Ирина Морозова
Консультация для педагогов «Игровая деятельность детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности дошкольников»
Дошкольное детство - самый важный период становления личности ребёнка, когда он приобретает первые начальные знания об окружающей действительности, у него формируется своё отношение к окружающим людям, к труду, складываются навыки и привычки правильного поведения, характер. Основным видом деятельности дошкольника является игра, развивающаяся под влиянием воспитания и обучения, и зависит от приобретённых знаний, умений, навыков, от воспитания интересов. В ней развиваются физические и духовные силы ребёнка, его память, внимание, воображение, ловкость, дисциплинированность и т. д. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребёнка. В то же время можно наблюдать следующее: у одного и того же ребёнка можно обнаружить разные уровни игрового творчества, - это зависит от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами. Кроме того, игра – это своеобразный способ усвоения общественного опыта, свойственный дошкольному возрасту.
Публикация «Консультация для педагогов „Игровая деятельность детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Игра - особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.
Возрастающее стремление к самостоятельности и потребность поступать, как взрослый приводит к тому, что ребёнок стремится подражать взрослым во всем. Ему уже недостаточно совершать только бытовые действия. Он хочет водить машину, лечить людей, продавать продукты. Но сделать это в реальной жизни невозможно.
Создавшееся противоречие между желаемым и возможным приводит к возникновению сюжетно-ролевой игры, где ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его функции «понарошку».
Невозможно переоценить значение игры для растущей личности. Сюжетно-ролевая игра позволяет ребёнку понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально в выборе роли главное место занимает ее внешняя привлекательность: бескозырка, погоны, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит.
У старших дошкольников количество выполняемых ролей расширяется примерно до 10, из которых 2-3 становятся любимыми. Ролевое поведение регулируется правилами, которые составляют центральное ядро роли. Ребенок действует не так, как хочет, а так, как надо. Выполняя роль, он сдерживает свои непосредственные побуждения, поступается личными желаниями и демонстрирует общественно одобряемый образец поведения, выражает нравственные оценки.
В сюжетно – ролевой игре идёт эмоциональное развитие. Хотя ребёнок создаёт воображаемые ситуации, чувства он переживает самые настоящие, игровые переживания искренни. Ребё нок не притворяется: мама по – настоящему любит свою дочку – куклу, водитель серьёзно озабочен тем, удастся ли спасти попавшего в аварию товарища. С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребёнка, и формирует его чувства. Когда ребёнок подражает космонавтам, он переживает своё восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено.
В ходе сюжетно – ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника. Развитие замысла в игре связано с общим умственным развитием ребёнка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к разным событиям жизни, видам труда взрослых; у них появляются любимые персонажи книг, которым они стараются подражать. Вследствие чего, игровые замыслы становятся более стойкими, а иногда на длительное время овладевают воображением детей, что говорит о новом, более высоком уровне развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение, а постепенное развитие, обогащение сюжета. Благодаря этому мышление и воображение ребёнка становится целенаправленным.
В сюжетно – ролевой игре развивается воображение и творчество. Для осуществления игрового замысла ребёнку необходимы игрушки и различные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с ролью. Способность видеть в предмете несуществующие качества (замена одного предмета другим) составляет одну из характерных особенностей детства. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее относятся к предметам для игры, и тем больше сходства ищут с действительностью.
В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовать с ними действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, с всё возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы.
По степени активности и самостоятельности детей игры делят на две группы: творческие игры и игры с правилами. К творческим играм относят предметные игры детей раннего возраста, сюжетно – ролевые игры, строительные, игры – драматизации. В них дети не просто копируют те или иные стороны жизни взрослых, а творчески их осмысливают, воспроизводя с помощью ролей и игровых действий
Социальные отношения более выражены в ролевых играх, ведь ребенок сам в них включен. Поэтому элементарные формы ролевой игры могут появляться без руководства взрослого, на основе подражания. Отсюда вытекает и различие компонентов таких игр. В сюжетно-ролевой игре - это роль, фиксирующая функцию взрослого, вдидактической - дидактическая задача, предполагающая формирование средств и способов познания.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте ребёнок уже обладает определённым набором знаний, умений, навыков. После работ выдающихся отечественных психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина в детской психологии твёрдо установлено, что ведущий тип деятельности дошкольника – игра. Можно выделить особые приё мы игры: ребенок принимает на себя роль взрослого человека и его общественно-трудовые функции; обобщенный изобразительный характер воспроизведения действий с предметами; перенос значений с одного предмета на другой и т. д. Главное значение игровой деятельности состоит в том, что благодаря игровым приёмам ребенок моделирует в ней отношения между людьми.
Становление отдельных компонентов и уровни развития игры охарактеризованы блестящим исследователем игры Д. Б. Элькониным. Он считал, что игра социальна по природе, является ведущей формой развития психических функций и направлена на отражение мира взрослых. Игре присущи основные черты: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка,- это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Д. Б. Эльконин выделил 4 этапа развития игры: на первом из них действие с предметом направленно на другого «кормление», «лечение», при этом безразлично чем и в каком порядке. Роли не называются, нет цепочки действий. На втором этапе основным содержанием является действие с предметом, но в соответствии с реальностью, есть разделение функций, логика действий определяется жизненной последовательностью, роли распределяются под руководством взрослого. На третьем этапе роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка, действия их разнообразны. Появляется специфическая ролевая речь, вычленяется правила поведения. Нарушение логики действий опротестовывается.
