Олеся Малькова
Консультация для педагогов МДОУ «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Стратегия и тактика построения развивающей среды в дошкольном учреждении определяются особенностями личностно – ориентированной модели воспитания, нацеленной на содействие становлению ребенка как личности. Основные положения личностно–ориентированной модели отражаются в принципах построения развивающей среды. Сегодня мы рассмотрим принцип трансформируемости.
Публикация «Консультация для педагогов МДОУ „Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС до“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
П. 3.3.4. ФГОС ДО говорит нам : «Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей».
Рассмотрим показатели данного принципа:
- Это предметы среды легкие и безопасные, которые могут быть перенесены, переставлены самим ребенком (столы, стулья, мягкие и игровые модули, коврики, ширмы и т. п.) Считается, если 50-80% детского оборудования (кроме стеллажей) могут быть перенесены детьми, в группе соблюдается принцип трансформируемости.
- Наличие возможности у детей выделить пространство для индивидуальной или парной, совместной игры, другой деятельности (мягкие и игровые модули, коврики, ширмы и т. п.) Использование их детьми для организации своих пространств.
- Наличие возможности легкого преобразования игровой, продуктивной и прочей деятельности, самостоятельной организации игры : доступность атрибутов и материалов для разных видов деятельности. Активное использование их детьми.
- Возможность детьми самостоятельно размещать продукты своей деятельности (доступные места и способы крепления).
- Педагоги анализируют и вносят изменения в среду не реже 2- 3 раз в месяц в соответствии с комплексно-тематическим планом и актуальным состоянием детей и их интересами.
При создании целостной многофункциональной и трансформируемой среды воспитатель постоянно сталкивается с проблемами: недостаточно места для размещения нужного игрового материала.
В «Методическом пособии «Моделирование предметно пространственной среды в детском саду» О. В. Дыбиной,Л. А. Пеньковой,Н. П. Рахмановой представлено моделирование предметно-пространственной развивающей среды посредством модульных конструктов и мебели, раскрываются требования и принципы создания конструктов. В нем содержатся фотографии игровой модульной мебели, универсальных модулей, авторские чертежи и примерные варианты сборных игровых конструкций, организации игрового пространства.
Игровой модульный конструктор, может служить и мебелью, и игрушками, и использоваться детьми и воспитателями в разных целях.
Использование модульных конструктов обеспечивают реализацию различных видов детской деятельности и решению развивающих задач с учётом возрастных особенностей детей.
Чтобы предметно-пространственная развивающая среда выступала как развивающая, подвижная и легко меняющаяся, можно разработать и создать универсальную многофункциональную ширму для использования в игровой, театрализованной и познавательно-образовательной деятельности детей.
Многофункциональная ширма помогает решать следующие задачи:
• Предоставить детям возможность самостоятельно менять игровую среду для обогащения игрового опыта;
• Развивать все компоненты детской игры: обогащение игровых действий, тематики и сюжетов игр, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать ролевую обстановку, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации;
• Способствовать развитию мышления ребенка, стимулировать психические процессы и развивать творческую активность, создавать условия для дальнейшего развития самостоятельной театрализованной и сюжетно-ролевой игры, ролевого игрового поведения и взаимодействия с детьми;
• Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игре;
• Формировать целостную картину мира, расширять кругозор;
• Формировать элементарные математические представления;
• Работать над звукопроизношением и связной речью.
«Ширмы для развития моторики»- Ширмы, в которых используются ленты, банты, верёвочки для создания
незамысловатых узоров, способствующие развитию мелкой моторики, подходит для детей среднего и старшего возраста.
Ширмы, для развития тактильно-кинестетических ощущений, связанных с мыслительными процессами для работы с детьми с ОВЗ.
Ширмы могут быть двух и трёхстворчатые, они лёгкие и безопасны в использовании.
Ширма «Машина» может служить сюжетом для игр и позволяет ребенку ограничить свою игровую зону. Колеса и тент у машины съемные, что позволяет легко хранить ширму. Ширма для мальчиков «Кораблик» может иметь угловую форму. Ребенок может модернизировать ее с помощью накладной атрибутики, а предметы морской тематики (якорь, штурвал, спасательный круг) помогут быстро организовать игру.
Достаточно заменить покрытие из ткани и это уже не корабль, а военная машина или штаб для командиров. Дети могут действовать сами в зависимости от игрового замысла. Ширмы для мальчиков позволяют менять предметно-пространственное окружение, вносить в него новое в соответствие с интересами детей. Все любимые мальчиками предметы легко крепятся и кладутся в карманы: часы, рация, фонарик, карта, бинокль. В них также легко размещаются плотницкие и столярные инструменты: ножовка, молоток, отвертка.
Ширма для девочек может выполнена из легкой вуали, которая собрать так, чтобы напоминала форму легкой воздушной юбочки. Ширма дополнена атрибутами для маленькой барышни (сундук, шляпка, бусы, зонтик).
Ширмы удобно хранить, легко складывать, что позволит переносить их. Ширмы многофункциональны и универсальны.
Все большую популярность в последнее время приобретает трансформируемая мебель, позволяющая расширить игровое пространство в соответствии с выполняемыми задачами.