Плахотина Наталья Геннадьевна
Консультация для педагогов и родителей «Таблица Ропп для развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов и родителей
«Таблица РОПП для развития речи детей дошкольного возраста»
Составила: воспитатель МБДОУ
детский сад № 1 Плахотина Н. Г.
Связная речь дошкольника является значимым показателем его речевого и общего развития. Если ребенок в разговоре хорошо раскрывает смысл, логически и последовательно рассказывая о чем-либо, то взрослые отмечают, что он говорит складно и связно.
Темочки:
Отрадно, что умение говорить осмысленно и понятно формируется с помощью обучения. А значит, родители и воспитатели могут помочь дошкольнику освоиться в использовании родного языка.
Главная цель, которую преследует мое авторское пособие «Таблица РОПП» и набор картинок по темам для составления короткого рассказа – это стремление к развитию речи и мышления детей. Рассматривая выбранную картинку, ребенок старается описать изображенное на ней, ему предлагается продолжить изображениями свободные клетки таблицы и когда ребенок заполнит всю таблицу картинками и рисунками, то предлагается придумать свой единый и логически связный творческий рассказ. Для развития связной речи существует огромное количество способов, но я выбрала дидактическую игру на основе моего пособия «Таблица РОПП».
Как же ее можно использовать?
Один из них, уже упомянутый, – картинки для составления короткого рассказа. Чрезвычайно важно, что изображения подчинены единой тематике, а значит ребенок, рассматривая их, сможет составить связное сообщение и придумать свой последовательный творческий рассказ. Не зря при обучении иностранному языку изучающих просят описать картинку, придумать продолжение и сюжет. Эта методика применима и для развития речи дошкольников в рамках детского сада. Вы можете скачать наборы картинок для составления короткого рассказа и распечатать их для работы.
Методика по развитию речи на основе картинок для составления короткого рассказа несложная. Советуем начинать занятия с пособием с детьми 3 лет. Сначала предложите поиграть с ребенком в новую интересную игру, разложить перед ним картинки по одной теме, на самой простой «Таблице РОПП» состоящей из 4 х клеток, и наклеить выбранные ребенком картинки в 1-2 клетки, и придумать совместно какую-нибудь историю, рассказ. Следите за тем, чтобы при описании ребенок не перескакивал с одного действия, предмета на другой, а излагал мысли последовательно, логично. Проведя такое занятие один раз, вернитесь к проработанной картинке через некоторое время: спросите у малыша, помнит ли он составленный им рассказ, какие детали он не учел, что мог бы добавить. Наборы тематических картинок для составления короткого рассказа хороши по развитию речи во всех возрастных группах и усложняются (по количеству клеток, по сложности тем, по количеству тем для выбора, например старшему ребенку предлагается составить творческий рассказ из набора разных тем и тем самым расширить горизонты). Описание картинок находящихся на «Таблице РОПП», рассказ на основе рисунков с сочетанием готовых картинок, может стать средством для активизации творческого рассказывания детьми. Обычно дети с удовольствием откликаются на подобные задания, поскольку детская фантазия еще не закоренела, ее полет свободен и беспрепятственен.
Методика работы с картинками для детей потребует от педагогов и родителей внимания и регулярности занятий. Именно педагог и родитель должен быт заинтересован в развитии речи ребенка и искать новые формы работы.
Набор картинок для детского сада или домашнего использования для детей ориентированы на разную тематику. Например, можно составить рассказ на тему «Семья», «Времена года», «Лес», «Дом» и т. д. их у меня на данный момент собрано более 20. Работа по развитию речи для детей предполагает всесторонний охват разных тем, по которым может быть составлен рассказ. В достижении поставленных задач очень помогает использование в детском саду моего авторского пособия «Таблица РОПП», к которому будут приложены картинки на выбранную тематику. В результате серии таких занятий дети, начинают говорить гораздо более связно, логично, прослеживается единая нить в их речи.