Лада Непогожева
Консультация для педагогов «Дежурство в разных возрастных группах»
▼ Скачать
Консультация для педагогов
Приём пищи – мыть руки перед едой и после еды, помогать накрывать на стол, накладывать еду в тарелку, приобретать навыки культурного поведения за столом, правильно пользоваться столовыми приборами и салфетками, не употреблять в пищу грязные продукты, убирать и мыть за собой посуду, предпочитать полезную еду вредной [2, c. 24].
Подготовка к завтраку, завтрак (30 минут) [2, c. 69] :
• Разрешайте сидящим за столом детям начинать завтрак, не дожидаясь остальных;
• Разрешайте всем детям, окончившим прием пищи, убрать со стола, вымыть руки и переходить к играм;
Публикация «Консультация для педагогов „Дежурство в разных возрастных группах“» размещена в разделах
- Дежурство. Организация дежурства
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
• Первый воспитатель наблюдает за детьми, закончившими прием пищи и начавшими играть; второй – следит за малышами, продолжающими завтракать.
Подготовка к обеду, обед (40 минут) [2, c.70] :
• Разрешайте всем сидящим за столом детям начинать обед, не дожидаясь остальных;
• Разрешайте всем детям, окончившим обед, убрать со стола, помыть руки и подготовиться к послеобеденному сну или перейти к тихим занятиям на своих кроватях/ковриках.
Подготовка к полднику, полдник (20 минут) [2, c.70] :
• Разрешайте всем сидящим за столом детям начинать полдник, не дожидаясь остальных;
• Разрешайте всем детям, окончившим полдник, убрать со стола, вымыть руки и переходить к играм;
• Первый воспитатель наблюдает за детьми, закончившими прием пищи и начавшими играть; второй воспитатель следит за малышами, продолжающими завтракать.
Перед тем, как ввести дежурство, педагог организует специальные занятия, на которых показывает и подробно объясняет все действия, привлекая детей к их выполнению [3].
Фартук для дежурного ребенка не просто защита от загрязнений, а эмблема исполнителя ответственного задания. Его покрой должен соответствовать вкусам девочек и мальчиков [4].
Руководя работой дежурных, воспитатель закрепляет навыки раскладывания приборов: «Ложки нужно брать за ручку, по одной, класть с правой стороны от тарелки». Если даются вилки, то вилка лежит ближе к тарелке острыми концами вверх, а затем ложка выпуклой стороной вниз. Теперь на самую середину стола поставь хлебницу, чтобы всем было удобно доставать, а потом салфетки поставишь. Сначала надо одно дело закончить, а потом другое начинать» [3].
Воспитатель разъясняет, как заботится, в детях няня, как она накрывает на стол, подает завтрак, подчеркивает значимость ее работы: «Елена Ивановна обо всех заботится, аккуратно накрывает на стол. Детям будет приятно завтракать за таким столом». Она побуждает детей благодарить няню: - «Спасибо, Елена Ивановна» [4].
Ежедневно определяются дежурные по столовой — 2–3 ребенка. Правило, по которому определяются дежурные, нужно выработать вместе с детьми, и оно должно быть понятно всем детям. То, что дежурные должны делать, тоже должно быть всем понятно, и в первую очередь самим дежурным. Имена дежурных надо писать крупными печатными буквами на специальном стенде, хотя дети еще и не умеют читать (желательно рядом с именами помещать фотографии детей). Дежурных надо как-то выделять, например, выдавать фартуки или повязки, чтобы всем было видно, кто сегодня дежурит. Дежурство — это почетно, это важно, это интересно, это ответственно. Именно такое отношение к общественно-полезным занятиям надо формировать у детей [1, с. 66].
Задачи педагога :
• Позаботиться о том, чтобы все знали, кто сегодня дежурит : обозначить имена дежурных на стенде, выдать им необходимые атрибуты (фартук, повязку или др., объявить дежурных на утреннем круге.
• Давать дежурным посильное задание, чтобы они знали свои обязанности и, чтобы могли успешно с ними справиться.
• Формировать у дежурных ответственное отношение к порученному делу, стремление сделать его хорошо.
• Способствовать тому, чтобы остальные дети видели и ценили труд дежурных, учились быть им благодарными за их старание, не забывали поблагодарить.
• Использовать образовательные возможности режимного момента (поддержание навыков счета, развитие речи, мышления и т. д.) [1, с. 66-67].
Ожидаемый образовательный результат [1, с. 67] :
• Приобщение к труду, воспитание ответственности и самостоятельности.
• Воспитание умения ценить чужой труд, заботу, умения быть благодарным.
