Елена Машарова
Консультация для педагогов и родителей «Водите с детьми хороводы»
▼ Скачать + Заказать документы
По мысли Л. С. Выготского, ведущая роль в становлении личности ребенка, регуляции его психических функций принадлежит эмоциональной сфере. Именно этой особенностью психики ребенка объясняется сила эмоционально-образного воздействия на него искусства.
Зачем обращаться к фольклору?
С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти взгляды, рожденные жизненным опытом и мудростью, передавались молодому поколению в художественной форме задолго до создания педагогических теорий. Собирание детского фольклора началось в первой половине XIX века, когда были записаны и опубликованы первые тексты колыбельных песен и расхожих потешек. Детские песни и прибаутки получили признание как часть фольклора после выхода из печати «Родного слова» К. Д. Ушинского (1864). Эта книга стала крупнейшей вехой в истории русской педагогики, а термин детский фольклор вошел в научный обиход в 20-е годы XX века.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Водите с детьми хороводы“» размещена в разделах
Освоение фольклорного материала оказывает мощное положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка. Воспитывая детей на народных традициях, можно формировать у них любовь к родной земле, уважение к обычаям своего народа и людям труда, прививать уважительное отношение к другим детям и взрослым, учить понимать роль семьи, свое место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку, мужа (жену). Кроме того, фольклорные мероприятия естественно переплетаются с развитием речи, ознакомлением с окружающим миром, физическим движением, изобразительной деятельностью и пр.
Обращение к фольклору в работе с детьми предполагает использование нескольких его форм:
– устное народное творчество (малые фольклорные формы);
– народное пение;
– народная хореография;
– народные подвижные игры;
– русские народные сказки (чтение, пересказ, инсценировки);
– работа над выразительностью речи.
Наиболее удачными из опубликованных на сегодня проектов являются программы «Оберег» Е. Г. Борониной и «Горенка» М. В. Хазовой, предназначенные для комплексного изучения музыкального фольклора. В ДОУ необходимо создать такие условия, которые помогут и педагогам, и детям погрузиться в мир русского быта, русской культуры в целом: организация музея народной культуры, создание фольклорного ансамбля детей и педагогов, соответствующего интерьера, наличие национальных костюмов для детей и взрослых, отбор репертуара.
Устное народное творчество
Выполняет важную функцию в становлении и развитии психоэмоциональной сферы ребенка. Например, сатирический фольклор (дразнилки, прозвища, поддевки) играет заметную роль в общении детей. Острое словцо сверстников тренирует выдержку, рождает умение постоять за себя и достойно ответить на словесную атаку, скорректировать поведение и найти свое место в детском коллективе. Страшилки, анекдоты учат оценивать типические жизненные ситуации.
Докучные сказки воспитывают важные качества, необходимые в жизни: умение ждать, обуздывать свои желания, терпеть – то есть тренируют волю ребенка.
Потешки, прибаутки вовлекают ребенка в совместные игры со взрослым, развлекают детей или успокаивают перед сном.
Песенное творчество
Основными его достоинствами являются: жанровое разнообразие, простота и доступность мелодий, своеобразие ладового построения (использование переменного лада). Народные песни отличаются также разнообразием сюжетов, а также тем, что они, как правило, просты и доступны по композиции и выбору художественных средств. Действие в них развивается плавно, последовательно и логично, в текстах много повторов, что делает песни чрезвычайно доступными для освоения детьми. Народная песня может служить лучшим материалом для начальной вокальной работы, так как большинство детских песен и прибауток имеют диапазон, не превышающий интервалов терции и кварты, а также не имеют определенных, закрепленных за каждым напевом тональностей, поэтому исполнять их можно в удобной для каждого исполнителя тесситуре.
В народных песнях большое место отводится природе, которая нередко очеловечивается. Эти песни пробуждают детскую фантазию, желание поговорить с природой как с живым существом.
Сюда относятся песенки-веснянки, заклички, гукалки, которые обязательно сопровождаются игровыми действиями. Детям 6–7 лет могут быть интересны песни семейно-бытовые, лирические, эпические, календарно-бытового цикла. Воспитательное значение – в приобщении детей к обрядовому фольклору: песни сопровождаются действиями, имеющими глубокий символический смысл. Особое место в творчестве русского народа занимают песни, сопровождаемые движением, пляской. К их числу принадлежат хороводные и плясовые песни.
