Людмила Бабенко
Консультация для педагогов «Игровая деятельность с учётом гендерного подхода»
▼ Скачать + Заказать документы
"Игровая деятельность с учётом гендерного подхода".
В дошкольном возрасте игра - это основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игру в жизни детей трудно переоценить. Именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности. И от того, как у него это будет получаться, во многом будет зависеть формирование его успешного жизненного стиля. Важно отметить развивающую, профилактическую и корректирующую функции игр.
Публикация «Консультация для педагогов „Игровая деятельность с учётом гендерного подхода“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В дошкольном возрасте основной вид деятельности — игра. В сюжетно-ролевой и режиссерской игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки, поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков должен быть не только безопасным, разнообразным, но и постоянно пополняем, для развития игрового пространства и поведения.
Гендерный подход предлагает соответствии методов руководства играми, их содержанию и специфике игровых стилей детей разного пола. Необходимо удовлетворять потребность мальчиков в соревновательности и победе («Победила дружба» - это не для них)
А также учитывать особенности интересной мальчикам игровой деятельности, обеспечивающей становлении мужественности: большое количество участников, конкурентность и корпоративность, конфликтность, применение физической силы в борьбе за лидерство.
Игры девочек характеризуются меньшим количеством участников и невысоким уровнем корпоративности… Лидерство девочки завоевывают переговорами, а не силой. Следующий аспект - обогащения содержания игр, в которых ребенок практикуют модель поведения, соответствующую его полу, инфицируют себя со взрослым (например, игры в тайное общество настоящих мужчин и настоящих женщин) Необходимо рассказать девочкам и мальчикам об общественных и производственных сферах занятости мужчин, помочь осознать и возвысить их значимость в семье. Педагог не должен устраняться от руководства военными играми, а должен расширять тематику игры героического содержания («Ковбои», «Космонавты», «Богатыри», «Пожарные», в которых мальчики становятся быть смелыми и выдержанными, преодолевать трудности.
Разъясняя детям ход военных и героических игр следует делать акцент на то, что их персонажи оберегают тех, кто нуждается в помощи, защищают Родину.
Ещё одно направление - организации совместных игр, в том числе по семейно - бытовой тематике («Страна девочек», «Страна мальчишек», «Автозаправка», «Поездка семьи на дачу» и игр - драматизаций по сюжетам сказок, в которых дети получают возможность прочувствовать переживания героев и установить связь между эталонами нравственного поведения в сказке и своим собственным поведением.
В таких играх важно преодолеть разобщенность между мальчиками и девочками, возникающую главным образом из различных игровых интересов. Развитие качеств, продиктованных социально – половой ролью, воспитание чувства гордости за свою половую принадлежность - это в первую очередь осознание связи между именем и социально - половой ролью. В ходе бесед формируется представление о том, что варианты имён или прозвища содержат информацию о статусе и ролях человека в разных ситуациях, о том, какой он или каким должен быть, сопровождаются определенными эмоциональными ощущениями, способствует его гендерному становлению.
Другое направление - это полоориентированное обращение к ребенку, вследствие чего он идентифицирует своё Я с определенной социальной ролью (Мальчик – мужчиной, сударем, рыцарем. Девочка – дамой, сударыней, принцессой)
Третье - это его концентрирование сути поведения в данной роли («Ты же мужчина», «Дамы всегда так поступают», помощь педагог в приобретении детьми опыта, полоролевого поведения («Мальчики, пожалуйста, останьтесь, а девочки могут идти: тяжелую работу обычно выполняют мужчины»)
Четвёртое – опора на традиционную символику в общении с ребёнком, опираясь на которую легко вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка, заинтересовать его, объяснить, какие – то малопонятные ему вещи.
Символы мальчиков:
• свобода и путешествия (ветер, окно, горы, мосты, машины, самолеты)
• враги (драконы, роботы, монстры, змеи)
• сила и борьба (меч, копьё, стрелы, крепость)
• победу (флаг, крики «ура»)
Символы девочек:
• материнство (куклы, невесты, детские коляски)
• женственность, нежность и изящество, легкость (воздушные шарики, принцессы)
• очаг и домашний уют (дом, занавески, посуда)
• достаток в доме (ягоды, фрукты, овощи, грибы)
• женская красота (цветы, украшение, наряды)
Пятое - учёт эмоционально - коммуникативных особенностей детей разного пола.
Мальчики кратковременно, но ярче реагируют на любой эмоциональный фактор и нуждаются в том, чтоб быстро снять напряжение, переключиться на какою - нибудь продуктивную деятельность. В ответ на долгие нотации взрослых они «отключают» слуховое восприятие, не воспринимают информацию.
У девочек же резко нарастает общая активность всех структур мозга – они готовы в любую секунду отреагировать на эмоциональный фактор. На долгие нотации взрослых девочки реагирует слезами на гнев.
В общении со взрослым мальчики ориентированы на конкретную информацию («Что Вы расскажите на следующем занятии?», а девочки – на отношения между людьми, задают вопросы ради установления контактов («А Вы к нам еще придете?»
Шестое - умеренность «указывающей позиции в общении с мальчиками.
Известно в отношении мужского пола эволюция вела отбор на сообразительность, находчивость, изобретательность, в отношении женского – на адаптируемость, воспитуемость.
Поэтому девочки принимают необходимую им стратегию решения задач навязанную взрослыми, и в определенной мере справляется с заданиями. А мальчики в этой ситуации старается уйти из - под контроля, не подчиняться ему.
Поэтому при организации игровой деятельности нужно учитывать (применять) гендерный подход.
Для того чтобы, игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо осуществлять руководство содержанием ролевой игры с учётом особенностей мальчиков и девочек, включать ребёнка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребёнка, как будущего мужчину или будущую женщину. Роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцировано играет с девочками и мальчиками.