• Формирование привычки пользоваться «вежливыми» словами.
Дети 1-ой и 2-ой групп раннего возраста – это дети от 2 месяцев и до 3 лет. В этом возрасте дежурство как таковое не вводится в силу возраста и физического развития детей.
Например, в 1-ой группе детей раннего возраста, мы можем лишь воспитывать элементарные навыки культуры поведения за столом. Продолжать формировать поведение детей, соответствующее нормам и правилам: садиться за стол с чистыми руками, правильно вести себя за столом [1, c. 127].
Дежурство по столовой проводится со младшей группы. дети привлекаются к участию в подготовке процесса питания, выполняют простейшие поручения: правильно поставить за стол стульчики, на середину столов – тарелочки с хлебом, с правой стороны стоящих на столе тарелок разложить ложки [3].
Именно в этих возрастах дети должны уметь правильно сервировать стол.
В среднем возрасте педагогу не следует торопиться с введением дежурства, целесообразно подождать, пока все дети группы освоят позицию субъекта и научаться самостоятельно выполнять трудовые процессы. Опыт работы ДОУ по программе «Детство» показывает, что использование педагогической технологии взаимосвязи средств трудового воспитания позволяет вводить дежурство по столовой примерно в октябре - ноябре. [4].
Дежурные по столовой выполняют почти весь процесс сервировки стола без помощи взрослого: расставляют тарелки, каждую против стульчика, справа от них кладут ложки, на середину стола ставят стаканчик с салфетками. Чашки ставятся так, чтобы ручка была с правой стороны [4].
Большое значение для качественного выполнения обязанностей дежурного в этом возрасте имеет объем работы. В первой половине учебного года целесообразно ежедневно назначать столько дежурных, сколько в группе столов. Во второй половине года с обязанностями дежурных по столовой легко справляются двое детей [4].
Для четкой организации и эффективного методического сопровождения целесообразно оформить стенд «Наше дежурство». Расположить стенд лучше у входа в групповую комнату, чтобы дети и их родители могли сразу узнать, кто сегодня дежурит, как была оценена работа дежурных. Детям средней группы о дежурстве напоминает воспитатель.
Детям 5 года жизни трудно учитывать работу друг друга, согласовывать между собой действия. Этим определяется и форма организации дежурств за каждым столом свой дежурный. Он накрывает на стол. Оценивая работу дежурного, воспитатель подчеркивает, насколько тот проявляет заботу о товарищах, внимателен к ним, как относится к своим обязанностям (аккуратно, старательно работает, не отвлекается от дела и пр.) [4].
Начиная со старшего дошкольного возраста сами твердо знают об очередности дежурства и без напоминания [4].
Начиная со старшего возраста дети убирают посуду после еды: каждый ребенок ставит свою тарелку на тарелку сидящего с ним рядом, просит приподнять ложку, отнести чашку на раздаточный стол (если для этого созданы удобства). Дежурные убирают со стола хлебницы, салфетницы, а няня сложенные стопкой тарелки. Дети сметают крошки со стола, складывают скатерти, обращаясь за помощью к другому дежурному. Надо показать детям прием складывания скатерти: взявшись за концы, сложить ее на столе пополам, а затем еще раз пополам и только потом складывать по длине. Этому приему воспитатель учит детей, включаясь сам в работу: предлагает ребенку сначала вместе сложить скатерть, а потом под его контролем ребята действуют самостоятельно.
Со старшего дошкольного возраста дежурных можно назначать на целую неделю [3].
Дежурство, на первый взгляд «старомодная» форма организации детского труда, имеет большую воспитательную ценность и благотворно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка. Также дежурства помогают решить вопросы нравственно - этического воспитания детей. Ребенок всегда стремиться к созданию красивого. А нарядно накрытый стол, как известно не только радует глаз, но и способствует хорошему настроению и добрым взаимоотношениям между детьми [4].
Благодаря дежурству в детях воспитывают ответственность, бережное отношение к посуде, хлебу, трудолюбие, старательность, активность, самостоятельность, стремление к взаимопомощи, уважение к труду, уважение к труду взрослых.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – 368 с. ;
2. Методические рекомендации. Для работы с детьми 3-5 лет/Перевод с английского. – М. 6 МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 80 с. – (Программа, основанная на ECERS);
3. Памятка по организации дежурства по столовой во всех возрастных группах ( Дата обращения: 04.10.2020г.) [https://du2rechitsa.schools.by/pages/pamjatka-po-organizatsii-dezhurstva-po-stolovoj-vo-vseh-vozrastnyh-gruppah];
4. Методика организации дежурств в средней группе ( Дата обращения: 26.10.2020г.)