Надежда Веселова
Консультация для педагогов «Мониторинг в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей на тему
Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах проблемах каждого ребенка.
Публикация «Консультация для педагогов „Мониторинг в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мониторинг
- Темочки
Что такое мониторинг? Понятие «мониторинг» как способ научного исследования широко применяется в экологии, биологии, социологии, экономики, теории управления. С точки зрения экологии - это «непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам», а с позиции социологии это «определение небольшого числа показателей, отражающих состояние социальной среды». Перенос этого понятия в сферу образования изменил смысл, и в современных условиях образовательный мониторинг может быть определен как система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития.
В системе дошкольного образования «мониторинг» -относительно новое понятие, и поэтому следует уточнить его отношение с более устоявшимися –«педагогическая диагностика» и «контроль».
В рамках контроля как вида управленческой деятельности сравниваются запланированное и реальное состояние контролируемого объекта, например: достижения детей в рамках освоения образовательной программы.
Педагогическая диагностика –это педагогическая деятельность, направленная на изучение фактического состояния и специфических особенностей субъектов педагогического взаимодействия, а также на прогнозирование тенденций их развития как основы для целеполагания и проектирования педагогического процесса.
Мониторинг предполагает :
•постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функции слежения;
•изучения объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;
•компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс. Каковы характеристики инструментария образовательного мониторинга в детском саду?
Определение направленности мониторинга следующим шагом предполагает разработку измерительного инструментария: критериев и методов проведения диагностических процедур в рамках мониторинга.
Под критерием понимается признак, на основании которого производиться оценка, определение и квалификация чего-либо; критерий –это мерило суждения, оценки. Критерий указывает на наличие того или иного свойства объекта, явления или процесса.
В мониторинге к критериям предъявляет одно, но чрезвычайно важное требование –критерий должен позволять производить измерение. Некоторые критерии имеют очень слабую динамику, и их измерение имеет смысл производить один раз в несколько лет.
Следующим шагом после выработки критериев мониторинга является определение методов, применение которых позволит получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.
Рассмотрим характеристики данных методов и особенности их использования.
К формализированным методам относят тесты, опросники, методы проективной техники и психофизиологические методы. Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и другое, стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов, надежность и валидность.
В рамках мониторинга достижений детей в детском саду специалистам могут быть использованы тесты и методы проективной техники. Кратко охарактеризуем возможность их использования в деятельности воспитателя.
Тестирование.
Тесты (в переводе в английского –«испытание», «проверка», «проба») –это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных индивидуально–психологических различий между детьми.
Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от ребенка нужно получить правильный ответ.
Реализация тестовых методик в психолого–педагогической работе может быть осуществлена как воспитателем, там и педагогом –психологом.
Это определяется направленность теста (на измерение какого качества он направлен) и готовностью специалиста к использованию тестовых методик. Так, для изучения степени освоения детьми образовательной области «Познание» воспитатели могут быть широко использованы предметные тесты, где материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур и т. д. Предметные тесты позволяют получить информацию по таким критериям математического образования старших дошкольников, как степень освоения ребенком геометрических фигур, параметров величины, умений сосчитывать и сравнивать группы предметов по числу, составлять (практически) числа из двух меньших в пределах 10, решать простые логические и арифметические задачи.
В свою очередь аппаратурные тесты (реактометры, рефлексометры и т. д., требующие применение специальных технических средств или специального оборудования, чаще всего используют педагоги-психологи или дефектологи в детском саду.
Проективная техника.
Существенным признаком проективных методов является использование в них неопределенных стимулов, которые ребенок должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д. Так, ребенку предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т. п. В этой группе методов ответы на задания также не могут быть правильными или неправильными –возможен широкий диапазон разнообразных решений.
К малоформализованным методам относятся наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности. Эти методы дают очень ценные сведения о ребенке, особенно когда предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются объективизации (например, ценностные ориентации, отношение ребенка к различным явлениям) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Следует иметь ввиду, что малоформализованные методики очень трудоемки; только наличие высокого уровня культуры проведения при наблюдении, беседах с детьми помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания.
Наблюдение является незаменимым при первичной ориентировке в реальности. Поскольку этот метод по сути своей направлен на изучение
индивидуального, уникального в психике, он дает преимущественно качественные характеристики изучаемого явления. Наблюдение позволяет описать конкретную картинку проявлений развития, предоставляет много живых, интересных факторов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. Поэтому данный метод является исходным и основным в образовательном мониторинге.
Каким образом должен быть организован мониторинг в детском саду?
Определение мониторинга как постоянного наблюдения, слежения за развитием ребенка может ошибочно сформировать представление у воспитателей, что чем чаще проводятся измерения, тем лучше. Однако частые замеры оправданы в случае материальных или биологических систем.
