидактическая игра «Запланированная покупка»
Цель: сформировать у детей понятие «список покупок».
2. Дидактическая игра «Бюджет»
Цель: познакомить с понятием «бюджет».
3. Дидактическая игра «Надо» и «хочу»
Цель: формировать умения у детей разделять реальные потребности и свои желания.
4. Дидактическая игра «Наоборот»
Цель: научить самостоятельно, находить (подбирать) противоположные по смыслу слова.
5. Дидактическая игра «Что можно купить за деньги»
Задачи: формирование понимания того, что не все покупается за деньги; главные ценности- отношения, окружающий мир, моральные ценности, радость и любовь близких людей – за деньги не купишь.
Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.
Следующие задание под названием «Экономика в сказках», позволит нам увидеть, что через героев сказок можно дать детям понятие об обмене, правильной покупке, профессии и т. д.
Я буду задавать вопросы, а вы должны дать ответ и дать краткое пояснение.
1. В какой сказке мастерство героя – строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).
2. Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря? (Колосок)
3. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах)
4. В какой сказке реклама сыграла злую шуту с главным героем? («Как старик корову продавал»)
5. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок)
6. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой)
7. Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном существовании? (Теремок)
8. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получить доход? (Вершки корешки)
9. в каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход (Морозко, Крошечка-ховрошечка, Царевна-лягушка.)
Вывод: Отсюда можно сделать вывод, что знакомя детей с художественной литературой, мы, таким образом, знакомим детей с финансовой грамотностью.
Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.
Работу с дошкольниками по формированию финансовой грамотности можно разделить на несколько разделов:
1 Экономика. Это, прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги, и как ими распорядиться. Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики. Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения.
2 Потребность. Дети получают знания и представления о том, что человек, как живое существо, подобно животным и растениям нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье, т. е., потребности, без удовлетворения которых человек не может существовать. Однако дети должны знать, что кроме этих существуют и другие, не менее важные, так называемые социальные потребности: потребность в безопасности, любви, дружбе, защите, общении и т. д.
3 Труд и профессии. Дети узнают о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. В процессе труда люди создают, производят различные предметы, продукты труда. Производство невозможно без средств производства, с помощью которых осуществляется процесс производства продуктов труда. Для того чтобы что-то изготовить, необходимо знать способ изготовления, который называют технологией.
4 Товар, товарообмен. Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей. Для продажи и покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают «заказы» на товары и услуги. Привлечение детей к производству рекламы, прослеживание вместе с ними действенности рекламы.
5 Выгода и убыток. Формировать положительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться, честно зарабатывать деньги, признавать авторитетными качества хозяина, бережливость, рациональность, экономичность, щедрость, благородство, честность, отзывчивость.
6 Деньги и бюджет семьи. Дети знакомятся с понятием «деньги» как общим эквивалентом, а также с тем, что они являются тоже товаром, но необычным, т. к. количество его всегда оказывается равноценным другому товару, который может быть на них обменен. Кроме того, деньги это средство платежа при купле-продаже. Необходимо подвести детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше (дешевле).
7 Реклама. Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее. Дать максимум информации при минимуме слов, выделить основные, характерные черты рекламируемого объекта, выгодно подчеркнуть его отличие от других и доказать преимущества.
17 слайд: Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей….
18 слайд: По данной теме для родителей было предложено анонимное анкетирование, в котором приняло участие 22 респондентов они ответили на 9 вопросов, которые касались темы формирование финансовой грамотности дошкольников. Анализ анкет показал, что 96 % родителей считает, что нужно рассказывать детям о деньгах, 76 % согласны знакомить с экономикой, 88 % положительно отнеслись к желанию у ребенка иметь копилку. Поэтапное и целенаправленное информирование родителей позволило повысить уровень знаний взрослых об использовании экономических представлений в условиях детского сада, и продолжать реализовывать полученный детьми практический опыт в кругу семьи.
Фотоотчет о проделанной работе (презентация, экономическая сказка, реклама)
43 слайд: В итоге необходимо подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать уже в дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.