сухарникова елена
Консультация для педагогов «Методика тренировки головного мозга — нейробики»
▼ Скачать + Заказать документы
Методика тренировки головного мозга – нейробики.
Сухарникова Е. В.
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление. Отличие этой технологии от других: задействование всех 5 чувств человека
Публикация «Консультация для педагогов „Методика тренировки головного мозга — нейробики“» размещена в разделах
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Одежда, обувь, головные уборы
- Темочки
Основные виды упражнений
Методику используют в комплексе. В каком порядке, как и когда заниматься, решает специалист. Для удобство планирования и работы с детьми упражнения можно разделить на группы. Это:
1. упражнения на развитие мелкой моторики;
2. дыхательные;
3. глазодвигательные;
4. упражнения на развитие межполушарного взаимодействия (совершенствование познавательных навыков: памяти, внимания, логики)
5. двигательные и растяжки;
6. артикуляционные.
7. функциональные упражнения
8. коммуникативные упражнения
9. упражнения на релаксацию
Используются они с учетом возраста и имеющихся проблем.
1. Упражнения на развитие мелкой моторики.
Это шнуровки, бусы, графические задания, раскрашивание и т. д.
2. Дыхательные упражнения. Направлены на то, чтобы ткани ребенка насыщались кислородом в достаточном количестве. Дыхательная гимнастика имеет также целью выровнять мышечный тонус и снизить эмоциональную возбудимость. Казалось бы, ничего особенного. Но ткани и органы лучше работают, потому что в нужных объемах получают кислород, успокаивается центральная нервная система. В результате несовершеннолетний становится более усидчивым, не переживает. Упражнения развивают умение произвольно контролировать свое дыхание, самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями.
3. Глазодвигательные упражнения. Своеобразная зарядка. Помогают расширить объём зрительного восприятия и влияют на функции речи, внимания и памяти. Тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление. Например, упражнение «Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по группе различные рисунки игрушек, животных и т. д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный воспитателем, а через некоторое время менять игрушки местами.
4. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Например, упражнения «Лягушка», «Кулак, ребро, ладонь», «Колечки», «Лезгинка», самомассаж ушных раковин, перекрестная ходьба, горизонтальная восьмерка, зеркальное рисование и другие. Развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, интегративная функция мозга.
5. Двигательные упражнения и растяжки. Если говорить просто, то они помогают ребенку лучше подружиться со своим телом, научиться хорошо управлять им, располагать в пространстве так, как хочется или нужно.
6. Артикуляционные приемы. Большая часть моторной коры мозга участвует в мышечных движениях полости рта - артикуляция её активизирует. В первую очередь, этот блок направлен на развитие речевого аппарата, улучшение произношения звуков.
7. Функциональные упражнения – это упражнения, направленные на развитие определённых когнитивных функций (памяти, внимания, и др., развитие саморегуляции. Например: «Черепаха». Цель: развитие двигательного контроля. Инструктор встает у одной стены помещения, играющие — у другой. По сигналу инструктора дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты инструктор подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним.
8. Коммуникативные упражнения – направлены на развитие общения между детьми. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга. Например: упражнение «Тачка». Дети разбиваются на пары. Один из партнеров принимает «упор лежа», другой берет его за ноги и приподнимает. Первый начинает движение на руках, второй идет за ним, поддерживая его ноги и учитывая скорость движения.
9. Упражнения для релаксации. Проводятся в конце занятия с целью интеграции приобретенного опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.
Все упражнения можно использовать как в совокупности, так чтобы они представляли собой комплекс психомоторной гимнастики (имели чёткую структуру с ритуалом начала занятия, релаксацией, ритуалом окончания, так и выступать элементом непосредственной образовательной деятельности, применять в режимных моментах.
Например,
– зарядка или утренняя совместная деятельность (5-7 мин.) – ползательные, дыхательные, пространственные упражнения, растяжки;
– физминутка (во время занятия, 1-2 мин.) – глазодвигательные упражнения, или на развитие межполушарного взаимодействия (совершенствование познавательных навыков);
– игры на свежем воздухе (лето до 20 минут, зима – 10 минут) – пространственные упражнения, коммуникативные и игры на регуляцию движения;
– пробуждение (2-3 минуты) – дыхательные упражнения, растяжка.
Эти упражнения имеют как немедленный, так и накопительный эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.
Применение данного метода позволяет:
Улучшить у детей память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить работоспособность к произвольному контролю.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия:
Занятия проводятся по 10-15 минут.
Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.
Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
От детей требуется точное выполнение движений и приёмов.
Упражнения проводятся стоя, сидя за столом, лежа на ковре или кровати.
Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, после этого обучать дошкольников.
Есть ограничения. Дети с эпилептической готовностью, дети с психиатрическими проблемами, генетическими синдромами, сердечной недостаточностью, астмой нуждаются в консультации врача.