Салагаева Надежда
Консультация для педагогов «Карты Проппа»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Карты Проппа»
для развития связной речи дошкольников
При использовании карт Проппа достигается цель :
Самостоятельное создание детьми законченного продукта посредством использования карт Проппа.
Решаются задачи:
- Обучить детей самостоятельному составлению творческих рассказов с помощью карт Проппа;
Публикация «Консультация для педагогов „Карты Проппа“» размещена в разделах
- Карты Проппа
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
- Научить выявлять основные мотивы и действия в сказках и соотносить их с картами Проппа;
- Развивать потребность в выражении мыслей сложными предложениями, законченными речевыми конструкциями;
- Расширять и активизировать словарный запас детей;
- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- Развивать наглядно — образное и формировать словесно — логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать своё суждение;
- Развивать интерес к художественной литературе, как образцу речи;
- Способствовать повышению поисковой активности детей;
- Воспитывать человечность: способность переживать судьбу сказочных героев как свою;
- развивать воображение, фантазию, творчество.
Этапы формирования связной речи посредством карт Проппа :
Средний возраст:
Обобщение одинаковых ситуаций в разных сказках=
=Изготовление красочных карт =
= Соотношение карт со сказочными сюжетами =
=Пересказ коротких сказок или отрывков по 3 - 5 картам.
Старший возраст:
Замена сюжетных картин схематическими изображениями =
= Пересказ больших отрывков и целых сказок с использованием всего набора карт= Самостоятельное составление оригинальных речевых продуктов.
Определённый комплекс мотивов или повторяющихся элементов — функций действующих лиц (31 функция по Проппу) образует строгую Схему народной сказки:
Предписание или запрет = нарушение = отъезд героя = встречи с дарителями = появление противника = борьба = победа = испытания по пути домой = узнавание героя = свадьба (пир).
Рекомендуемые игры и упражнения
Дидактические:
* «Узнай сказку по картинке»,
* «Сказочное лото»,
* «Интервью»,
* «Сказка «переехала».
Литературные:
* «Чудеса в решете»,
* «Заветные слова»,
* «Кто на свете всех злее (умнее, милее?»,
* «Что в дороге пригодится?»
* «Что общего?»
Творческие - для игры дома (с родителями) :
* «Нарисуй сказку»,
* «Сочини сказку»,
* «Литературные игры — ходилки»,
* «В гостях у сказки»,
* «Герои сказок»,
* «Театр картинок».
В помощь педагогу
Владимир (Герман Вольдемар) Яковлевич Пропп
(1895 — 1970) — русский и советский учёный, филолог — фольклорист.
Основоположник сравнительно — типологического метода в фольклористике, один из основоположников современной теории текста.
В. Я. Пропп создал литературный труд «Морфология сказки». Изучив сказки разных народов, в своём труде он выделил 31 повторяющийся элемент.
В. Я. Пропп утверждал :
«Волшебная сказка похожа на формулу, в которой меняются переменные. Если изобразить их в виде простых рисунков, то ребёнок, глядя на них, легко восстановит смысловую цепочку событий, сможет даже сочинить свою собственную сказку».
«Карты Проппа» - игровое пособие из карточек, которые состоят из символов и иллюстраций, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Учитель — логопед Салагаева Н. В.