Безрукова Светлана Анатольевна
Консультация для педагогов «Как удержать внимание детей на занятиях»
Распространенной проблемой во время непосредственно образовательной
деятельности является неустойчивое внимание детей, отсутствие длительной
концентрации на чем-либо. В силу своих возрастных особенностей дошкольник не может управлять вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Опыт показывает, что чаще всего вызывает утомление ребенка однообразная, монотонная или словесная деятельность (заучивание стихов, устное объяснение, а отвлекаются дошкольники на эмоциональные, а не информативно привлекательные объекты. Есть несколько способов привлечь внимание детей во время занятий :
Публикация «Консультация для педагогов „Как удержать внимание детей на занятиях“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Колокольчик, бубен
Суть приема заключается в том, что услышав звук колокольчика или бубна, дети должны выполнить определенное действие. Так в подготовительной группе часто используют колокольчик, оповещающий о начале занятия. В других возрастных группах это может быть сигнал оставить свои дела и подойти к педагогу. Но чтобы это работало, их надо приучить к этому. Как вы можете использовать данный прием? Как вы научите детей?
Для начала вы собираете детей и объясняете, что сегодня вы будете играть в одну интересную игру. «Когда вы услышите вот этот звук (позвонить колокольчиком или постучать в бубен, вы должны оставить все свои дела и подойти ко мне. Кто услышит, тот победитель». Дальше ваша задача периодически звенеть бубном и комментировать результат, стимулируя
детей к действию : «Саша и Наташа – молодцы! Они - победители. А кто еще у меня победитель?» или «Звонит бубен, вспоминаем, кто забыл нашу игру, быстрее к нам присоединяйтесь, где мои победители?» Обязательно дети, которые услышали и сделали все как надо, должны получить похвалу: словесную, тактильную, зрительную.
Управление тишиной
Этот способ применяется тогда, когда дети уже собрались, но галдят, и необходимо добиться тишины от каждого из детей.
«Представьте, что моя рука - это громкоговоритель, если я широко открываю ладонь, от туда доносится громкий звук, если я собираю пальцы в щепотку - звук становится тише, когда я ее сжимаю в кулак - звук замолкает. Сейчас вы
будете произносить звук А, но внимательно следите за движениями моей
ладони». Педагог дирижирует звуком, позволяя детям тянуть заданный звук
очень громко (1-2 сек., то становиться тише, некоторое время он может
повибрировать, что забавляет детей. И наконец, педагог собирает звук в ладонь, прижимает палец к губам, призывая детей к абсолютной тишине. Дети уже поймались на звуковую игру и обязательно последуют этому сигналу.
Раз, два, три – замри
По этой команде все дети должны замереть, чем бы они не занимались, в той позе, что делали. Они находятся так до тех пор, пока не поступит команда «отомри». В эту игру можно играть и на прогулке.
Победитель тот, кто не шевельнулся ни разу за отведенное время. В тот момент, когда дети замерли, можно дать детям какое-то задание, например, по команде «отомри», все должны собрать игрушки и пойти в туалет.
Гимнастика
Детям отдаются команды «руки вверх, руки в стороны, руки за спины». Можно предлагать детям забавные движения, но не чересчур активные, иначе все перерастет в балаган. Команды подаются четко, быстро сменяя друг друга.
Игра «Руки – ноги»
По одному хлопку - дети должны поднять руки, на два хлопка – встать, на три хлопка – топать. Несмотря на кажущуюся простоту, даже взрослые часто путаются в действиях. Однако это незаменимая игра для того, чтобы привлечь внимание детей и помочь им сконцентрироваться на предмете.
Упражнение «Кто меня слышит»
Педагог по мере проведения занятия обращается к детям с просьбами: «Кто меня слышит, хлопни один раз. Посмотри на дверь. Подними правую руку, левую руку».
Каждый раз задания меняются. Дети, будучи заинтригованы и находясь в ожидании следующего задания, слушают воспитателя более внимательно