В социальных системах, к которым и относятся образовательные системы, при частых измерениях возможен эффект привыкания респондентов к методикам измерения (вопросам, заданиям, тестам, что может привести к формированию стереотипа ответа, а значит, к искажению результатов. Кроме того, каждое измерение требует определенных ресурсных затрат. Поэтому в «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» в разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы» указывается, что «периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированных методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход педагогического процесса».
На наш взгляд, наиболее оптимальным режимом организации системы мониторинга будет включение первичного (в начале учебного года, промежуточного и итогового (в конце учебного года) диагностических измерений.
В начале учебного года (примерно в течение сентября) проводится основная первичная диагностика: выявляются стартовые условия (исходный уровень развития, определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагностики воспитателем в сотрудничестве с психологом и педагогами-специалистами формулируется диагноз (то есть определяются проблемы сфера, мешающие личностному развитию ребенка, а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддержки, определяющие задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год.
В конце учебного года (обычно в мае) проводится основная итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения сотрудниками детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка. В качестве «идеальной нормы» для данной диагностики служит характеристика развития, уже соответствующая возрасту детей (для старшей группы –характеристика достижений ребенка 6 лет).
В период между первичной и итоговой проводится промежуточная диагностика. Она может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно –лишь с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития. В качестве методов педагогического мониторинга могут быть использованы как включенное наблюдение, так и простые тестовые задания детям. Целью проведения промежуточной педагогической диагностики является оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии образования, выявление динамики развития. По результатам данного вида диагностики воспитатель, психолог, педагоги-специалисты при необходимости могут внести коррективы в педагогический процесс.
Рекомендации по проведению основной первичной диагностики.
Для того чтобы провести педагогическую диагностику, необходимо определить ее цель. В соответствии с целью определяются критерии, по которым будет проводиться оценка результатов диагностики (идеальный результат,которые должны быть точными, однозначными, объективными.
Далее определяются методы педагогической диагностики. Выбор методов зависит от цели диагностирования. Вместе с тем педагогическая диагностика не предполагает сложного инструментария. По своей сути это
экспресс-диагностика. Преимущественно следует использовать метод систематического включенного наблюдения. Он является незамеченным при определении первичного диагноза и дает возможность увидеть общую картину эмоционально психологического климата в группе, определить уровень общего развития и освоения детьми отдельных видов деятельности, выявить особенности поведения каждого ребенка.
Данный материал может помочь педагогу-практику провести основную первичную диагностику, на основе которой и будет спроектирована работа с детьми. Основная диагностика решает задачу выявления фактического состояния диагностируемого объекта, его специфических особенностей и тенденций развития (прогноз развития).
Основной метод проведения данной диагностики–метод включенного наблюдения, дополненный рядом других методов.
На основе этой диагностики воспитателями в сотрудничестве с психологом и педагогами-специалистами формулируется диагноз, определяющий задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год.
Для проведения основной первичной диагностики понадобятся: отрывной блокнот небольшого формата на липкой основе;
•карандаш или ручка для записи;
•большой лист-экран (можно расчертить ватман, на котором воспитатель будет фиксировать листки с записями из блокнота;
•описание того качества/качеств, которые будут диагностироваться (как идеальный вариант сопоставительной нормы);
•критерии и показатели, по которым будет проводиться диагностика.
Лист экран следует разместить в таком месте группы, где он не будет заметен для посетителей (родителей, сотрудников ДОУ).
Описание диагностируемого качества (в нашем случае –примерная характеристика развития) нужно взять из научной и методической литературы, из образовательной программы. При этом характеристика должна отражать то, что уже может быть достигнуто ребенком. Так, если проводится диагностика развития детей старшей возрастной группы, то для основной первичной диагностики берется описание достижений для ребенка среднего дошкольного возраста.
Такое описание служит идеальной моделью, идеальной нормой, с которой будет сравниваться реальная характеристика конкретного ребенка. Помните, что идеальная норма –лишь ориентир в образовательной работе. Она помогает определять направления развития ребенка, выделять его достижения или возможные проблемы. Она не используется для дифференцирования детей на группы низкого или высокого уровня развития.
Первичная диагностика проводится в сентябре, в период адаптации к детскому саду. В это время проявляются и проблемы, и позитивные моменты в развитии ребенка, поэтому становится легче понять, какие проявления, качества требуют поддержки, какие образовательные задачи актуальны для каждого ребенка группы.
Первый этап
–предварительный, предположительный диагноз
–требует преимущественного использования метода наблюдения. Наблюдение за поведением детей в разных видах детской деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, детский труд и самообслуживание, изобразительная и конструктивная деятельность и т. д.) дает возможность увидеть общую картину эмоционально
-психологического климата в группе, определить специфику развития и особенности взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.
Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм действий, реализуемый ежедневно на протяжении этого этапа.
