Любовь Шустова
Консультация для педагогов «Мини-музей в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мини – музей в детском саду».
Многие из нас с детства помнят строки С. Михайлова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора, - Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра». А что делать, если нет возможности пойти в музей? Просто потому, что в ближайших окрестностях его нет. Думаете, такая проблема существует только в отдалённых регионах? К сожалению, она существует, даже в Москве с её огромным количеством музеев. И у нас в городе, не все родители ходят с детьми в музей.
Публикация «Консультация для педагогов „Мини-музей в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Именно поэтому решили создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Со временем это направление приобрело большую популярность, и сегодня мини-музеи – неотъемлемая часть развивающей среды дошкольных учреждений.
Что такое мини-музеи?
Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает небольшое пространство.
Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, коридора, изостудии, экологической комнаты, музыкального зала, физкультурного зала.
Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.
В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Но есть дошкольные учреждения, которые для своих музеев получают настоящие сертификаты, подтверждающие их официальный статус. Важно, что в создании музеев принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья, сёстры. Воспитатель советуется с ними и по выбору темы.
Раньше в музеях нельзя было прикасаться к экспонатам. Сейчас уже многие музеи работают с детьми и для детей. Музеи становятся интерактивными. Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно нюхать, трогать, с ними можно играть и, при большом желании даже взять домой на время. Обучение при таком интересе становится более эффективным.
Тематика музеев может быть различной. Основой являются экспонаты и как они расположены. Наиболее оптимальным является размещение экспонатов на разных уровнях. Решить эту задачу помогут стеллажи настенные полочки, ширмы, стенды, панно «можно сделать из картона – коробок вещевых, расправить и натянуть материалом и обклеить», столики разной величины, тумбы. Ведущей деятельностью дошкольника является игра. В каждом мини-музее есть уголок самостоятельной деятельности.
Тема музея сама подскажет, какими должны быть игры: сюжетно-ролевыми, дидактическим, играми -драматизации и т. д.
Некоторые задания на стенде размещены, дети выполняют их самостоятельно.
Темы, какие могут быть:
1. «Куклы наших бабушек».
2. «Хочу всё знать и измерять».
3. «В гостях у сказки».
4. «Волшебница-вода».
5. «Воздух-невидимка»
6. «Волшебный мир камня».
7. «Солнышко».
8. «Падают листья».
9. «Такая разная кора».
10. «Цветок».
11. «Коричневый цвет в природе».
12. «Наша овечка».
13. «Курочка Рябушечка».
14. «Бурёнушка».
15. «Книжкин-дом».
16. «Игрушки-забавы».
17. «Наша Родина – Россия» и т. д.
18.
Темы музеев можно соотносить с темами планирования на неделю. Привлекать родителей можно с помощью объявлений, бесед, к созданию музеев.
Организации в д/с мини-музея, посвящённого определённому предмету, объекту природы или явлению, способствует использование метода системного подхода. Этот метод активно используется в программах ТРИЗ и РТВ и подробно описан А. М. Страунинг в пособии «Методы активизации мышления дошкольников». Например, мини-музей «Чашка».
Системный метод состоит из 9 систем:
1. Система – это «объект» чашка, или большая чашка из папье-маше».
2. Надсистема. Чашка-часть сервиза «Иллюстрации этого сервиза, настоящий или кукольный сервиз, иллюстрации, где хранятся чашки (в шкафу, комнате, музее)».
3. Подсистема: Рассматривание частей, из которых состоит чашка. Коллекции чашек разной формы и конфигурации.
4.5.6. Система объект в прошлом:
Прошлое чашки.
1) Материалы, из которых изготавливают чашки, могут быть представлены в прозрачных пластиковых ё мкостях: песок, глина, кусочки пластмассы, кусочки дерева.
2) История возникновения чашки:
Иллюстрации с изображением наших предков в разные исторические периоды. Первобытно-общинный – глиняная посуда; древние славяне – деревянные кубки. Племена других народностей – раковины, рога, и т. д.
7.8.9. Система в будущем. Разные экспонаты.
Треснутая чашка, или её осколки хранятся обязательно (в пластиковой коробочке) о правилах аккуратного пользования вещами. Из разных материалов показать способы починки (склеивание, перетягивание). Рассматривание и выставка нового дизайна чашки.
В музее должен быть уголок самостоятельной деятельности, материалы для рисования, лепки, аппликации данного экспоната; игры: «Раскрыть чашку», «Собери половинку» и т. д.