Хороводные игры и танцы
Хороводные игры и танцы позволяют использовать приемы свободного движения под музыку. А рисунки движения народных хороводов теснейшим образом связаны с магической символикой, обладающей целительными свойствами, с вековыми идеалами поведения, осанки, мимики. Танцы в хороводе не мешают пению, не затрудняют дыхание.
У древних восточных славян хороводные песни входили в календарный земледельческий песенный цикл и делились на весенние, летние, осенние, зимние. Позднее они выделяются в самостоятельную область театрально-хореографического творчества: хореографическое и драматическое (разыгрывание сюжета текста песни).
В жанре хоровода различают два основных его вида – орнаментальные (сопровождают песню без ярко выраженного сюжета) и игровые (разыгрывается содержание песни). По характеру движений хороводы можно назвать так : круговые и некруговые хороводы-игры, хороводы-шествия. По характеру музыкально-поэтических образов хороводы разделяются на медленные – лирические и быстрые – комедийно-бытовые, шуточные.
Народный танец
Танец не только удовлетворяет естественную потребность детей в движении, но и является одним из способов самовыражения, через которое человек передает свои эмоции, чувства и понимание красоты. Танцы во многом способствуют выработке хорошей осанки, устранению недостатков развития некоторых групп мышц, подвижности суставов, укреплению связок. Кроме того, каждый народный танец имеет свое эмоциональное содержание, характер, хореографический образ. Чтобы передать выразительность танцевального образа, ребенок не только запоминает сами движения и их последовательность (что положительно влияет на развитие памяти и внимания, но и мобилизует воображение, наблюдательность, творческую активность. Народный танец становится средством нравственного воспитания: позволяет детям прикоснуться к сложившейся в течение веков системе нравственных ценностей и человеческих отношений, в которых мужчина – «орел», «сокол», мужественный, сильный, защита и опора для нее – «павушки», «лебедушки», скромной, грациозной и трудолюбивой.
Детский игровой фольклор
Важнейшее место в педагогическом процессе занимают считалки, жеребьевки, игры разного типа, в том числе и словесные, с игровыми припевами и приговорами. Разнообразие фольклорных традиционных игр, придуманных практически на все случаи жизни, позволяет значительно расширить представление о фольклоре.
Игра на народных инструментах
Это увлекательное занятие развивает музыкальный слух, память, чувство ритма, мелкую моторику рук, совершенствует дыхание. Кроме того, ребенок включается в общее действо.
Знакомство с первыми музыкальными инструментами начинается со звучащих игрушек – свистулек, жужжалок, погремков. Детям дошкольного возраста наиболее понятны шумовые, ударные инструменты: различные варианты игры на двух ложках (индивидуально - на трех, трещотках, бубне, рубеле, колокольчиках, пастушьей доске, коробочке, ветряке, колотушке и др.
Народный театр
Это часть народной игровой культуры, его действо чаще всего разворачивается в период календарных праздников (Святки, Масленица, Вознесение, Пасха, Троица, ярилки, Покров и др., семейных (именины, крестины, свадьбы и пр.) и обрядов. Участие детей в этом театре – неслучайное явление. В форме игры, развлечения продолжается непрерывный процесс обучения, передачи опыта и коллективной памяти. Здесь все наделено глубоким смыслом. В использовании традиционной символики совершаемых действий, произнесении слов, употреблении различных предметов заложены основы социализации ребенка, передачи ему духовного опыта из предыдущих поколений.
Общее дело
В музыкально-фольклорном воспитании все строится на взаимодействии участников педагогического процесса : детей, педагогов и родителей. Фольклорные традиции зарождаются в семье.
Взрослые на протяжении многих лет создавали для детей колыбельные песни, пестушки, потешки, которые становились языком эмоционального общения. Последующие поколения из общей сокровищницы фольклора отбирали доступные восприятию и пониманию детей песни, загадки, пословицы, поговорки, игры. К сожалению, многие современные родители оторваны от корней народного творчества. И поэтому так важно педагогам детского сада вспомнить об истоках музыкальной культуры, вернуть утерянное из народных традиций и обрядов в повседневный уклад или память современных семей. Все это позволит самим детям, участвуя в играх со сверстниками, включиться в творческий процесс создания простейших попевок для игр, считалок, дразнилок, прибауток. Освоение народной культуры не сводится к сумме разученных произведений, а предполагает создание такой атмосферы, когда народная мудрость проникает в сознание, привычки человека и становится частью его жизни.
