ирина шеша
Методическая копилка «Правовое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Формы и методы работы, которые можно использовать в работе с детьми над темой "Воспитание правовой культуры дошкольников" (из личного педагогического опыта).
Тема «Мир, в котором мы живём»
• Сформировать у детей представление о мире, странах мира,
о России, о себе как о полноправных гражданах России.
Воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства.
Игры «Мы узнаём мир по именам», «Кто в какой стране живёт»;
Публикация «Методическая копилка „Правовое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
Беседы о разных странах мира и их населении, о России;
Подвижно-эмоциональные игры;
Стихи и песни о России;
Коллективные работы «Разноцветные дети», «Пирамида любви» и т. д.
Тема «Я – человек»
• Укрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходства между людьми.
Беседы о сходстве и различии людей;
Игры «Вопрос-ответ», «Посмотрите на меня», «Солнечный зайчик», «Назови части тела», «Маленькие дизайнеры», «Угадай, кто это»;
Фотовыставка «Вот мы какие»
Тема «Что такое права человека»
• Познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребёнка, формировать понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы и неделимы.
Беседы «Твои и мои права», «Мои и твои поступки», беседа о взаимосвязи прав и обязанностей, о необходимости жить дружно в группе;
Игры «Прикоснись ко мне нежно», «Назови друга», «Как можно помириться с другом», «Комплименты»
Упражнение на развитие чувства ответственности и справедливости;
Чтение литературных произведений о дружбе, Г-Х. Андерсен «Гадкий утёнок»
Тема «Право на жизнь»
• Довести до сознания детей, что каждый человек имеет
право на жизнь, никто не праве покушаться на жизнь и здоровье человека;
• Формировать чувство гуманного отношения друг к другу, к родителям.
Беседы о родителях и их роли в жизни детей;
Выставка семейных фотографий;
Игра «Семейный альбом»;
Чтение художественной литературы и обсуждение («Три поросёнка», «Серая шейка», «Белоснежка и семь гномов», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и т. д.
Тема «Моя семья»
• Дать детям первоначальное понятие о возникновении семьи;
• Формировать представление о семье как об «островке безопасности»;
• Воспитывать в детях любовь и гуманное отношение к членам своей семьи, друг к другу.
Беседы о членах семьи, семейных праздниках, традициях;
Фотовыставка «Как мы отдыхаем», выставка семейных фотографий (альбом)
Составление генеалогического дерева семьи;
Чтение пословиц и поговорок о семье, сказок «Дикие лебеди», «О семи богатырях и мёртвой царевне», викторина;
Игра «Кто где живёт»;
Художественно-продуктивная деятельность «Моя семья».
Тема «Право на жизнь без насилия»
• Формировать позитивное отношение к окружающему миру,
понимание того, что все дети имеют право на жизнь без насилия.
Беседы о недопустимости грубого обращения взрослых с детьми, детей друг с другом;
Чтение литературных произведений (А. Толстой «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка», «Серая шейка», рассматривание и обсуждение комиксов.
Тема «Право на имя и гражданство»
• Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя;
• Познакомить детей с ласковыми именами;
• Уточнить представление детей о России как о родной стране, воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Игры «Назови друга ласково», «Комплименты», «Кто где живёт», «Вложи буквами своё имя»;
Беседа о России, как о родной стране, о государственных символах России, о малой родине, о том, как быть достойным гражданином своей страны;
Рассматривание глобуса.
Тема «Право на защиту»
• Довести до сознания детей, что никто не имеет права обижать, бить, оскорблять другого человека, все люди равны в своих правах.
Консультация для педагого
Беседы о формах защиты детей, о недопустимости физических наказаний, игровые ситуации;
Игра «Я принёс тебе подарок»;
Чтение и обсуждение литературных произведений (А. Толстой «Приключения Буратино», Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»)
Тема «Право на жильё,
неприкосновенность жилища»
• Познакомить детей с содержанием статей Конвенции о правах ребёнка, гарантирующих право на жильё, неприкосновенность жилища.
Чтение пословиц и поговорок о семье, о доме;
Дидактические игры «Вдруг я потеряюсь», «Дома бывают разные», «Жилое – нежилое», «Кто где живёт», «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем», «Я живу на …»;
Чтение и обсуждение сказок «Теремок», «Три поросёнка», «Заячья избушка».
Тема «Право на свободное перемещение»
• Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право уезжать из своей страны и возвращаться обратно, право быть гражданином своей страны.
Дидактические игры «Путешествие», «Как я провёл лето»; «Моя Россия»;
Фотовыставка «Города России»;
Чтение и обсуждение сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница»
Тема «Право на образование»
• Довести до сознания детей необходимость и значение
образования для каждого человека.
Беседы об образовании, о разных профессиях, о школе;
Дидактические игры «Да, нет», «Назови предметы на букву …», «Кто больше профессий назовёт» и т. д.
Чтение и обсуждение сказок «Приключения Буратино» и «Приключения Незнайки и его друзей».
Тема «Право на медицинское обслуживание»
• Формировать понимание необходимости заботиться о своём здоровье, беречь его и учиться быть здоровым;
• Познакомить с правом на медицинский уход.
Беседы о ценности здоровья, о здоровом образе жизни;
Игры «Кто больше видов спорта назовёт», «Скорая помощь» и т. д.
Сюжетно-ролевая игра «Больница»;
Физминутки, физкультурные досуги, спортивные праздники;
Чтение и обсуждение литературных произведений (К. Чуковский «Скрюченная песня», «Барабек», «Айболит»).
Тема «Право на отдых»
• Познакомить детей с правом на отдых и досуг.
Беседы о том, что отдых необходим всем людям;
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в …»;
Альбом «Отдых летом», фотовыставка «Как мы отдыхаем»;
Художественно-продуктивная деятельность «Где бы я хотел отдыхать».
Выставка детских работ «Любимый дом, в котором я отдыхаю»
Успехов Вам в дальнейшей работе!