Ольга Трифонова
Консультация для педагогов «Музыка в жизни ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка в жизни ребёнка
Для преодоления дефектов речи необходима длительная, систематическая, комплексная коррекционная работа. В системе комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья используются различные психокоррекционные методики, среди них важное место занимает музыкальная терапия речи.
Публикация «Консультация для педагогов „Музыка в жизни ребёнка“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Музыка – это лекарство, которое слушают. Психотерапевты свидетельствуют, что на некоторых людей музыка влияет острее, чем слово. Музыка может умиротворять, расслаблять и активизировать, облегчать печаль и вселять веселье, создавать напряжение и вызывать агрессивность. Излишне громкая музыка с подчёркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Те ритмы, которые, как горный обвал, обрушиваются на человека, увеличивают содержание адреналина в крови, могут вызвать стресс.
В 1916 г. В. Бехтерев писал: «Музыкальное произведение, по своему состоянию совпадающее с настроением слушающего, производит сильное впечатление. Произведение, дисгармонирующее с настроением, может не только не нравиться, но даже раздражать». То есть при депрессии показана музыка тихая, спокойная; при возбуждении – громкая, быстрая. Если вы подавлены, грустны, тревожны и хотите выйти из этого состояния, не ищите сразу мажорную музыку. Вначале, как советуют психологи и музыкотерапевты, послушайте что – нибудь мелодичное, задумчивое, «сочувствующее» вам, а затем жизнерадостное, бодрящее. Постепенно этот поток как бы захватит вас и унесёт все ваши проблемы.
В Японии музыкотерапия широко используется для нормализации физического и психического состояния человека на производстве, в школе, ВУЗах, роддомах. Установлено, что при прослушивании плодом определённых мелодий, число осложнений в родах резко уменьшается, а малыши рождаются на свет более спокойными. В Швеции в палатах для рожениц предпочтение отдаётся концертам Моцарта.
Было замечено, что лёгкая, спокойная музыка датского композитора и музыканта Франсиса Гойи успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения. Слушая эту музыку, никто не позволял себе громко кричать и шалить. Уравновешиванию нервной системы и снятию психического напряжения способствуют шум леса, пение птиц, мирный и ласковый плеск морской волны; пьесы из цикла «Времена года» П. Чайковского, «Лунная соната» Л. Бетховена.
Лечебное действие музыки на нервно – психическую сферу детей происходит при её пассивном и активном восприятии: во время выполнения артикуляционной гимнастики, подвижных игр, на занятиях.
Артикуляционная гимнастика под музыку благотворно влияет не только на речевые и процессы, но и воспитывает музыкальные качества. Так как музыкальный и речевой центры в коре головного мозга находятся рядом (40 и 41 поля, то по закону компенсации музыкальные клетки могут замещаться речевыми и наоборот. Кроме того, и музыка, и речь имеют динамическое, ритмическое и мелодико-интонационное строение. Нарушение этих компонентов приводит к заиканию, нарушению слоговой структуры слова, недостаткам фонематических процессов, нарушению письменной и устной речи (дисграфии и дислексии). Поэтому, развивая музыкальные способности, мы развиваем и речь.
Музыка во время игр позволяет снять утомление и поднять детям настроение.
Метод музыкотерапии, применённый на занятиях по развитию речи, способствует
развитию фантазии и воображения, растормаживанию речевой функции, т. к. при
слушании музыки возникают вербальные ассоциации и мотивация связного
высказывания.
Учитель – логопед Трифонова О. Н.