От простого к сложному
Занятия по ознакомлению с музыкальным фольклором построены по принципу «от простого к сложному». Начало занятий (особенно в старших группах) начинается с распевания. Это своеобразные песни-зарядки. Здесь используются короткие попевки с различной интонацией и окраской голоса (удивление, радость, просьба). В качестве упражнений хороши и песни с инсценировками («Махоня», «Кострома», «Черный баран»). Далее следуют знакомство с новыми произведениями и их разучивание, повторение ранее заученных песен. Выработка певческих навыков достигается с помощью упражнений, которые даются в определенной последовательности, по линии постепенного усложнения задач. На занятиях постоянно используются музыкальные инструменты, которые вводятся постепенно: ложки, трещотки, треугольник, бубны, рубель, металлофоны и пр. Одновременно ведется специальная работа над дикцией и артикуляцией – сначала в прибаутках (скороговорках, дразнилках, считалках, затем в хороводных и плясовых песнях. Эту работу продолжают воспитатели в группах во время игр и занятий. На каждом занятии дети играют в народные игры («Баба-яга», «Бояре», «Коршун», «Гуси-лебеди», воспитывающие характер, волю, развивающие нравственные чувства, укрепляющие ребенка физически.
Заключительная часть занятия дает положительный эмоциональный заряд. Особо хочется остановиться на постановочной работе. Исходя из особого свойства фольклора – его синкретичности – исполнение народной песни часто дополняется, оживляется актерской игрой, пляской, движением. Поэтому постановке песен, их художественному воплощению отводится значительное место в занятиях. Почти в каждой песне можно найти яркие, доступные для детского восприятия образы, какое-то сюжетное развитие, что дает возможность обыграть содержание. Необходимо пробудить в ребенке умение образно мыслить и выражать собственное видение песни. Очень важно при исполнении народных песен научить владеть своими руками, корпусом, не быть статичным. Сопровождая свое пение движениями, дети увереннее интонируют, у них укрепляется дыхание, улучшается дикция, воспитывается чувство коллективного исполнения. Чрезвычайно важна координация движений. Научившись делать простые шаги, притопы, дети переходят к более сложным комбинациям. После того как дети наработали некоторый запас разнообразных движений и овладели достаточной свободой корпуса, когда руки уже не мешают, а помогают исполнению, можно приступать к постановке танца в тех случаях, когда это необходимо. Хороводные песни мы стараемся разнообразить различными видами хороводов : «змейка», «стенка на стенку», хоровод с платками, лентами,
«улитка», «плетень». А в плясовых используем различный шаг, притопы. Мы замечаем, что при исполнении песни дети становятся раскованнее и естественнее, а действо – ярче и динамичнее.
Подбор репертуара
Русская народная песня богата образами, очень выразительна, детям только нужно объяснить смысл, чтобы они вжились в тот или иной образ и песня «заиграла». Репертуар должен быть разнообразным, соответствовать возрасту, музыкальной подготовленности, физическим и певческим возможностям детей, иметь воспитательно-познавательное значение.
Требования к репертуару:
1. Песни должны обладать высокими художественными достоинствами.
2. Необходимо разнообразие тем и образов в песенном материале (что способствует повышению интереса детей к исполнению песен и делает более богатыми их впечатления и представления об окружающем мире). Например, фантастические, сказочные образы из календарных обрядовых песен оказываются очень близкими детям 6–7 лет («Коляда», «Весна-красна», «В чистом поле» и др.). Постоянной частью репертуара стали такие игры, как «Паучок», «Заинька», «Бояре», «Кострома», «Ходит царь». Есть в нашем репертуаре и песни в обработке композиторов классиков: Лядова, Римского-Корсакова, Балакирева, Гречанинова. Множество ярких обработок для детей есть и у советских композиторов (М. Иорданского, В. Царегородцева, В. Позднеева).
Основное место в нашем репертуаре занимают оригинальные образцы народной песни. Например: хороводные «Как под наши ворота», «На горе, горе»; шуточные хороводные «Как у бабушки козел», «Да как Володина сноха»; частушки «У Федорки на задворках»; календарные песни очень удобны для детей младшего возраста – небольшим диапазоном и ясностью мелодики: «Коляда-маледа», «Щедровочка щедровала», «Кулик-весна», «Масленица-полизуха», «Купалочка»; сюда же привлекаются и другие жанры детского фольклора: считалки, прибаутки-потешки, колыбельные и небылицы.
