Елена Максимова
Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в ознакомлении с художественной литературой»
▼ Скачать
Уважаемые коллеги, хочу представить Вам свой опыт работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в формировании у дошкольников интереса к произведениям художественной литературы.
В современном мире для значительной части детей и родителей информационные технологии стали источником, дающим знания, а электронные гаджеты – собеседником. В связи с этим, снижается интерес дошкольников к чтению (восприятию) художественной литературы.
Публикация «Консультация для педагогов „Использование игрового набора „Дары Фрёбеля“ в ознакомлении с художественной литературой“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Одной из наиболее значимых задач приобщения дошкольников к чтению является поиск новых, более эффективных способов и средств, которые будут увлекательны и доступны для современного дошкольника.
Игровой набор «Дары Фрёбеля», является дидактическим средством, с помощью которого педагоги могут в увлекательной и доступной форме поддержать интерес дошкольников к произведениям художественной литературы и сформировать у детей предпосылки читательской грамотности.
Данный набор обладает рядом преимуществ:
не имеет привязки к предметам и сюжету, поскольку основу его составляют различного цвета и величины плоскостные и объёмные геометрические формы, что позволяет детям свободно оперировать образами героев (слайд)
позволяет развивать не только конструктивные, но и речевые, социально-коммуникативные навыки дошкольников, образное мышление и творческое воображение при ознакомлении с произведениями и их героями (слайд)
является хорошей наглядной опорой для дошкольников при составлении связного высказывания, удержания в памяти логики развития событий или действий героев художественного произведения (слайд)
позволяет одновременно эффективно включать в образовательную деятельность большое количество детей, варьируя при этом сложность заданий, осуществляя тем самым индивидуализацию образовательного процесса (слайд)
может использоваться педагогом в зависимости от задач на разных этапах образовательной деятельности (мотивационном, основном или заключительном)
Предлагаю для рассмотрения варианты использования игрового набора «Дары Фребеля» при ознакомлении дошкольников с басней И. Крылова «Стрекоза и Муравей»
Итак, на мотивационном этапе (в начале ОД) педагог может загадывая загадки, предложить детям выложить отгадки из геометрических форм игрового набора
Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга… (муравей)
Самолётик лёгкий быстрый,
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза.
Это чудо … (стрекоза)
Данное задание позволяет настроить дошкольников на содержание предстоящего произведения и дает возможность каждому ребенку проявить свою фантазию в создании неповторимых образов главных героев басни.
Далее, закрепляя представления детей о чувствах, настроениях, поступках главных героев воспитатель может предложить детям с помощью деталей конструктора воссоздать летний и зимний пейзаж, а также настроение стрекозы, когда она всё лето веселилась и пела, и настроение стрекозы, когда наступила зима.
На основном этапе ознакомления с басней, обсуждая характеры муравья и стрекозы, педагог предлагает детям из набора выложить подружек стрекозы (ленивых, беззаботных, с которыми она «лето красное пропела» и друзей муравья которые так же как он работали всё лето (трудолюбивых, работящих, думающих о будущем, предусмотрительных)
Вместе с этим, педагог может предложить детям творческое задание, придумать, выложить с помощью набора «Дары Фребеля» и рассказать новое окончание данной басни.
Так же в сюжет данной басни педагог совместно с детьми может ввести нового героя (например, божью коровку) и предложить детям придумать продолжение басни уже с изменившимися условиями (новым героем) и выложить его из конструктора.
Осуществляя деятельность с набором, воспитатель может использовать интерактивные технологии «работа в парах», «в тройках», что позволяет развивать коммуникативные умения дошкольников, способность договариваться, выполняя общее задание, прислушиваться к мнению товарища, осуществлять совместную деятельность по достижению общего результата.
На заключительном этапе занятия набор «Дары Фребеля» может использоваться для осуществления рефлексии своей деятельности, например, педагог может предложить детям выложить свое настроение от прочитанного произведения или от поступка Стрекозы и Муравья, а также, сделать из конструктора серию картинок, иллюстрирующих всю сюжетную линию произведения (по частям)сделать фото картинок и использовать фото для создания книжки-малышки по мотивам басни Крылова «Стрекоза и Муравей»
Таким образом, использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с дошкольниками может стать мощным воспитательным инструментом и одним из эффективных наглядных средств, приобщения детей к художественной литературе и формирования у них предпосылок читательской грамотности.