Определите цели и задачи наблюдения (например, выявить особенности освоения ребенком способов познания, изучить поведение ребенка в ситуации совместной деятельности и т. д.). Определение тематики наблюдения помогает воспитателю увидеть то, что в иных условиях осталось бы незамеченным.
1. Определите 3 –5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня. Это необходимо сделать, так как наблюдать за всеми детьми группы практически невозможно. Каждый день необходимо выбирать других детей для наблюдения. За две-три недели диагностики практически все дети попадут в поле зрения воспитателя.
2. Выберите ситуации наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса.
3. Выберите способ фиксации результатов наблюдения (запись в блокноте, на бланках и технологических картах, на магнитофон, видеокамеру и т. д.). При проведении наблюдения важно записывать информацию объективно, фактически, без интерпретации факта. Сравните, например, две записи: «Сережа пытался взять машинку, с которой играл в тот момент Олег» и «Сережа затеял драку с Олегом, чтобы отобрать машинку». Во втором варианте явно проглядывает оценка ребенка, причем не позитивная. Это чрезмерно эмоциональное отношение может снизить объективность выводов.
Не все проявления нужно и возможно фиксировать, какие-то из наблюдаемых ситуаций просто запомнятся воспитателю. Но не жалейте времени на фиксацию фактов: записи дадут возможность выявить динамику развития ребенка, тенденции этого развития.
Результатом первого этапа (который длится около двух недель) будет примерное представление воспитателя об особенностях развития ребенка. Чтобы уточнить и конкретизировать это представление, проводится второй этап диагностики.
Второй этап
–уточняющий диагноз – опирается на дополнительные методы: анализ продуктов детской деятельности, беседы с детьми, опросы, анкетирование педагогов и родителей, небольшие экспериментальные задания и простые тесты. Используются также специальные методы диагностики, позволяющие выявить социальный статус ребенка в группе сверстников, эмоциональное благополучие в семье, особенности речевого и интеллектуального или физического развития, креативности и творческого потенциала, эмоциональной отзывчивости, познавательной активности и т. д. Эти методы проводятся выборочно, а не со всеми детьми группы и только в том случае, если наблюдение не дало возможности изучить проявление какого-либо качества и оценить его. Второй этап занимает одну-две недели.
Третий этап –окончательный диагноз –заключается не только в обобщении данных, полученных в результате предварительного и уточняющего диагнозов, но и в их сравнении, сопоставлении. Процесс анализа полученных данных и выведения из них определенного заключения называется их интерпретацией. Преимущественно используется метод экспериментальных оценок. На этом этапе все педагоги, которые взаимодействуют с детьми группы, собираются вместе и обсуждают полученную в результате диагностики информацию.
Результатом совместного обсуждения будет заполненная диагностическая карта, в которой отражена цветом оценка по каждому показателю диагностики для каждого ребенка. Цвет можно выбирать произвольно, мы предлагаем выбирать цвета светофора:
• зеленый показатель проявляется ярко, это –достижение ребенка;
•желтый –показатель проявляется нестабильно, неустойчива, требуется поддержка ребенку в данном проявлении;
• красный: показатель почти не проявляется, необходима помощь ребенку в данном направлении.
Горизонтальные ячейки диагностической карты помогает «увидеть» общую ситуацию развития конкретного ребенка. Вертикальные ячейки отражают картину группы в целом.
По результатам педагогической диагностики проводится проектирование педагогического процесса. В практике образования сложились требования, которые предусматривают обязательное наличие в плане-проекте работы педагога четырех составляющих: характеристики исходного состояния, основания целей деятельности, описание системы предполагаемых действий и анализа достигнутых результатов.
Так, если существенных проблем не выявлено, акцент в проекте делается на направлениях, характерных для данного возрастного этапа.
Предусматриваются педагогические средства и способы для сохранения, поддержки и развития индивидуальности ребенка. Если же в развитии ребенка наблюдаются проблемы, целесообразно концентрировать усилия на решении тех аспектов развития, где более сильно проявляются проблемы или эти проблемы существенно влияют на процесс развития ребенка.
Цели должны быть конкретными и реальными, то есть такими, которые можно достичь в течение нескольких недель. Для этого надо сформулировать ответы на следующие вопросы.
В чем заключается проблема данного ребенка? Что можно определить как достижение ребенка?
1. Чего мы хотим достичь за несколько недель? (Будьте конкретными и реалистичными в постановке задач.)
2. Какая специальная работы может помочь решению проблем и поддержке достижений? (Определяются содержание работы и формы ее реализации в педагогическом процессе детского сада, формулируются рекомендации семье.)
Диагностическая карта отражает также общую картину развития детей группы, по вертикальным ячейкам можно выделить наиболее проблемные сферы, что требует постановки образовательных задач для подгруппы или всей группы детей. Таким образом, педагогическая диагностика является основанием для построения образовательной работы с детьми.