3. Песни должны быть доступны для понимания и исполнения и по образному содержанию, и по вокально-музыкальному рисунку. Бережно относясь к первоисточнику, мы иногда вносим небольшие изменения: если песня имеет сложную мелодику, делаем аранжировки. При этом стараемся, чтобы упрощение распева не нарушало его мелодической основы; даем песню в удобной для исполнения тональности. В этом отношении репертуар младшей и старшей групп значительно различается.
4. Каждая новая песня должна прививать новые певческие или музыкальные навыки, которые помогали бы дальнейшему развитию детей. Здесь же ребята знакомятся с разнообразными жанрами народных песен, содержание которых раскрывает красоту русской природы, достоинство нашего народа.
Задача музыкального руководителя – воспитать в детях своеобразное музыкально-эмоциональное мышление. В основе занятий лежит неразрывный синтез: пение, танец, инструментарий, теория (слушание музыки, театр, причем театр является основой всех занятий с детьми.
Для знакомства детей с русским народным театром в театральном уголке нужно собирать все необходимое для инсценировок русских народных сказок, для кукольного театра. К. С. Станиславский советовал актерам учиться у детей, игру которых отличает «вера и правда».
К сожалению, на практике народные игры не занимают еще должного места в детских садах. Некоторые педагоги и музыкальные руководители стесняются выносить их на свои занятия, считая их «низкопробными», забывая, что дети хотят играть, двигаться и петь. Необходимо вернуть детям народные игры в их подлинном виде и значении, обратиться к их поучительным традициям. Подводя итог всему сказанному, следует напомнить о необходимости связи игры с жизнью; нужно научить детей естественно передавать свои мысли, естественно поступать, интонировать свою речь – это и есть конечная цель музыкального руководителя, а помочь ему в этом смогут все средства: слово, интонация, музыка, пение, движение, костюм, театр, пляска и народные инструменты, игровой момент, присутствующий почти в любой народной песне.
Регулярно (раз в месяц) вместе с воспитателями и родителями нужно проводить досуги : знакомить детей с песнями различных областей России, с традициями регионов, с характерными деталями народного костюма. Говорить о народном календаре, о приметах и поверьях старины, слушать мелодии с просмотром слайдов, встречаемся с исполнителями народных песен. Дети и взрослые играют в фольклорные игры, водят хороводы, участвуют в народных обрядах, изготавливают элементы народного костюма. Такая форма работы привлекает детей, помогает перейти на иной уровень коммуникации. Фольклорный праздник становится итогом проведенной работы. Дети любят выступать перед публикой. Каждый концерт – это большая радость и творческий отчет перед родителями, педагогами и самими собой. Ребенок учится чувствовать сцену, не бояться ее, вести себя естественно и непринужденно.
В годовой план детского сада, помимо основных праздников, нужно включать четыре фольклорных: праздник урожая «Осенины», Рождество и Святки, Масленица, Троица. Русские календарные праздники – уникальная возможность для детей ежегодно погружаться в мир народных песен, танцев, обрядов. Дети получают огромное удовольствие от встречи с прекрасным, самобытным народным искусством. Для изучения музыкального фольклора мы разработали перспективный план музыкальных занятий (на основе программы Е. Г. Борониной «Оберег») по сезонному принципу. На каждый период ставится задача, в соответствии с которой определяются темы занятий и подбор репертуара. Изучение каждого раздела завершают досуги или фольклорные праздники на календарные темы.
В заключение хотелось бы еще раз отметить, что русская песня всегда утверждала высокую духовность народа, красоту и гармоничность мира, любовь к Отечеству. Она во многом может повлиять на судьбы будущих поколений, их нравственный и морально-этический уровень, их мировосприятие. И поэтому, на наш взгляд, народные традиции должны лечь в основу воспитания детей не только в студиях и кружках дополнительного образования, но и в дошкольных образовательных учреждениях. Пути приобщения к фольклору самые разные.
Но главное – чтобы это приобщение было систематическим, чтобы этим делом занимались квалифицированные, увлеченные своим делом специалисты.