Людмила Ворвулева
Консультация для педагогов «Как помочь ребенку в период адаптации»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Как помочь ребенку в период адаптации».
ОПЫТ РАБОТЫ
Содержание:
1. Актуальность
2. Цель опыта
3. Педагогическая технология опыта
4. Показатели адаптации ребенка в условиях образовательного учреждения
лист адаптации;
показатели нервно — психического развития;
Публикация «Консультация для педагогов „Как помочь ребенку в период адаптации“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
педагогическая диагностика.
Занятия, игры, игровые упражнения, русский народный фольклор.
Работа с родителями.
Актуальность
Проблема социальной адаптации ребенка не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных -ценностных ориентации и в социальной политике государства, и в процессе воспитания детей.
Как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка?
Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым условиям?
Эти и ряд других вопросов обозначают новое поле проблем -формирование адаптивности ребенка дошкольного возраста как способности самостоятельно достигать динамического равновесия с миром вне зависимости от принадлежности ребенка и конкретному образовательному учреждению или коллективу сверстников.
Проблема адаптивности в современном обществе очень актуальна и значима. На раннем этапе развития личности основные механизмы социализации и жизнеосуществления базируются на психофизиологических возможностях детского организма интегрироваться в контекст определенной социальной ситуации развития.
В 2-3 года ребенок выделяет себя из окружающего мира, осознает свое «Я». Это уже личность, которой присущи врожденные особенности. Личность ребенка проявляется и формируется в деятельности и в общении. Учение и познание — деятельность осмысленная, свободная и самостоятельно инициируемая, направленная на освоение культурных смыслов, на расширение индивидуального сознания и воспитания личности, способной к саморазвитию, самоопределению в культуре. У каждого ребенка свой путь развития, а педагог ставит ребенка в ситуацию активного деятеля и создает условия для развития его самостоятельности.
Проблема социальной защищенности ребенка раннего возраста, его развития становится приоритетной в системе общественного дошкольного образования.
ЦЕЛЬ: помочь детям в период его адаптации безболезненно привыкнуть к детскому саду. Использовать для этого максимально комплексный подход:
сотрудничество с родителями;
создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
формирование эмоционального контакта с детьми.
Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения.
Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать, как в растительном, так и в животном мире.
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).
Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
от состояния здоровья;
от резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в котором находится в дошкольном учреждении;
от разницы методов воспитания.
Привыкнуть к детскому саду не так — то просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из «домашнего» в «ясельного».
От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучие существование в детском саду и семье.
Как сделать вхождение ребенка в детский сад безболезненным?
Как облегчить его страдания и помочь перенести стресс из-за разлуки с близкими людьми?
Чтобы адаптация детей к режиму дошкольного учреждения прошла успешно, мною проводится комплексный подход к решению проблемы адаптации.
1 .Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Работа с родителями.
Организация игровой деятельности в адаптационный период, направленной на формирование эмоциональных контактов ребенок -взрослый и ребенок — ребенок и обязательно включающий игры и упражнения.
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Чтобы сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад, создала в группе атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Ребенок, почувствовав с первых дней, что его ждут в детском саду перестает волноваться, бояться и адаптация проходит намного легче.
Создала в своей группе развивающую среду, в которой малыши чувствуют себя комфортно. Оборудовала игровые зоны, где дети любят играть с игрушками, бытовыми предметами.
В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться.
Уголок по изобразительной деятельности имеет в группе свободный доступ, где дети с помощью бумаги, карандашей решают свою проблему в любое время.
Особенно им нравиться рисовать фломастерами, оставляющие хорошо видные линии, а также любят украшать «тычком» «платья куклам», «коврики животным», «зернышки для птичек» и т. д. с удовольствием работают с соленым тестом, «приготавливая угощения» игрушкам. В уголке по сенсорному развитию, мною собран материал для освоения малышами представлений о форме, цвете, размере предметов (пирамиды, кубики — большие и маленькие, мягкие, пластмассовые и деревянные. А также матрешки, игрушки — вкладыши, модули, конструктор «Лего» (мелкий, крупный, конструктор — вкладыш.
Никогда не бывает безлюдным музыкальный уголок. Малыши с удовольствием гремят погремушками и маракасами, сделанные из «киндер -сюрпризов», играют на гитаре, бубне, барабане.
Художественно — речевой уголок привлекает малышей различными яркими книжками, картинками сюжетными и предметными и т. д. Умиротворяюще действует на детей уголок с песком и водой. Эти игры имеют развивающие возможности, но в период адаптации, я использую этот уголок главным успокаивающим и расслабляющим средством. Этим уголком пользуемся в осеннее — зимний период. А летом эти игры я организую на участке.
Для игр с песком и водой вношу резиновые игрушки, ведерки, лейки, предметы которые плавают, тонут; маленькие лопатки, совочки, яркие песочницы.
Имеется и спортивный уголок, который удовлетворяет потребность детей в движении.
Как показывают мои наблюдения, по мере привыкания к новым условиям, у детей сначала восстанавливается аппетит, затем сон. Проблема со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличающейся от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает возможности расслабиться и уснуть.
Приходится на период адаптации сохранять временные привычки для детей,
даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед
сном даю ребенку его игрушку. Сижу рядышком, рассказываю сказку, или
русскую народную потешку.
«А качи, качи, качи
Прилетели к нам грачи
Ворота — то скрип, скрип!
А Коленька спит, спит»
«Глазкам спать давно пора,
Ждет тебя кроватка,
Спи мишутка сладко»
Русские народные потешки помогают мне в работе и в других режимных моментах: умывание, кормление, а также в процессе игровой деятельности и на занятиях.
Особую радость вызывают у детей потешки, где упоминаю их имена: «Ладушки, ладушки! Пекла бабка оладушки Маслом поливала, детушкам давала Даше два, паше два, Ване два. Тане два, Хороши оладушки У нашей бабушке!
А также потешки, в которых имеются игровые движения: «Сорока — белобока», «Пальчик — мальчик», «Еду, еду к бабе, деду» и другие.
Ласковые обращения с ребенком, периодическое пребывание малыша на моих руках, дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.
2. Работа с родителями.
Необходимое условие для успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей. Сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
До прихода малышей в группу, стараюсь выяснить у родителей о привычках и особенностях их ребенка.
Родители, отдавая своего ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок, тоже тревожится. Поэтому приходится успокаивать прежде всего взрослых: приглашаю осмотреть групповое помещение, показываю шкафчик малыша, кроватку, игрушки, рассказываю чем будем заниматься, во что будем играть, знакомлю с режимом дня. Совместно обсуждаем, как облегчить период адаптации малыша. Рекомендую родителям оставлять ребенка вначале на два часа без мамы, в течение недели. В этот период продолжаю устанавливать эмоциональный контакт с малышом (он сам идет на руки, на колени, принимает мою ласку); закладываю основы доброжелательного отношения к сверстникам, способствую развитию игры, побуждая к самостоятельным действиям, закрепляю умение ориентироваться в помещениях группы. Затем ребенок посещает свою группу первую половину дня, а к концу недели малыш остается на дневной сон. И только после этого советую родителям оставлять детей на целый день. В период адаптации детей, предлагаю родителям памятки., чтобы они лучше имели представление, как помочь ребенку лучше адаптироваться к новым условиям :
«Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации»; «Как быстрей привыкнуть к детскому саду», и т. д.
В личных беседах стараюсь выяснить, какую информацию родители хотели бы получить, а затем размещаю ее в «Уголке для родителей».
Провожу родительское собрание на тему: «Адаптация ребенка к детском саду».
А также провожу родителям консультации :
«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»,
«0 психических особенностях детей;
семинар — практикум «Игры — занятия со строительным материалом»,
«Показатели адаптации ребенка в условиях образовательного учреждения»,
«Психологические особенности детей раннего возраста». Заполняю листы адаптации на каждого ребенка, где отмечаю маленькие «победы» и «неудачи» малыша.
Веду карту диагностики развития детей, в которой отмечаю показатели нервно — психического развития. И если ребенок видит хорошие, добрые отношения между своими родителями и мною, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
3. Игры в адаптационный период с детьми.
Основная для меня задача в период адаптации детей — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть во мне доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, которое сопровождаю улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры провожу всегда фронтально, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Игры выбираю с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т. д. Хорошо помогают мне в адаптационный период игры, направленные на эмоциональные взаимодействия ребенка и взрослого, такие как: «ладушки», «Нежно гладим мы зверят», «карусели», «Киска. Брысь», пальчиковые игры «Утенок», «Моя семья», «Веселый бубен», «Разноцветные колечки», «Прятки» и т. д. Анализ моей работы за последние несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит успешно.
Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно второго года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно.
Показатели адаптации ребенка в условиях образовательного учреждения
Исследователи выделяют три периода привыкания ребенка к новым социальным условиям (26;32-33);
Острый (дезадаптации). Более или менее выражено рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды. В этот период происходят существенные изменения во взаимоотношения ребенка со взрослыми, сверстниками, в речевой активности, игре, функционировании нервной системы; подострый (адаптации). В рамках этого этапа ребенок активно осваиваивает новую среду, вырабатывает соответствующие ей формы поведения. Отмечается постепенное уменьшение изменений в деятельности разных систем, их функционирование стабилизируется. Нормализуется аппетит (в течение 10-15 дней, развиваются игровая деятельность и речевая активность (в пределах 40-60 дней);
компенсации (адаптированность к определенным социальным условиям).В это период нормализуются и достигают своего исходного уровня, а иногда и превышают его все регистрируемые показатели процесса адаптации ребенка.
Характер и особенности первых двух описанных периодов позволяют классифицировать процесс адаптации по степени тяжести (легкая, средняя, тяжелая). У детей дошкольного возраста тяжесть адаптации проявляется в сроках нормализации поведения, частоте и длительности острых заболеваний, проявлении невротических реакций, вызванных ситуацией включения в новую социальную среду.
Легкая адаптация (для детей раннего возраста в пределах месяца, дошкольного 10-15 дней) :
временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней, аппетита (норма по истечении Юдней);
неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д., изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходят в норму за 20-30 дней;
-характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активности практически не изменяются;
-функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает.
Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).
Если данный этап растягивается до 30-40 дней, то это средняя адаптация, характерная для детей до 1,5 лет, у более старших детей при условии слабого здоровья, неустойчивости нервной системы, ошибок семейного воспитания. Все нарушения выражены более ярко и длительно: сон и аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20дней, речевая активность (30-40 дней, эмоциональное состояние (30 дней, двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).
Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации отмечается у 8-9% детей: характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении, резким нарушение сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, встречаются проявления агрессии, подавленного состояния в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых десяти дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников. Существует несколько направлений в организации оптимального режима адаптации ребенка к детскому саду. Базовое и наиболее эффективное направление, по нашему мнению, складывается в процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Именно в тесном сотрудничестве с ней возможно создать необходимые условия для благоприятного развития ребенка.