На высшем, четвёртом этапе, основным содержанием игры становится выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Роли ясно выделены и выдерживаются в течение всей игры, ролевые функции детей взаимосвязаны. Игровые действия последовательно воссоздают логику реальных событий, они разнообразны. Правила явно вычленены, в борьбе между возникшим желанием и правилом побеждает последнее. Эти этапы связаны не столько с возрастом, сколько с уровнем развития участников игры.
Каждой игре присущи свои игровые условия – дети, игрушки, предметы. Младшие дошкольники манипулируют предметами, например, если ребёнок «готовит обед» он повторяет однообразные действия тарелочками, кубиками. Если включен другой человек (кукла или ребенок, манипуляции имеют особый смысл и появляется соответствующий образ. Манипуляции теряют свой первоначальный смысл, если ребенок останется один, убрать игрушки, наталкивающие его на сюжет. С изменением игровых условий «обед» исчез из представлений ребенка, он переставляет предметы по величине или форме, он объясняет, что играет «в кубики», «так просто».
Основной особенностью игры является наличие в ней воображаемой ситуации, которая складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры – это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще ребёнок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своём сознании ребёнок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует от его имени. Соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра, вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. Выполнение роли протекает с помощью определенных игровых действий. Так девочка, исполняя роль мамы, кормит, купает, одевает, укладывает спать свою «дочку». По мере взросления ребенка игровые действия все больше обобщаются, приобретают условный характер, нередко заменяясь словами: «Белье уже постирано», «Вы уже пришли из школы», «Ты уже поправилась». Освоение разнообразных игровых действий позволяет дошкольнику наиболее полно и точно реализовать роль.
В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные – «как будто». Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придаётся воображаемое, игровое значение.
Ещё одним компонентом игры являются правила, благодаря которым развивается произвольность. Соблюдение правил и сознательное отношение к ним ребенка показывает, насколько глубоко он освоил отражаемую в игре сферу социальной действительности. Именно роль придает правилу смысл, наглядно показывает дошкольнику необходимость следования ему и создает возможности контроля за этим процессом. Невыполнение правил приводит к распаду игры. Причем правила успешнее соблюдаются в коллективных играх, поскольку сверстники следят за тем, как партнеры их выполняют. Отношение ребенка к правилам изменяется на протяжении дошкольного возраста.
Сначала ребёнок легко нарушает правила и не замечает, когда это делают другие, потому что не осознает смысл правил. Затем он фиксирует нарушение правил товарищами и противится этому. Он объясняет необходимость следования правилам, опираясь на логику житейских связей: так не бывает. И только потом правила становятся осознанными, открытыми. Ребенок сознательно выполняет правила, объясняя следование им необходимостью. Так он учится управлять своим поведением.
В сюжетно – ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. д.). Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребёнок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре нуждается в опоре, поэтому одна вещь заменяет другую (например, палочка заменяет ложку) для осуществления действия.
Наиболее общий мотив сюжетно – ролевой игры – стремление ребёнка к совместной социальной жизни с взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребёнка к его осуществлению, с другой – с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно – ролевой игре: в ней ребёнок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения. Своеобразие содержания сюжетно – ролевой игры также является одной из её важнейших особенностей. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых].
Сюжетно – ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Но это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества – это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно – ролевых игр.
Невозможно переоценить значение игры для растущей личности. Сюжетно-ролевая игра позволяет ребёнку понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально в выборе роли главное место занимает ее внешняя привлекательность: бескозырка, погоны, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит.
У старших дошкольников количество выполняемых ролей расширяется примерно до 10, из которых 2-3 становятся любимыми. Ролевое поведение регулируется правилами, которые составляют центральное ядро роли. Ребенок действует не так, как хочет, а так, как надо. Выполняя роль, он сдерживает свои непосредственные побуждения, поступается личными желаниями и демонстрирует общественно одобряемый образец поведения, выражает нравственные оценки.
В сюжетно – ролевой игре идёт эмоциональное развитие. Хотя ребёнок создаёт воображаемые ситуации, чувства он переживает самые настоящие, игровые переживания искренни. Ребё нок не притворяется: мама по – настоящему любит свою дочку – куклу, водитель серьёзно озабочен тем, удастся ли спасти попавшего в аварию товарища. С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребёнка, и формирует его чувства. Когда ребёнок подражает космонавтам, он переживает своё восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено.
В ходе сюжетно – ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника. Развитие замысла в игре связано с общим умственным развитием ребёнка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к разным событиям жизни, видам труда взрослых; у них появляются любимые персонажи книг, которым они стараются подражать. Вследствие чего, игровые замыслы становятся более стойкими, а иногда на длительное время овладевают воображением детей, что говорит о новом, более высоком уровне развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение, а постепенное развитие, обогащение сюжета. Благодаря этому мышление и воображение ребёнка становится целенаправленным.
В сюжетно – ролевой игре развивается воображение и творчество. Для осуществления игрового замысла ребёнку необходимы игрушки и различные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с ролью. Способность видеть в предмете несуществующие качества (замена одного предмета другим) составляет одну из характерных особенностей детства. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее относятся к предметам для игры, и тем больше сходства ищут с действительностью.
В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовать с ними действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, с всё возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы.